Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





оргперчод 2 страница




свитер или носовые платки. (Можно заготовить список "Что необходимо ребенку в лагере" и предлагать про­честь его, пока вы пишете в тетради). После этого вы красивыми буквами на маленькой "визитке" надписывае­те имя девочки, прикалываете "визит­ку" к платьицу ребенка, объясняете, что это отличительный знак нашего отряда, поздравляете ее с зачислени­ем в отряд и просите немного погу­лять, пока вы поговорите с мамой. Есть такие вопросы, которые лучше задавать в отсутствие ребенка, чтобы не смущать его и не заставлять крас­неть при посторонних. Вы спрашива­ете у мамы о здоровье девочки: нет ли у нее аллергии на какие-то продукты, как она переносит поездки в автобу­се, не нужно ли ее будить ночью в ту­алет. Вы просите подсказать вам, на какие особенности поведения девочки вам стоит обратить внимание. Делае­те необходимые пометки в тетради. Благодарите маму, сообщаете, когда родительский день, выражаете надеж­ду на мамин приезд, интересуетесь, нет ли каких вопросов, предлагаете до при­езда автобусов немного погулять и...

...ВСЕ! С этого момента вы отве­чаете за жизнь и здоровье девочки. И морально, и административно, и, не дай Бог, уголовно!

А тем временем к вам подходит папа с сыном, и начинается все сначала. Толь­ко данные о мальчике вы вписываете на другую страницу - к концу регистрации вам надо четко знать, сколько в отряде мальчиков и девочек, от этого зависит размещение по палатам.

Самое неприятное, что вас может ждать, это спонтанно возникшее у ре­бенка желание не ехать в лагерь или


 




перейти-в другой отряд. Первое же­лание попробуйте нейтрализовать сами, а в отношении второго само­стоятельные действия лучше не предпринимайте, предложите обра­титься к старшему вожатому.

Когда закончится регистрация, вы быстро узнаете своих ребят по "визиткам". Соберите их вокруг себя, проведите маленькую игру, по­стройте парами, пересчитайте и без суматохи начните посадку в автобус. Если ребята маленькие, то луч­ше им войти в автобус без вещей,

вещи потом внесут родители. Если ребята уже самостоятельные, то постарайтесь, чтобы в этой самостоятельности они не превраща­лись в тех взрослых дядей и тетей, которые рвутся в двери автобуса, словно это последний шанс уехать к родственнику за границу.

Возможные детские слезы и родительские причитания перене­сите стойко.

И еще, если вы не догадались, откуда у вас взялись "визитки" для детей, то напоминаем, вы их изготовили сами накануне вечером из цветной бумаги по одному из вот этих трафаретов.

Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не за­нимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи регистрации. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе заня­тие: будут смотреть в окно или разговаривать. Так рассуждают мно­гие вожатые. И, водрузившись на сиденье в первом ряду, они устремляют свой задумчиво-отрешенный взгляд на асфальт бегущей навстречу дороги.

Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Это для вожатого поездка в автобусе - начало многодневного трудового марафона. А для детей - это первые минуты новой жизни, по-насто­ящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты за­полнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом


уже нет, друзей рядом еще нет. Состояние такое, словно они потеря­лись посредине многолюдной городской улицы: кругом чьи-то лица, и нет ни одного знакомого. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Ста­рожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окру­жающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Еще секунда - и появляются слезы, смешанные с желанием повернуть обратно.

Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе не занимать ничем. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.

Вы можете начать с "прощания с родителями". Предложите ре­бятам проскандировать: "Папы, мамы, до свиданья. Не грустите на прощанье".

И попросите при этом всех улыбнуться, чтобы родители, увидев эти улыбки, немного освободили свое сердце от волнения и тревоги.

А когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, обратите внимание ваших детей на себя. Спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не ока­жется, представьтесь еще раз. При этом можно поиграть в "угадал-ки", т. е. предложить ребятам угадать ваше имя, а потом и имя вашего папы, из которого ребята быстро выведут ваше отчество. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нуж­но будет к вам обратиться, а они не будут знать как.

Еще предложите угадать вашу любимую песню. После несколь­ких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня... (На­зовите песню популярную и всем знакомую, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе. Не вздумайте честно сказать, что без ума от романса "Гори, гори, моя звезда".)

