Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кобзев А.И. – Китайский эрос 3 страница



 Симэнь Цин был тронут и польщен ее предупредительностью: - Я уверен, что ни одна другая женщина так бы обо мне не позаботи- лась, - сказал он.

 Золотой Лотос приоткрыла рот чуть шире, и он направил туда свой член.

Она торопливо глотала, не позволяя ни капле пролиться на лицо.

 Закончив, он спросил: - Как было на вкус?

 - Немного солоновато, - ответила Золотой Лотос. - У тебя есть аромат- ные листья чая, чтобы отбить запах /3/?

 - Чай в мешочке, в кармане рукава моей куртки. Угощайся.

 Золотой Лотос потянулась к белой куртке, брошенной на стойку кровати, нашла мешочек и сыпанула листьев себе в рот.

 Гарем неизбежно ассоциировался с любовью между женщинами. Иногда, когда сотни женщин жили вместе, методы взаимного удовлетворения были продуманы до мелочей, нередко с благословения понимающего господина, ко- торый мирился со своей ограниченностью, особенно если он был в годах.

Кроме взаимной мастурбации и любовных объятий, женщины использовали на- бор разнообразных приспособлений. Самыми лучшими считались искусственные пенисы из полированной слоновой кости или лакированного дерева, имевшие волнистую поверхность. На изображающей любовную сцену картине эпохи Мин /4/ изображена девушка, к бедру которой прикреплен ремешками искусствен- ный пенис - таков расположение не совпадает с анатомией мужчин, но тре- бует меньше усилий при работе с ним. Дальнейшее усовершенствование этого инструмента говорит об изобретательности китайцев. Двухконечный ис- кусственный пенис длиной в 12 дюймов /5/ с прикрепленными к середине двумя петлями из шелкового шнура позволял поклонницам сапфической /6/ любви получать удовольствие одновременно. Приняв положение, при котором их "яшмовые врата" оказывались обращенными друг к другу, по очереди при- тягивая петли шнурка, они добивались того, что каждое движение доставля- ло удовольствие обеим. После появления качественной резины последовало дальнейшее усовершенствование - была добавлена "мошонка", наполнявшаяся теплым молоком; нажатие на нее имитировало момент экстаза у мужчины.

 Если бы требовалось определить ту единственную область сексуального своеобразия, в которой китайцы преуспели больше всего, то таковой, не- сомненно, явилось бы использование сексуальных вспомогательных средств и приспособлений. По мере развития их утонченного общества, по мере того, как похотливая наивность уступала изобретательности интеллекта, появился тот, кого можно назвать педантичным любовником. В своей сумке наряду с косметикой и шелком, предназначенным в подарок его женщине, он носил лю- бовные трактаты; в его карманах наряду с предметами личного пользования хранился и мешочек с приспособлениями для занятий любовью. В их число входили "порошок для удовольствий на ложе" и другие стимуляторы, кроме того, возбуждающие мази для смазывания "петель" "яшмовых врат", серные кольца, серебряные воротнички, зажимы, колпачки и "полировщики яшмовой ступени" (приспособления для массажа клитора), а также довольно прими- тивный набор противозачаточных средств. Тем, кто страдал от утраты эрек- ции после начала сношения, рекомендовалось во избежание "возврата семе- ни" использовать ленты, туго обвязанные вокруг основания пениса.

 Описание подобной сцены, серьезно-комическая перекличка животного и разумного в человеке, приведено в следующем отрывке из "Цзинь, Пин, Мэй": Госпожа Услада Сердца пригласила его пройти в спальню, где был уже накрыт стол для пиршества. На нем стояли разнообразные блюда из курицы, утки и мяса, а также острые блюда. Сев, он расстегнул одежды в предвку- шении пира, и она поднесла ему чашу вина. Какое-то время они ели и пили, почти не переговариваясь, но ближе к концу пьянящее вино создало более свободную обстановку. Они сдвинули стулья и сидя обнялись, затем она забросила ему на колени свои ноги, и он дотронулся до них. С этим сигна- лом его готовности они встали и помогли друг другу раздеться, затем он отнес ее на кровать.

