Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экосистемы



Экосистемы

Изучение параграфа поможет вам:

• называть состав экосистем;

• приводить примеры природных и искусственных экосистем,

• объяснять роль растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме.

Понятие экосистемы. Организмы живут на определенной территории, подвергаются влиянию факторов среды, взаимодействуют между собой и влияют на среду. Так образуются экосистемы (рис. 166).

Экосистему образуют организмы, которые обитают на общей территории, взаимодействуют между собой и средой жизни.

Организмы экосистем разделяют на три группы. К первой группе относятся растения. Они образуют органические вещества и обеспечивают ими себя и другие организмы. Поэтому их называют образователями. Вторую группу составляют, как правило, животные. Они потребляют готовые органические вещества, поступающие к ним с растительной и животной пищей. Это потребители. Многие виды бактерий и грибов получают вещества и энергию для своего существования, разлагая остатки отмерших организмов. их относят к группе разрушителей.

 

Вспомните и назовите обитателей леса, водоема, поля, сада.

Рис. 166. Состав экосистемы

Растения, животные, грибы и бактерии в экосистеме связаны между собой.

Примерами природных экосистем являются лес, река, озеро, болото, степь. Они возникли естественным путем. Существуют искусственные экосистемы. их создает человек, например, парк, цветник, поле, сад, водохранилище.

Примеры природных экосистем. Лесом называют большой участок земли, на которой растут деревья, расположенные близко друг к другу, и другие растения, а также грибы (илл. 167). В лесу живут разные животные (рис. 168, стр. 206).

Рассмотрите животных леса на рисунке 168. Обратите внимание на окраску покровов тела животных. В нем преобладают цвета листьев и стволов лесных деревьев. Это позволяет животным маскироваться и быть незамеченными врагами. У птиц леса короткие крылья и длинный хвост, чтобы было легко летать между деревьями. Многие животные имеют когти, чтобы лазить по деревьям.

 

Рис. 167 Растения леса: а - дуб, б - лещина, в - ландыш

Вспомните и приведите примеры растений разных ярусов леса.

 

Рис. 168. Обитатели леса: а — дикий кабан; б — лось; в — клест; г — белка

Озеро тоже принадлежит к природных экосистем. Количество света здесь уменьшается с глубиной.

У озера своя «ярусность». Различают три участка: прибрежную, водное пространство и дно. В каждом участке живут определенные организмы. Наиболее заселена растениями прибрежный участок озера. Ее типичными растениями являются аир и калужница. Благодаря хорошо развитым корням они закрепляются во влажном грунте берега водоема. Среди водных растений находят укрытие личинки беспозвоночных животных (например, насекомых, некоторых моллюсков) и мальки многих рыб.

Вспомните, благодаря какому явлению кислород попадает в озеро.

Рис. 169. Животные озера: а - карп, б - водомірка, в - моллюск беззубка

 

Рис. 170. Растения озера: а — аир; б — кувшины

Водное пространство озера густонаселенный одноклеточными растениями и животными, различными багатоклітинними организмами, преимущественно рыбами.

На дне озера, реки можно увидеть двустворчатых моллюсков. Они питаются, прокачивая воду, и изымают из нее питательные частицы. А сами служат пищей для некоторых рыб и птиц. Вот так сосуществуют организмы водной среды в экосистеме озера (рис. 169, 170).

Искусственные экосистемы. В отличие от природных экосистем, искусственные экосистемы создала и ухаживает человек.

Примерами искусственных экосистем являются поле и сад. Поле — большой участок обработанной почвы, на которой выращивают культурные растения. Пшеница, картофель, рожь, гречка, кукуруза, свекла, подсолнечник — основные растения поля. Культурные растения потребляет человек и домашние животные.

Культурные растения — растения, которые человек выращивает для получения из них определенных продуктов.

Какие еще организмы в экосистеме поля? Кроме культурных растений, на полях растут сорняки.

Поле подсолнухов — искусственная экосистема

Рис. 171. Обитатели поля: а — пшеница; б — маки; в — полевая мышь; г — свекольный долгоносик

Рис. 172. Обитатели сада: а — черешня; б — смородина; — солнышко; г — пчела

Живут в поле и животные: различные насекомые, полевые мыши, суслики, животные почвы (рис. 171).

В экосистеме саду преобладают деревья или кусты, которые выращивает человек для получения вкусных и полезных плодов (рис. 172, а, б). Яблони, вишни, черешни, сливы — плодовые деревья украинских садов. Малина, виноград, смородина, крыжовник—примеры кустов сада. Как и в поле, в садах встречаются сорняки. Из животных в садах больше всего насекомых и птиц, хотя встречаются и другие (рис. 172, в, г).