А когда песня в ваш адрес прозвучит, скажите: "Со мной вы по­знакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет "три" назовите свое имя. Раз, два, три!" Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы с юмором прокоммен­тируете результаты выкрикивания. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артемов, два Антона и еще по одному Саше, Саньке и Шурочке... А теперь разберемся, кто есть кто, персонально. По-моему, эта девочка кричала, что ее зовут Боря. Ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая сим­патичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша". Подобная "путаница" поможет вам и детям и повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить име­на друг друга.


А еще можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взя­ли?..", а ребята хором будут отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упако­вать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, поме­рить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.

Можно сказать еще такие слова: "Мы сейчас едем на автобусе в лагерь, чтобы там отдыхать. А одновременно с нами еще тысячи людей на чем-то передвигаются, куда-то с какой-то целью направ­ляются. Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чем и зачем двигает­ся. Я буду задавать эти вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква "В"... кто?., с кем?., куда?., на чем?., зачем?..". Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам, причем быстро и неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение:

"Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за веника­ми". Или такое: "Вампир с вурдалаком направляются на вездеходе в Вашингтон воевать". Поскольку букв в алфавите много, то и игра может продолжаться долго. Вы же не забывайте комментировать полученные ответы. Примерно так: "Важное сообщение. Как толь­ко что выяснили наши корреспонденты, какая-то ЛЮСЯ, взяв с со­бой ЛЯГУШКУ, уселась на ЛАСТОЧКУ (это каких же размеров была ласточка, наверное, больше телефонной будки), и отправилась в ЛЕС за ЛАМПОЧКАМИ. По нашим предположениям, это был особый лес, в котором растут лампочные деревья. Граждане! Бери­те пример с Люси. Если у вас перегорели лампочки, не ходите в ма­газин, берите лукошки и собирайте лампочки в лесу под кустиками".

Ну, а поскольку вы приедете в лагерь перед обедом, предложи­те ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей (Наташа, Сере­жа...), и больше всего я люблю жареную картошку (воздушное пе­ченье, компот из персиков...)", Когда все представятся и назовут свое любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято пода­вать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придется все объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидоров и кукурузных хлопьев. На второе - пель­мени с колбасой, рыбой и солеными огурцами под толстым слоем


шоколада. А на третье - кисель из малины, клубники, вишни, апель­синов и кабачковой икры. Хлеба не будет, вместо него будет халва и пончики. Какие есть дополнения к меню? Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подоб­ного обеденного комплекса.

Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется рукой подать, можно организовать "ликование" по слу­чаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за "счастливое мгновение", удивленно воскликните: "Как, разве вы не знаете, что наш лагерь самый луч­ший на свете? Да это просто счастье - хотя бы одну минуту побы­вать на его территории. Сам наследный принц Занзибара предлагал миллион долларов и полдворца в придачу, чтобы только одним глаз­ком увидеть этот райский уголок. А вам предоставляется возмож­ность не только увидеть, но и войти в ворота и даже остаться там немного пожить. По этому поводу нужно просто лопнуть от радос­ти. Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг..." Если процесс "вспоминания" бу­дет идти туго, подскажите, что, когда людей переполняют положи­тельные эмоции, люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова (например: "Спар-так - чемпи-он"), играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат "УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улицам, стреляют в воздух из всех видов оружия. И сразу же организуйте отдельные группы - те, кто будет аплодировать; те, кто будет скандировать "Здравствуй, лагерь!"; те, кто будет имитировать стрельбу из писто­летов и гаубиц и т. д. Проведите с каждой группой подробный инст-


 




руктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: "Вот и приехали". Убедитесь, что после произнесения этих слов-сиг-нала панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш", не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. До­биваться согласованности действий всех групп можно долго - пока автобус не подъедет к воротам. В последнюю же минуту пусть на­ступит затишье. А как только автобус остановится, заговорщичес­ки тихо скажите: "Вот и приехали". Если перед этим вы не поленились и организовали все, как здесь написано, то произойдет такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом ав­тобусе знакомы друг с другом не меньше месяца".

А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы пред­ложили ребятам то, что им всегда нравится, - игру. А точнее - игро­вое общение.