 Она тщательно подготовила ложе. На нем лежала двойная подстилка с тем, чтобы им было удобно по ней кататься; покрывало было осыпано аро- матным порошком с сильным запахом. Над изголовьем висела картина, изоб- ражающая резвящихся Зеленого Дракона и Белого Тигра" /7/, к стойкам кро- вати привязаны колокольчики. Госпожа Услада Сердца с удовольствием отме- тила, что эти роскошные приготовления были быстро и должным образом оце- нены, ибо еще перед тем, как он лег рядом, он был уже полностью возбуж- ден. - Через минуту я буду с тобой, - пообещал он, затем извлек расшитый шелковый мешочек.

 Осторожно открыв его, он разложил у края покрывала следующие предме- ты: серебряный зажим колпачок Вечного Желания обработанные лекарствами Ленты Желания серное Кольцо Похоти яшмовое кольцо для пениса возбуж- дающие похоть притирания татарский любовный колокольчик.

 - Ну, как тебе нравятся мои приспособления для блуда? спросил он.

 Она почти утратила дар речи и не могла ничего сказать, лишь откину- лась на подушку, являя собой картину страха и предвкушения. Рот ее при- открылся, дыхание участилось, руки ослабли, но колена уже поднимались в воздух. Укрепив серебряный зажим на "яшмовом черенке", он смазал его притиранием и расположился между ее колен. Оценив положение кратким на- жатием на "яшмовые врата", он отодвинулся и добавил серное кольцо, а также желто-голубую ленту. Усилившись таким образом, он с трудом вошел в "беседку удовольствий", сразу заставив ее вскрикнуть от боли и наслажде- ния, как будто лезвие все глубже и глубже вонзалось в нее.

 Традиционный обычай "удержания цзин" (семени) с помощью метода прер- ванного сношения имел в глазах китайцев, кроме его предполагаемого тера- певтического и омолаживающего эффекта, и два иных преимущества. Этот ме- тод позволял китайцу продлевать сношение, и когда он был обязан распре- делять свои усилия между несколькими любовницами, ему было важно не из- нурять себя непрерывным семяизвержением. Этой техникой отнюдь не пренеб- регают и современные восточные любовники; китайцы и японцы попрежнему обладают уникальной репутацией за их изысканные и в то же время мара- фонские по длительности любовные игры.

 Практика "продления сношения", занимающая час или два, имела и соци- альный аспект, часто заставляя партнеров в процессе полового акта зани- маться и другими делами. Жизнь в Китае всегда была социально ориентиро- вана, причем как стремиться к уединению, так и ожидать его соблюдения можно было лишь в самых минимальных дозах; присутствие посетителей в спальне не вызывало того замешательства, которое оно вызвало бы в других странах.

 Соответственно и занятый правитель, чиновник или торговец, имевший обычай часами проводить время в обществе любовниц, был в состоянии усердно заниматься делами. Как в романах, так и в придворных записях приводится немало случаев, когда мужчина для подписания бумаг не отстра- нялся от женщины, а обсуждение срочных дел с приглашенными сопровожда- лось время от времени движениями корпуса, чтобы убедиться, что эрекция еще не закончилась. Характерной чертой эротических гравюр эпох Сун, Юань и Мин /8/ было присутствие служанок, либо читающих любовникам стихи, ли- бо поглаживающих их, либо предлагающих освежающие напитки во время паузы при "продленном сношении". Пользовались также популярностью занятия лю- бовью на свежем воздухе, особенно жарким летом, и в литературе описано не только немало забавных сцен под сенью деревьев, но и веселая пикиров- ка между совокупляющимися парами и прохожими по ту сторону стены сада.