Пользу садам приносят божьи коровки и пчелы. Растениям поля наносят вред колорадские жуки, долгоносики, бабочка билан капустный, личинки майского жука и других насекомых. Деревья в саду страдают от тлей, жуков-листогризів, майских жуков, личинок бабочек яблонной плодожорки.

Вишневый сад

С давних времен человек пользуется дарами океана. Эта огромных размеров естественная экосистема обеспечивает человека продуктами питания (рыбой, кальмарами, крабами). Кости рыб и китов перерабатывают в питательную муку, которую добавляют в корм скоту и используют как удобрение. Рыбий жир — ценный источник витаминов и компонент косметических средств. В створках некоторых моллюсков находят драгоценные перлы.

В растительном мире океанов преобладают водоросли. Водоросль ламинарию (ее еще называют морской капустой) употребляют в пищу. В ее состав входит органическое вещество, содержащее химический элемент Йод. Этот химический элемент жизненно необходим человеку. По содержанию Йода морской капусте нет равных.

Проверка знаний

1 Какой состав имеет экосистема?

2 На какие группы разделяют экосистемы?

2 Какие связи существуют между обитателями экосистем: а) леса, б)озера?

4 Куда в экосистеме леса исчезают прошлогодняя трава и опавшие листья, остатки умерших животных?

5 Приведите примеры искусственных экосистем.

6. Какое значение искусственных и естественных экосистем?

7. Пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками, приведите примеры организмов, населяющих различные ярусы леса.

8. Рассмотрите фотоілюстрацію. Составьте рассказ об экосистеме аквариума.

Салат из морской капусты

 

Тестовые задания к разделу III, темы 2

1. Какой ряд образован лишь названиями организмов?

А петух, скала, тростник

Б ландыш, оса, карась

В конек, Солнце, аист

Г зозуля, бинокль, песок

2. Укажите ряд, в котором перечислены свойства организмов.

А звук, блеск, питание

Б объем, бинокль, песок

В муха, Месяц, лебедь

Г рост, раздражимость, движение

3. Укажите наименьшую составляющую организма растения.

А орган В клетка

Бы цветок Г листок

4. Что общего у дятла, косули, сыроежки, ели?

А питаются растениями

Бы активно двигаются

В живут в лесу

Г образуют органические вещества из неорганических

5. Вещество необходима растениям для дыхания?

А вода

Бы кислород

В хлорофилл

Г углекислый газ

6. По какому признаку животные отличаются от растений?

А дают потомство

Бы реагируют на раздражение

В питаются готовыми органическими веществами

Г образуют органические вещества из неорганических

7. Установите соответствие между грибами и группами, к которым они принадлежат.

Гриб Группа грибов

1 масленок А паразитические

2 головня Бы ядовитые

3 мухомор В съедобные

Г одноклеточные

8. Какие организмы обеспечивают кислородом жителей нашей планеты?

А грибы

Бы хищники

В зеленые растения

Г растительноядные животные

9. Свет — важный фактор среды. Какое биологическое явление происходит только на свету?

А движение дыхания

В образование в растениях органических веществ из неорганических

Г испарение воды

10. Установите соответствие между организмом и его приспособлением к холодному времени года.

Организм Приспособления

1 еж А сбрасывает листья

2 аист Бы впадает в спячку

3 ива В улетает в теплые края

Г меняет окраску меха

11. Укажите искусственную экосистему.

А болото В сад

Бы степь лес Г

12. Одна из групп организмов в составе экосистемы называется образователями. Это:

А бактерии В животные

Б Г грибы растения

13. Укажите значение грибов в экосистеме.

А разрушают горные породы

Б образуют органические вещества

В служат кормом для зверей

Г выделяют кислород

14. Благодаря каким особенностям животные леса остаются незамеченными врагами?

А маскировочная окраска Бы издают громкие звуки В выделяют вещества с неприятным запахом Г принимают угрожающую позу

15. Укажите ряд, образованный названиями только обитателей озера.

А рак, дельфин, сыроежка

В рогоз, беззубка, лещ

Бы щука, конек, ряска

Г ландыш, кит, водомірка

16. Установите соответствие между обитателями сада и группами организмов, к которым они принадлежат.

Обитатели сада Группа организмов

1 вишня, яблоня А полезные насекомые

2 пчела, солнышко Бы сорняки

3 лебеда, пырей В плодовые деревья

4 яблонная плодожорка, хрущ Г вредные насекомые

Ґ полезные птицы

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.