Конечно, вы можете использовать и другие способы "занять детей". В автобусе можно петь песни, рассказывать о достоприме­чательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгады­вать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое обще­ние позволит вам:

- узнать имена детей,

- прогнать грустные мысли о покинутом доме,

- создать первое впечатление о себе как о человеке интересном
и жизнерадостном,

- обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда,

- определить некоторые особенности характера отдельных де­
тей,

- предотвратить возможное укачивание и тошноту у слабых
ребят,

- от души посмеяться и дать определенный настрой на восприя­
тие всего, что ждет ребят в лагере.

И все это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми. Во время самой обычной поездки в автобусе.


Жилищно-архитектурные творения, в которых живут в лагере дети, называются домики, корпуса, дачи, коттеджи - в каждом ла­гере традиционно используется свое название. В этих зданиях есть комнаты, их еще иногда называют спальнями, а иногда - палатами. Обычно на один отряд приходится от двух до восьми палат, в кото­рых размещается соответственно от 4 до 16 детей.

Тот момент, когда ребенок определится со своим койко-местом, воспринимается им как начало лагерной жизни. Поэтому не стоит оттягивать наступление этого момента. Но не стоит и торопиться. Самая большая ошибка, которую вы можете совершить, выйдя из автобуса и подойдя к корпусу, где предстоит жить детям, - это про­изнести слова: "Ребята, вот ваши комнаты, занимайте, кто какую хочет". Если вы так скажете, то считайте, что до вечера вы будете заниматься только разрешением жилищных вопросов, многократ­ными переселениями и перемещениями, сопровождающимися сле­зами, обидами и угрозами.

Лучше сделайте так. Соберите всех в кружок перед корпусом (на веранде, в холле, в игровой комнате), пересчитайте и затем "про­инструктируйте на предмет правил проживания в общественном месте", т. е. объясните, где что находится и как этим пользоваться. Где спальни, где игровые, где туалеты, где умывальники, где можно снять обувь, где поставить вещи, куда бросать мусор... Это объяс­нение вам придется повторить еще не раз в течение первых трех дней, поэтому не усердствуйте слишком долго в первой попытке. Все рав­но ребенку трудно воспринимать полезную информацию, пока он "сидит на чемодане". Кстати, начать "заселение" можно как раз с посещения "чемоданной комнаты" (если, конечно, такая есть в ва­шем корпусе). Можно группами по пять человек проводить ребят в чемоданную-кладовую, попросить их оставить там свой багаж и запомнить место его расположения - желательно, чтобы свой чемо­дан (рюкзак, сумку) ребенок всегда ставил на одно и то же место. Ну, а когда все дети уже без вещей вновь соберутся в исходном пун­кте, начинайте процедуру заселения комнат. При этом, конечно же, надо учесть желания и симпатии ребят. Поэтому не стоит брать спи­сок отряда и сообщать, что в первой комнате будут жить такой-то и тот-то. Разумнее сказать: "В первой комнате будут жить шесть (семь, восемь, десять) мальчиков. Кто желает составить команду этой ком­наты?" Если желающих окажется пять или семь, проявите твер­дость, объясните еще раз, что вам необходимо именно шесть человек


 




и что ни о каких дополнительных кроватях не может быть речи. Ког­да же шестерка укомплектуется, отведите ее в палату (не страшно, если все остальные подождут несколько минут), убедитесь, что каж­дый выбрал себе спальное место, покажите каждому его тумбочку и место в шкафу и попросите временно не выходить из комнаты, пока вы не расселите других. И далее в таком же порядке организованно продолжайте знакомить ребят с их новым домом.

А еще можно сделать так. Допустим, вам надо по числу комнат разделить ребят на шесть групп: 3 - из мальчиков и 3 - из девочек. Попросите подойти к вам трех мальчишек и трех девчонок, кото­рые не хотят жить вместе. Они будут первыми жильцами шести ком­нат. А теперь начинайте эстафету. Пусть каждый выберет себе второго, второй - третьего, третий - четвертого и т. д. Через две минуты вы будете иметь шесть групп, сформированных с учетом личных симпатий. Вам останется только отвести эти группы в ком­наты и удостовериться, что у всех есть своя тумбочка, своя кровать, своя полка в шкафу.