 Другие звуки в подобные моменты мог издавать "бирманский коло- кольчик". Этот пустой серебряный шарик размером с ягоду помещался в ва- гину перед сношением и вследствие примечательного воздействия тепла и движений на находящийся внутри колокольчика маленький шарик было слышно постоянное позвякивание. Другая разновидность этого приспособления со- держала каплю ртути и крохотный "молоточек". Два таких "колокольчика", обернутые в вату, часто помещались под большие половые губы и весело названивали, когда любовники начинали движения. Эту игрушку любили также лесбиянки. Ее внедрение вместе с другими приспособлениями при длительном использовании вызывало иногда деформации малых половых губ и растяжение клитора. Средневековые китайские книги по медицине описывают жалобу, ха- рактерную для наложниц, обойденных вниманием мужчин. Она обозначена тер- мином "возгордившийся клитор", это один из признаков "гаремной нимфома- нии" (вэйтун-ши).

 Эта очаровательная терпимость по отношению к большинству человеческих слабостей не была, однако, всеобъемлющей, и среди тех немногих, к кото- рым относились с отвращением или враждебностью, были те, кто имел репу- тацию лицемеров или людей, склонных к притворству. К этой категории от- носились монахи и монахини. Китайцы не были религиозными, по крайней ме- ре, в общепринятом смысле, и буддийские монахи вызывали как презрение, так и недоверие, особенно у непримиримых конфуцианцев, считавших их при- шельцами с Запада /9/ Однажды численность таких "чужаков", требовавших привилегий в силу принадлежности к монашеству, достигла полумиллиона, что вызывало появление таких едких стихов, как "Зловредность монахов и монахинь" ("Сэн-ни не-хай"), принадлежащих кисти Тан Иня (XVI век): По слухам, монахи ведут святую жизнь, Это люди прямые и твердые, как колонна или луч.

 Они бреют бороды и стригут волосы, Все у них блестит с головы до ног, И все же ничто не сияет, как то орудие, Которое они то и дело извлекают из своих одежд.

 Глаза монахов подобны крысам, жаждущим воска, Их руки загребают все, что приносится в жертву.

 Они притворяются, что святые, и стоят над плотскими утехами, Рассказывают лживые басни о Священном зубе Будды /10/, А сами поддаются похоти при каждой возможности, И их священные одеяния колышутся между женских ног.

 Поймаешь их в такой момент - они тут же заявляют, Что не боятся ни Неба, ни Преисподней - Однако придет и для них Судный день!

 В обществе, где правосудие часто было скорым и безотлагательным, где "Книга правил" и другие авторитеты ясно определяли происхождение и пос- ледствия нарушений норм, вынесение телесных наказаний было обыденной чертой жизни. Бамбук произрастал в изобилии, как будто Природа предназ- начила его для использования в целях поддержания порядка, а фаталисти- ческий характер народа принял как эту, так и другие формы насилия. Такой фатализм опирался на абсолютную власть императора и его чиновников, а также на внутреннее чувство незыблемости порядка бытия и уважение к древним традициям.

 Бесспорно, элемент садизма присутствовал в каждом ударе руки отца, палки учителя, меча палача или ноги солдата, и широкое распространение телесных наказаний вызывает сомнений не больше, чем иные аспекты общест- венной практики или семейных отношений. Они были всего лишь одним из элементов огромного целого. Древний китайский афоризм гласит: если сын оскорбил отца и знает это, единственное, что он может сделать, - принес- ти отцу палку и принять от него наказание. Говорят, что 2000 лет назад Бо Юй горько плакал, принимая побои палкой от престарелой матери. Пос- кольку он был уже почти взрослым и не плакал до того долгие годы, мать спросила его о причине слез. Тогда Бо Юй признался, что заплакал не от боли, а оттого, что удары бамбуковой палкой были так слабы - он понял, что мать слабеет от старости.

 Эта и другие истории не только выражали сентиментальное отношение к возданию и освященное временем приятие заслуженного и неизбежного, они были частью концепции соответствия наказания преступлению. По этой при- чине приговоры часто приводились в исполнение публично, и человеческое сочувствие к жертве совсем необязательно колебало веру в систему. Пос- ледняя включала в себя много сложных и жестоких разновидностей пыток.

