Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Совет логопеда!



 

 

     16. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак. 17. Отгадывание ребусов. 18. Игра «Любопытный». Взрослый задает вопросы, ребенок в ответпридумывает предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пастилу.
Соня связала сестре свитер.
19. Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост - телефон - носки - иголка- автобус...

20. Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый приём: во время письма ребёнок должен проговаривать вслух (диктовать) то, что он пишет и так, как оно пишется, с выделением «опасных мест».

Совет логопеда!

Не думайте, что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребёнка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объёма учебного материала работать над преодолением ошибок становится всё труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше.    

 

 

Часто родители недоумевают: «У меня ребёнок смышлёный и не глупый, а в тетрадках - ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит?»

На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя. Дисграфия и часто сопровождающая её дислексия – это неспособность ребёнка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые из них:

• пропуск букв и слогов

(дружба –дужба, работа – рата);

• перестановка букв, вставки

(накрыла – наркыла, подул - подуул );

• недописывание слов

(проверка – проверк, барсук – барсу);

• замена гласных букв

(задача – задоча, кругом – крюгом,    

поляна – полана, посёлок – посялок);

• замена согласных букв

(собака – зобака, миска – мишка,

мебель – небель, рука – лука,

чаща – щаща);

• искажение слов

(тонких перекладин – тонклдин,
  письменная – пистменкая);

• слитное или раздельное написание слов

(у меня – уменя, столбом – с толбом);

• обозначение мягкости при помощи Ь

(двенадцать – двенадцат, коньки – конки).

  ü Тактично и с пониманием относитесь к ребёнку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе. ü Ваши занятия с ребёнком должны давать ему ощущение успеха. Вообще побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет, но с пользой. ü Помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха. ü Развивайте у ребёнка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось»), приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками! ü Контролируйте ребёнка, чётко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим. ü Устраивайте чаще для ребёнка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики. ü Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - всё ребёнку будет по плечу!   Мы реализуем проект «Мы вместе»     Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематический слух – это и умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения грамотой ребёнок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое фонематическое восприятие – способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» – звуки – д, о, м. Три звука. Первый звук – «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребёнок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребёнку нужна помощь! Помните, что дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, незрелостью ряда психических функций, возможные последствия раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения и письма. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов: невролога, дефектолога, психолога, логопеда и учителя эти нарушения не могут быть скомпенсированы.     Автономная некоммерческая организация поддержки гражданских инициатив «Взаимопонимание»       Буклет для родителей «Что такое «дисграфия» и «дислексия»?»   Подготовила учитель-логопед                         Филиппова Вера Георгиевна Игры, задания  на развитие фонематического слуха 1. Подобрать слова или отобрать картинки с заданным звуком. 2. Подобрать и назвать слова с заданным количеством звуков. 3. Определить наличие, место данного звука в слове (на слух). Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребёнку нужно определить его порядковый номер в слове. 4.Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребёнок – составляет из них слово. Например, (р) (у) (ч) (к) (а) – ручка. 5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребёнку нужно восстановить слова. 6. «Буква заблудилась». Верни её домой. РОАЗ (роза), КАРН (кран). 7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы Ш Р А К (крыша). 8. «Буква потерялась». Найди её и вставь. КАРАНД?Ш 9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па - , па - -, па - - - (паР, паРК, паРОМ) 10. Добавление недостающего слога Коле…, пар …, солда …, сто … . 11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове. 12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче). 13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания. 14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребёнок должен догадаться, какое это могло бы быть слово. 15. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых ребёнок должен сложить слово.    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.