Когда процесс размещения по палатам будет завершен, можно вновь собрать всех вместе и провести еще один инструктаж, на этот раз о том, что где хранить. Объясните ребятам, что положить в тум­бочку, какую одежду и как убрать в шкаф, где поставить запасную обувь, а что лучше оставить на хранение в чемодане. Особое внима­ние обратите на продукты питания, которыми заботливо снабдили детей родители. Объясните, что не совсем правильно хранить свежие помидоры вместе с купальным костюмом, а леденцы, чтобы никто не нашел, заворачивать в запасной носок. И уж совсем глупо ставить эксперимент по сохранности в чемоданных условиях бутербродов с котлетами и колбасой. Если только вам удастся разъяснить детям правила хранения и реализации пищепродуктов, медперсонал лагеря скажет вам в дальнейшем большое спасибо. Ну а после разъяснитель­ной беседы можно дать полчаса на операцию "УЮТ", во время кото­рой разрешите взять из кладовой сумки и рюкзаки, чтобы каждый мог переложить их содержимое в тумбочки и шкафы.

И не подумайте, пожалуйста, что такая "заорганизованность" нуж­на только в отряде несамостоятельных малышей. Чаще бывает как раз наоборот. Именно в отрядах, где собираются старшие ребята, возни­кает больше проблем и конфликтов в момент расселения.

Кстати, если вы работаете на "малышовом отряде", не полени­тесь приготовить ребятам сюрприз. Представьте, как им будет при­ятно, если, подойдя к своим кроваткам, они обнаружат на них красивую открытку с приветственным текстом. А если вы любите загадочность, спрячьте под подушкой послание "от Домового" -несколько раз сложенный листок с неровными буквами:


"Эй, приятель!

Я рад, что на этой кровати будешь спать ты.

Ты мне сразу очень понравился. Если не будешь хулиганить, я приду ночью и приведу жутко интересный сон.

Домовенок Федя."

Пусть малыш найдет его не сразу, пусть он обнаружит его вече­ром перед сном. И когда найдет, он еще раз убедится: здесь его жда­ли, здесь ему рады.

Представления малышей о размерах окружающего их мира очень не похожи на наши, взрослые. Вспомните, каким огромным в детстве казался вам двор возле родного дома. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям - небольшой, то для детей этого возраста он - целая страна, в которой поначалу можно если уж не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо по­знакомить. Как? Например, организовать в первый день игру-путе­шествие "Здравствуй, лагерь!"

Для этой игры потребуются красивые маршрутные листы и на­дежные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. Маршрутный лист - это лист, на котором нарисован маршрут путе­шествия: основные достопримечатедьности, место их расположения, очередность остановок в пути. А во время этих остановок ребята могут встретить:

- Старичка-Лесовичка (и он расскажет об окружающем лесе, о
том, как надо вести себя в лесу; узнает, могут ли ребята различать
породы деревьев, съедобные грибы...);

- Гантелькина (он встретит ребят на стадионе и расскажет о за­
рядке и закаливании...):

- Доктора Градусника (в медпункте дети еще раз вспомнят, для
чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной
убор...);

- Чижика-Пыжика (на игровой площадке он разучит с ребята­
ми новую игру...);

- Повара Сладкоежкина (он встретит ребят в столовой и рас­
скажет о правилах поведения в ней...);

- Домовенка Федю (он будет ждать ребят в палате, где пока­
жет, как заправлять кровать, как складывать перед сном вещи, как
делать уборку и что хранить в тумбочке...).


 




Вы уже поняли, что все эти роли по вашей просьбе сыграют ваши помощники - работники лагеря или старшие ребята. Но если по­мощников у вас нет, попробуйте "сыграть" всех сами или исполь­зуйте кукол для кукольного театра.

А еще, дойдя до самого дальнего места, разделите отряд на груп­пы: кто быстрее найдет дорогу и придет к своему домику. На старт, внимание, марш!

Путешествие по лагерю может быть и игрой следопытов. Ребя­там надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в кото­рой указано, куда следует двигаться, с кем встретиться, где найти вторую записку. В этом случае надо так же заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря.

А самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и повести на прогулку: "Ребята, посмотрите налево, посмот­рите направо..."