Свод законов ("Да Цин люй ли") был составлен во время династии Сун (960- 1127 гг.); количество ударов, к которым приговаривали в наказание, оста- валось неизменным до XX века. Большинство преступлений, наказывавшихся палками, было скорее нарушением обычаев поведения или недостатком сынов- ней почтительности, нежели проступками более криминального свойства. 60 ударов "длинными палками" были наказанием за уклонение от соблюдения траура по умершему деду или бабке посредством сокрытия факта смерти, за непроявление скорби, за игру на музыкальных инструментах или за преждев- ременное снятие траура. 80 ударов были наказанием для жены или наложни- цы, выказавших неповиновение мужу (если он отведет их в суд), подобное же наказание "короткими и толстыми палками" налагалось, если подсудимый уклонялся от созерцания некоторых общественных праздников. Считалось, что свод законов призван регулировать все случаи нарушений норм в жизни клана, племени или семьи и таким образом установить социальную гармонию и равновесие, причем ожидалось, что аристократия своим правильным пове- дением послужит образцом для низших классов. В этих условиях - еще более усложненных длительностью существования суровых традиций - природу и степень проявления садизма, бытующего в качестве средства поддержания дисциплины или наказания, определить трудно. Если сексуальный садизм был мало распространен среди мужчин, то сведения о его распространении в женской среде встречаются нередко - особенно там, где полигамное строе- ние домохозяйства доводило напряженность и ревность до невыносимой сте- пени. Обычная ситуация, которая должна была повторяться очень часто, приведена в "Рисунках света и тени", романе раннего периода династии Цин. В сцене описано наслаждение, с которым старшая жена мучает одну из наложниц мужа по имени Сладкий Ручей. Двум слугам было приказано привязать Сладкий Ручей к деревянному столбу, затем началось зверское избиение. Оно продолжалось большую часть дня, за это время и жена, и наложница дважды принимали пи- щу. Страсть жены к применению бамбуковых палок и кожаных ремешков в кон- це концов довели жертву до беспомощности, после чего ее остригли наголо, а жена испытала в этот момент приступ оргазма.

 Подобное бывало и при дворе, где новые фаворитки правителей нередко выдавались на пытку ранее отвергнутым женам и наложницам. Обычно побои направлялись на половые органы, несчастных жертв забивали до полусмерти, засыпали им во влагалище раздражающие вещества (например, песок) или, что еще более жестоко, вводили туда раскаленные докрасна металлические прутья и тому подобные предметы. Нередко у жертв отрезали груди и соски, девушек заставляли совокупляться с козлами, баранами и даже ослами - это представление устраивалось перед глумящейся толпой, причем наиболее шум- но вели себя подруги жертвы.

 Хотя надругательства самого худшего плана совершались при дворах пра- вителей, членов правящего дома или деспотичных губернаторов, не обходили сцены насилия и жилища более скромных семейств. Тут, конечно, дело не доводили до крайностей кровавых пыток и убийств, но приводимая ниже сце- на из "Цзя чан е ши" ("Рассказы о необычайных семьях"), романа времен династии Мин, дает картину неожиданной вспышки насилия в доме. Жена Ди-жэня, Ароматный Цветок, ревнует его к любимой наложнице, но не может направить свою ярость на эту находящуюся под защитой мужа женщину, и набрасывается поэтому на свою служанку, Чистый Хрусталь. Служанка имела несчастье пролить масло на новые туфельки хозяйки: - Ах ты, неуклюжая ослица! - завизжал а Ароматный Цветок, - посмотри, что ты сделала с моими лучшими туфлями!

 Чистый Хрусталь наклонилась, чтобы посмотреть, и получила удар по ще- ке одной из туфель; потекла кровь. От потрясения и боли она отступила на шаг, но хозяйка подскочила к ней.

 - А, ты от меня убегаешь! Я тебе неприятна, я тебе угрожаю! - кричала она. - Весенний Цветок! Весенний Цветок! - Старшая из двух служанок выш- ла из внешнего дворика. - Эта безмозглая рабыня оскорбила меня - принеси кожаный кнут!

 Прекрасно понимая, что ярость хозяйки может столь же непредсказуемо обратиться и против нее, Весенний Цветок повиновалась. Когда она возвра- тилась с кнутом, ей было приказано раздеть плачущую Чистый Хрусталь.

 - Держи ее за руки, если вырвется, займешь ее место! - кричала в ярости Ароматный Цветок.

 Чистый Хрусталь была, казалось, слишком напугана, чтобы сопротив- ляться стремлению Весеннего Цветка раздеть ее побыстрее, но когда ее за- тащили на высокую тахту и кнут в руках госпожи опустился, причиняя ост- рую боль, на ее обнаженную спину, она завизжала, как свинья, которую ре- жут. После четвертого или пятого удара кнутом Ароматный Цветок сделала перерыв и сказала: - Мне приходится больнее, чем тебе!

 Это прозвучало так зловеще, что девушка закричала громче, чем обычно.

 - Может быть, хватит? - отважилась спросить Весенний Цветок.

 Кнут снова обрушился на спину Чистого Хрусталя, и в комнате поднялся крик, как на скотобойне. Этот крик разбудил в соседней комнате дедушку Вэя, и, когда он сел на ложе, Волшебный Коралл крикнула ему с соседней кровати: - Иди и уйми свою дочь, пока она не разбудила малыша.

 Дедушка Вэй немедленно приказал своей жене встать с теплого кана и пойти прекратить шум. Когда старуха вошла в соседнюю комнату, Ароматный Цветок уже успела нанести тридцать или сорок ударов кнутом.

 - Твоя старшая сестра боится, что ты разбудишь малыша! - сказала ма- тушка Вэй. - Я не против, чтобы ты побила кнутом эту ослицу, но ты могла бы подумать и о ребенке.

 Это требование еще больше взбесило Ароматный Цветок. Она толкнула свою престарелую мать так, что та рухнула в стоявшее поблизости "манда- ринское кресло" /11/, и нависла над ней.

 - Уж не будешь ли ты указывать, как мне обращаться с моими собствен- ными рабынями! Я не потерплю, чтобы кто-то являлся ко мне в комнату и вмешивался в мои дела!

 - Я зашла лишь за чашкой холодного риса, - робко произнесла старая женщина, - но что-то мне его уже не хочется.

 Когда матушка Вэй вышла, Ароматный Цветок бросилась к рыдающей на тахте девушке, перевернула ее на спину и расцарапала ей лицо. Ногти были такими острыми, что оставили на обеих щеках длинные глубокие раны, одна- ко девушка ухитрилась скатиться за тахту, откуда виднелись лишь подошвы ее босых ног. Этого, однако, было достаточно для Ароматного Цветка. Она выхватила из очага бамбуковую трубку для раздувания огня и стала бить ею по виднеющимся ступням. Когда она довела до изнеможения скорее себя, не- жели свою жертву, то бросилась на кровать, отослала служанку в ее комна- ту и стала лежа ждать возвращения Ди-жэня. Она чувствовала, что облива- ется потом, но не пот тревожил ее, а та часть души, которой она ждала возвращения своего заблудшего мужа.

 Старая китайская пословица: "Яд черного скорпиона или зеленой змеи не так опасен, как яд, находящийся в сердце женщины".

 Поскольку мужчина безоговорочно считался господином и поскольку нор- мальные запросы его жен и наложниц создавали немалый спрос на его энер- гию и склонность к сексуальным новшествам, расстройства, приводившие его к садизму, были минимальны. Проявления садизма имели место, скорее, при склонности мужчины к новизне, чем были выражением необузданной жестокос- ти. В "Цзинь, Пин, Мэй" есть описание одного из этих, скорее, рассудоч- ных случаев проявления спокойного садизма.