Старших ребят нужно познакомить с лагерем, конечно же, ина­че. Ведь может так получиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас. Не все, конечно. Кое-кто в лагере впервые. Но уж 2-3 старожила, приехавшие на свою пятую или шестую смену, обя­зательно найдутся.

В этом случае и не пытайтесь водить их на экскурсию. Сделайте все наоборот. Скажите: "Друзья, вы тут все уже знаете, а я за два дня еще ничего не успел посмотреть. Не могли бы вы показать мне лагерь? Только, чур, пойдем все вместе, И вы по очереди все мне расскажете". Таким хитрым приёмом вы "убьете двух зайцев". Во-первых, поднимете авторитет старожилов. Во-вторых, познакоми­те с лагерем новичков.


Но не думайте, что экскурсантом быть легче, чем экскурсово- ч дом. Особенно если вы на самом деле с лагерем неплохо знакомы. Поэтому, чтобы не выглядеть чересчур неискренним, попробуйте включиться сами, а затем включить ребят в такую игру: вы - иност­ранец, впервые оказавшийся в лагере и с дотошной любознательно­стью вникающий в каждую мелочь. Вас должно интересовать все: работа библиотеки и медпункта, правила купания и выхода за тер­риторию... Спрашивать можно даже про такие "элементарные" вещи:

- какой насекомый водится в этот река?

- для чего этот красный щит с красный ведро и красный топор?

- когда последний раз убирать этот туалет?

- из чего изготовлять этот подушка?

- что делаться с этот гриб?

При этом, как положено иностранцу, надо искренне удивляться увиденному и услышанному. Можно даже попросить покрутить вас на карусели, найти вам гриб, поймать для вас живого комара. Иг­ровой момент позволит вам не только вывести детей на разговор­чивость и откровенность, но и - что немаловажно - просто весело провести время.

А можно организовать знакомство с лагерем и по-другому. От­кройте "Школу начинающего разведчика" или просто "Разведшко­лу". Создайте несколько групп по сбору секретной информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют "центр". Объясните, что на сбор "стратегичес­ких данных" группе дается один час. Предупредите, что каждая груп­па действует автономно, быстро, по возможности незаметно, и та группа, которая преуспеет в разведдеятельности и соберет инфор­мацию в более полном объеме и более точную, будет отмечена осо­быми знаками отличия.

Вопросы в пакете с грифом "Совершенно секретно" могут быть такие:

1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке
лагеря?

3. Умеет ли плавать шеф-повар?

4. Сколько урн на территории лагеря?

4. Как зовут маму музыкального работника?

6. Какие въездные ворота в лагерь самые широкие?

7. Какого цвета глаза у старшего вожатого?

8. При какой температуре можно будет купаться?

9. Какой размер обуви у физрука?

10. Сколько окон в здании столовой?


 




11.Какой номер у лагерной машины?

12. Как зовут маленькую дочку библиотекаря?

13. Какую книгу в настоящее время читает вожатый первого отря­
да?

14. Какого цвета скамейки возле медпункта?

15. Сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком?

16. Где в лагере растет самая высокая береза?

17. Каковы размеры футбольного поля?

18. Как называется лагерный дискотечный магнитофон?

19. Какая порода собак больше всего нравится сторожу?

20. Какой почтовый адрес у нашего лагеря?

А когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со все­ми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккурат­ность их донесений, похвалить за находчивость и вручить обещанные награды наиболее отличившимся.

Порой в лагере можно услышать диалог:

- Что у вас сегодня вечером?

- Сегодня у нас вечер.

Абсурдности и бессмысленности в этом разговоре нет, ибо сло­вом "вечер" обозначается в лагере и временной промежуток между ужином и отходом детей ко сну, и досуговая программа, которая в эти 2-3 часа проводится. Поэтому спрашивающий и отвечающий вполне понимают друг друга.

Вечер - уже само по себе особое время суток. Он прочно ассо­циируется в нашем сознании с отдыхом, расслаблением, приятным, легким времяпрепровождением.