 Вследствие столь многих дней непрерывных занятий любовью ноги Симэнь Цина ослабли настолько, что он понял - ему нужно либо отдохнуть, либо принять "зелье долголетия и сладострастия". Он выбрал последнее, но тут припомнил, что к травам следует добавить женского молока. Госпожа Как-Вы-Желаете находилась в своей комнате; волосы ее были украшены цве- тами, и выглядела она очень привлекательно. Он тут же спросил, не может ли она нацедить немного молока, чтобы развести лекарство. Она с готов- ностью согласилась, и пока жидкость стекала в порошок, крикнула служанке принести чай и чего повкуснее.

 Когда девушка ушла и выпитый чай смыл остатки лекарства, Симэнь Цин закрыл дверь и улегся на тахту. Затем он расстегнул белые шелковые штаны и извлек свой "яшмовый корень", закрепленный в серебряном воротничке. Он захотел, чтобы госпожа Как-Вы-Желаете возбудила его ртом, на что она согласилась, и пока занималась этим, он стал отведывать от разных блюд.

 - Ты, конечно, хорошо работаешь ртом, - сказал он, - я куплю тебе са- мую лучшую вышитую кофту, какую смогу найти. Ты оденешь ее на праздник 12-го дня первой луны" /12/. - Несколько мгновений понаблюдав, как она действует ртом, он добавил: - Ты позволишь мне зажечь на твоем теле "фимиам страсти"?

 - Как тебе хочется, - ответила женщина. - Я на все готова. Он сел, велел ей запереть дверь и из кармана на рукаве достал три маленькие пи- рамидки "фимиама страсти". Затем он снял с нее юбку и нижнее белье, ос- вободил ее грудь и положил обнаженную женщину на тахту. Один кусочек фи- миама он положил чуть выше пупка, еще один - между грудями, третий - среди глянцевитых волос "шелкового веера" /13/. Затем он поджег фимиам кончиком горящей ароматической палочки.

 Вида трех крохотных спиралей дыма и действия снадобья, принятого раньше, оказалось достаточно, чтобы его "мужское острие" напряглось; ра- дость оттого, что он не настолько изможден, чтобы на день-другой отка- заться от удовольствия, заставила его немедленно погрузиться во "внут- ренние покои". После нескольких минут интенсивной работы он потянулся за ручным зеркалом и положил его ниже поля битвы, чтобы лучше видеть ход сражения. К этому времени пирамидки фимиама наполовину выгорели, и жен- щина начала чувствовать жар.

 - Прекрати, пожалуйста, жжет! - вскрикнула она, прикусив от боли гу- бу.

 - С кем ты обычно блудишь? - потребовал ответа Симэнь Цин.

 - Обычно с Сюн Ваном, но на сегодня можешь назвать меня своей, - вы- давила она.

 - Так ты шлюха Сюн Вана! - закричал он, будучи снова занят в "нефри- товой беседке". - А мне ты предлагаешь только свое тело!

 - Но я хочу стать полностью твоей... Ну, пожалуйста, жжется ведь!

 - Ты находишь, что я лучше Сюн Вана?

 - У тебя величайшее орудие в мире!

 Не без удовольствия поддерживая этот неприличный обмен репликами, Си- мэнь Цин продолжал нырять в "золотую долину" и изучать вид, открывающий- ся в зеркале внизу. Раздвинутые розовые губы влагалища выглядели, как открытый рот тропической птицы, а черные волосы по обе стороны от них были мокрыми и лоснящимися, как будто перья птицы намокли. Вдохновленный этим вновь открывшимся видом, Симэнь Цин поднял ее ноги выше обычного, в то время как она продолжала иступлено вскрикивать от удовольствия и жгу- чей боли от горящего фимиама. Ее удовольствие и боль достигли пика, ког- да его "облако" прорвало. Падая на нее сверху, он не забыл смахнуть пос- ледние тлеющие угольки.

 - Ты непременно получишь самую лучшую вышитую кофту, какую я только найду, - пообещал он. - И ты должна быть в ней на праздник 12-го дня первой луны.

 Уже сама по себе жестокость половой битвы была не без садистского значения, в частности, она ассоциировалась со сражением и необходимостью добиться триумфа. В таких любовных трактатах эпохи Мин, как "Боевые действия на цветочном поле", женщины открыто назывались "врагами"; мно- гое в беседах Желтого императора /14/ с тремя его богинями было подчине- но необходимости принуждать их к покорности. Идея превосходства ян над инь не была, однако, ограничена спальней: во Вселенной, разделенной на мужское и женское начала, идея сексуального доминирования распространя- лась и на неживое. Военачальник Фу Цзянь хвастал, что способен остано- вить течение потока (инь). Он выстроил на берегах отряд людей с кнутами в руках и приказал им сечь реку, пока она не покорится. К вечеру люди падали от усталости, а воды продолжали безмятежно течь. Есть еще рассказ о Шихуане /15/ (271-200 гг. до н.э.), пожелавшем построить каменную дам- бу в море, чтобы наблюдать с дальней ее оконечности восходы и закаты солнца. Строительство дамбы было почти завершено, когда она неожиданно разрушилась. Ее восстановили, но вновь случилось то же самое. Ши-хуан приказал бить камни кнутом, "пока на них не появится кровь", после чего "инь стала послушна" и дамба была завершена.

 Красива девушка, которой нет шестнадцати, Мягкие груди белы и гладки, Но между ног у нее ужасная ловушка, В которую попадается мужское стремление.

 Ее коварство именуется страстью, За которую мужчина умирает с радостью; Кровь и жизнь покидают его За эту девушку в пьянящие шестнадцать лет.

 Ван Шичэн Самым жестоким в сумеречной стороне любви был обычай и героический, и трагический одновременно. Он был широко распространен до начала нашего века; говоря о нем, самое лучшее - привести соответствующий отрывок о сатизме /16/ из работы Джастеса Дулитла об общественной жизни китайцев, вышедшей в 1867 г. Он писал: А теперь опишу два уникальных обычая, касающихся, в частности, вдов, не выходящих снова замуж.

 Некоторые вдовы по смерти своих мужей решают не жить без них и прис- тупают к лишению себя жизни. Китайский сатизм отличается от индийского тем, что он никогда не осуществлялся через самосожжение. Способы его осуществления различны. Некоторые принимают опиум, ложатся и умирают у тела своего мужа. Другие морят себя голодом до смерти, топятся или при- нимают яд. Еще один способ, к которому иногда здесь прибегают, это при- людное самоубийство путем повешения поблизости от своего дома или в нем.

Об этом намерении сообщается предварительно для того, чтобы желающие могли присутствовать и созерцать это деяние.

 Истинные причины обращения вдов к сатизму различны. Некоторыми движет преданная привязанность к покойному, другими - чрезвычайная бедность их семей и трудность заработка на честный и уважаемый образ жизни, прочими - факт или перспектива грубого отношения со стороны родственников мужа.

Иногда в бедных семьях братья усопшего мужа советуют или настаивают на повторном замужестве молодой вдовы. В одном таком случае, происшедшем здесь около года назад, побудительной причиной к прилюдному самоповеше- нию молодой вдовы стало то, что деверь настаивал на ее повторном замуже- стве. Когда она ответила отказом, он внушил ей, что единственный для нее способ заработать на жизнь, принимая во внимание царившую в семье нужду, - пойти в проститутки. Такое бессердечие довело ее до исступления, и она решила покончить жизнь самоубийством. Она назначила для этого определен- ное время. Утром назначенного дня она посетила некий храм, воздвигнутый для хранения табличек /17/ и увековечения памяти "добродетельных и поч- тительных" вдов, расположенный близ южных ворот этого города. Ее носили взад и вперед по улицам в паланкине четыре человека, на ней было яркое платье, в руке она держала букет свежих цветов. После того, как она зажгла в храме ароматические палочки и свечи перед табличками, что соп- ровождалось обычным коленопреклонением и поклонами, она возвратилась до- мой и во второй половине дня лишила себя жизни в присутствии огромной толпы зрителей.

 Обычно в таких случаях в доме вдовы или на улице перед домом воздви- гается помост. В назначенный час женщина восходит на помост и брызгает водой на четыре его стороны. Затем она разбрасывает вокруг несколько ви- дов зерна. Это своего рода залог приумножения и процветания ее семьи.