Вечер в лагере - еще более особое время. Вечер настраивает на отдых и получение удовольствий, лагерь - изначально отдых и по­лучение удовольствий. Поэтому "вечер в лагере" - это двойная воз­можность хорошо отдохнуть, забыть дневные ссоры и неудачи, развеять скопившуюся усталость. Как и любая другая, эта возмож­ность может быть упущена, и часто именно так и случается в отря­дах, где работают неопытные или просто ленивые вожатые. И тогда вместо "кульминации дня", вместо "праздника души" вечерние часы превращаются в неприкаянное брожение детей в поисках хоть ка­ких-то развлечений. Ваша задача - не упустить возможностей, ко­торые дает вам вечер в лагере. И хороший "вечер" в смысле "вечерняя досуговая программа" - это как раз то, что вам нужно.


I


Всего вам предстоит придумать и провести за смену более двух десятков вечерних программ, но особое внимание вы должны обра­тить на самый первый день. Во-первых, потому, что повышенное напряжение, в котором пребывали с утра дети, к вечеру достигает кульминационной точки, и если его не разрядить - предстоящая ночь станет взрывом неконтролируемых эмоций в диапазоне от ярости до уныния. Во-вторых, потому, что это - самое удачное время зало­жить семена будущей традиции: проводить вечер не каждый сам по себе в тоскливом сидении перед телевизором, а все вместе в прият­ном общении и игре.

Первый лагерный вечер проводить легко и трудно.

Легко - ибо незавязавшиеся дружбы толкают детей на вниматель­ное восприятие всего, что говорите и делаете вы, и значит, все, что вы предложите, будет проглочено и переварено. А предложите вы, есте­ственно, нечто завершающее процесс знакомства детей.

Трудно - по тем же причинам: дети разобщены и внутренне за­жаты, а форм знакомства после того, как вы целый день ими пользо­вались, остается не так уж и много.

Если вы уже читали пед. литературу о лагерной жизни, у вас могло сложиться определенное представление о том, как проходит этот первый вечер, или "Вечер знакомств". Обычно предлагается следующее. Все садятся в круг возле непременного костра и начина­ют рассказывать о себе, передавая по кругу камешек (значок, пу­говку, шишечку), имеющий какое-то символическое значение. Когда все выговорятся, то встают и, положив руки на плечи друг другу, начинают петь песни. Вы можете воспользоваться этим рецептом, но, скорее всего, у вас ничего не получится. Точнее, все получится: и костер, и камешек, и рассказы, и даже коллективное пение, но не будет легкости, искристости, жизненной энергии. Каждый ребенок будет мучиться, не зная, что сказать о себе кроме имени, домашнего адреса и номера родной школы, и все вместе будут мучиться, ибо выслушивать в течение часа однотипные справки - это подвиг, на | который не осмелился бы даже Геракл. Если же рассказы отдель­ных детей будут действительно необычны и интересны, то, скорее | всего, эти дети за них и поплатятся, получив в дальнейшем звание "выскочки", "выпендрежки" или "воображалы".

Чтобы снять у детей скованность, дать им шанс рассказать о себе и при этом не потерять динамику первого дня, воспользуйтесь игрой.

Например, у малышей это может быть игра в "Садко и его дру­жину". Если вы помните, был такой славный новгородский купец, имевший намерение отправиться в заморские дали и отыскать там Птицу Счастья. Роль Садко придется сыграть вам, дети будут кан-


 




дидатами в вашу корабельную команду. Вы (в костюме и гриме) производите "отбор", проверяете наличие необходимых качеств у своих будущих попутчиков.

"А как тебя звать, славный молодец, - нараспев произносите вы, - Михаил, говоришь. Доброе имя. А что ты, Михаил, делать умеешь? Все умеешь? А вот это мы сейчас проверим. Возьми-ка книгу да прочти, что на этой странице написано. Хочу узнать, владеешь ли ты грамотой... А ты, красна девица, тоже ко мне в сотоварищи пойти желаешь? А знаешь ли ты, что путь нам предстоит долгий и трудный? Не боишься? А звать-то тебя как? Жанна? Чудное имя, с французской стороны, небось, к нам пришло. А готова ли ты, Жан­на, стать нам сестрой милосердной, лечить нас от болезней неведо­мых, раны перевязывать? Вот возьми-ка тогда платок да перевяжи мне палец... А кто, народ, умеет свистеть громко, чтоб, когда опас­ность какая, предупредить всех мог..."



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.