Вдову усаживают в стоящее на помосте кресло, затем обычно к ней подходят ее братья и братья ее мужа, которые поклоняются ей. Часто это сопровож- дается принесением ей в жертву чая или вина. Когда все готово, она взби- рается на табурет и, взявшись за веревку, прочно укрепленную другим кон- цом на возвышенной части помоста или на крыше дома, завязывает ее на шее. Затем она отталкивает табурет и становится таким образом своим собственным убийцей.

 Некоторые правительственные чиновники поощряли самоубийства вдов не только своим присутствием при этом, но и участием в поклонении. Говорят, однажды женщина, после того как ей были оказаны почести, вместо того чтобы взойти на табурет, укрепить на шее веревку и повеситься, как ожи- далось, вдруг вспомнила, что забыла накормить своих свиней, и заторопи- лась прочь, обещая вскоре вернуться, какового обещания не выполнила.

После этого обмана ни один чиновник не присутствовал на сати в этом го- роде.

 Публичное самоубийство вдовы всегда привлекает толпы зрителей. Об- щественное мнение поддерживает этот обычай достаточно, чтобы он считался почетным и ставился в заслугу, хотя не настолько, чтобы он стал очень частым явлением. Братья и близкие родственники вдовы, покончившей с со- бой после смерти мужа, считают это почетным для семьи и нередко испыты- вают удовлетворение, имея возможность представляться ее братьями и родственниками.

 Иногда девушка, помолвленная с умершим до свадьбы человеком, решает скорее покончить с собой, повесившись публично, нежели быть вновь сосва- танной или жить незамужней. Если не удается уговорить ее изменить реше- ние, ей разрешают назначить день самоубийства, она посещает вышеупомяну- тый храм, если он не слишком далеко, взбирается на помост, сооруженный у дома ее нареченного мужа, и уходит в вечность таким же, в основном, об- разом, как и вдовы, решившие не жить дольше своих мужей. Гроб девушки в подобных случаях зарывают рядом с гробом ее суженого и одновременно с ним.

 Блаженное состояние невежества относительно связи между "небесным сражением" и венерическим заболеванием позволило многим поколениям ки- тайцев вести свои любовные дела без оглядки на подобные соображения. Из- любленный мужской студень для смазки имел природные антисептические свойства, а полупрезерватив (инь-цзя), применявшийся для сохранения "возбуждающего тепла", обеспечивал еще большую защищенность. Венеричес- кие заболевания достигли тем не менее размеров эпидемии в XVI веке, и врач эпохи Мин Юй Вянь сообщал: "Жители северных частей страны страдают от заболевания половых органов и кожи, которое до настоящего времени бы- ло распространено только в Кантоне /18/. Эти "кантонские болячки" ("гуан чуан") имеют форму цветов сливы..." "Порча в виде цветов сливы", "кантонские болячки" и даже "нос, пор- ченный сливой", позднее были определены как сифилис. Сведения о его ши- роком распространении на юге содержатся в записях Хью Джиллана, врача британского посла в Китае лорда Маккартни в 1793-1794 гг. Он сообщал: 6 Кантоне, где он встречается чаще всего, где лучше всего понимают его природу и способы лечения вследствие общения с европейцами, его на- зывают "цао-битэн", что означает "половые органы мужчины больны", либо "цаоцзи-ба-тэн" - "половые органы женщины больны". В северных провинциях его называют "баомэй", или "тянь-пао-чуан", по различным симптомам этой болезни, соответственно их внешним проявлениям, таким, как нарывы, сыпь, и т.д. Но, кроме этих названий, его часто именуют "кантонской болячкой" - названием, подразумевающим начало распространения болезни по стране из этого города, где она впервые появилась, и куда она, быть может, была первоначально занесена европейцами, торгующими в этом порту. Многие мис- сионеры решительно придерживаются этой точки зрения, в поддержку чего добавляют: единственный используемый китайцами ртутный препарат попал к ним от одного из миссионеров.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.