Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 14 страница



 

Сеансы гипносуггестивной терапии проводятся 2-3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Всего проводится 10-30 сеансов. При проведении индивидуальной гипнотерапии в случае высокой гипнабельности субъекта, когда глубокая степень погружения наступает уже в самом начале <гипнотической песни>, можно перейти к одномоментному способу погружения в гипнотическое состояние. Для этого психотерапевт просит пациента встать перед ним и пристально смотреть ему на переносицу, объяснив, что сейчас по его приказу глаза у больного закроются и он упадет в кресло. Затем негромким, но твердым и решительным тоном врач произносит: <Глаза закрываются. Спать!>. Такой способ не только экономит время, затрачиваемое на проведение психотерапии, но и повышает степень внушаемости пациента, в глазах которого психотерапевт приобретает качества человека, обладающего особым даром <исцеления>, разумеется, такой способ эффективен лишь по отношению к пациентам с невысоким уровнем общего интеллектуального и культурного развития, глубоко уверенным в неограниченной возможности влияния на болезнь <магических сил>. Широко его использовать в практике психотерапии не следует, так как он воплощает в себе все наиболее слабые стороны директивной терапии.

 

Эффект гипносуггестивной терапии достигается лишь при наступлении гипнотического погружения, хотя и мало зависит от его глубины. Но в случаях, когда тревога не позволяет пациенту расслабиться или он активно сопротивляется внушению врача, применяется наркопсихотерапия. При ней лечебное внушение производится на фоне расслабленности и легкой дремоты, наступающей под влиянием введения наркотических средств. В качестве такового можно использовать 5%-и раствор амитал-натрия, вводимый внутривенно очень медленно до появления первых признаков дремоты, сопровождающейся дизартрией речи. Этот метод наиболее эффективен при затяжных истерических и ипохондрических состояниях.

 

Чтобы избежать осложняющей гипносуггестивную терапию зависимости пациента от психотерапевта и утраты им собственной активности в борьбе с болезнью, практикуются методы самовнушения (аутотренинга). При них психотерапевт обучает больных индивидуально или в группе спосо-Основы психиатрии

 

Терапия психических заболеваний

 

бам самостоятельного вызывания у себя релаксации, на фоне которой больной многократно повторяет формулу внушения, например: <С каждым днем мне становится все лучше и лучше. Настроение улучшается, силы увеличиваются> и т. п. Эффективность этого метода сравнительно невелика, и улучшения удается добиться лишь у тех больных, которые на протяжении многих месяцев или даже лет педантично следуют процедуре аутотренинга.

 

К директивным методам, основанным на выработке у больных существенных для их адаптации условных рефлексов или, напротив, на угашении сформировавшихся патологических рефлексов, относят поведенческую терапию. Теоретической базой для нее служат учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, а также концепция оперантного обусловливания (при котором субъект совершает какое-либо действие, которое затем подкрепляется поощрением или <наказанием>) одного из основателей бихевиористской психологии Б. Ф. Скиннера. Лечение чаще всего проводится в группе больных и направлено на выработку у участников группы недостающих им жизненных умений или устранение путем специальной тренировки тревоги и страха. Поведенческая терапия по существу дела является обучающей терапией. Например, в группе тренинга умений пациенты обучаются избавляться от неуверенности, отстаивать свою точку зрения. Методика заключается в разыгрывании сценки, в которой участвуют два члена группы:

 

Продавец: Я бы хотел показать вам набор инструментов.

 

Клиент: Нет, спасибо, я не собираюсь сегодня покупать инструменты.

 

Продавец: Но это наиболее полный набор инструментов, он позволит вам сэкономить много денег.

 

Клиент: Я вам верю, но тем не менее не собираюсь покупать.

 

Продавец: Вы не хотите сэкономить деньги? Клиент: Я все равно не собираюсь покупать инструмент.

 

Продавец: Это ваш последний шанс, и вы единственный человек в квартале, не имеющий такого набора.

 

Клиент: Я не буду его покупать.

 

В соответствии с системой оперантного обусловливания усвоение и успешное применение того или иного поведения подкрепляется публичной похвалой, вручением небольшой суммы денег или иным способом.

 

Другой метод поведенческой психотерапии заключается в выработке условного торможения психопатологического симптома. Чаще всего он применяется при фобических расстройствах. Суть метода заключается в том, что если в присутствии объекта, вызывающего страх, эта реакция будет частично или полностью заторможена, то тем самым ослабляется связь между этим объектом и страхом, то есть происходит угашение условной реакции вследствие неподкрепления условного раздражителя безусловным. Практически это может выглядеть следующим образом: психотерапевт втыкает в одежду больного, испытывающего страх острых предметов, множество булавок и затем прогуливается с ним в течение часа, успокаивая и отвлекая от тревожных опасений. Существует много вариантов данного метода.

 

К недирективной психотерапии относится психоанализ, разработанный 3. Фрейдом и его последователями. В отличие от методов директивной терапии, психоанализ избегает всякого вмешательства извне в духовный мир пациента; вея работа производится внутри его собственного духовного мира. Только познав себя, вернувшись к своей подлинной личности (а не благодаря всегда сомнительной вере в выздоровление), человек становится господином своей болезни. Чтобы болезненное переживание было изжито, это самосознание должно прийти к больному изнутри; излечение наступает лишь тогда, когда пациент признает наконец свои невротические симптомы излишними и станет претворять энергию своих чувств не в ложные представления и образы, а в жизненный труд. Но самостоятельно он этого сделать не может. Тот же самый больной, который идет к психоаналитику, чтобы освободиться от своей болезни, зная только ее

 

Основы психиатрии

 

Терапия психических заболеваний

 

симптомы, вместе с тем бессознательно цепляется за нее, так как эта болезнь не постороннее для него тело, но нечто им самим созданное, деятельная частица его Я, которую он вовсе не желает отдать. То, в чем признается невротик, это только симптом. Но симптом, по мнению Фрейда, никогда не указывает ясно на болезнь; наоборот, представляя собой защитную реакцию, он укрывает болезнь, суть которой состоит в изначальном конфликте, часто относящемся к периоду детства. Невротик не знает, чем вызвано его расстройство. Много лет подряд он претворяет свой внутренний конфликт в разнообразные навязчивые действия и симптомы. Цель психоаналитика заключается в том, чтобы помочь больному доискаться до первичных образов расстройства. В деятельной работе вдвоем пациент и психоаналитик проникают шаг за шагом в психическую жизнь больного в обратном направлении вплоть до того момента, когда окончательно прояснится и станет понятным внутренний разлад. В сознании пациента должны быть с максимальной точностью восстановлены место, время и все подробности забытого, вытесненного происшествия, вызвавшего <взлом> его личности, покушение на ее целостность.

 

Пациент ложится на кушетку так, что он не может видеть сидящего позади него врача, и рассказывает. Это не должен быть связный рассказ. Невротик должен выговориться, без обдумывания и без всякой мысли излагая в свободной форме как можно больше своих душевных переживаний. Именно через посредство таких <мало относящихся к делу> подробностей терапевт может приблизиться к содержанию бессознательного внутреннего конфликта. Больной же, видя в лице психоаналитика внимательного профессионального слушателя и соучастника в <игре>, пытается перенести на него свои аффекты, будь то чувство любви или ненависти. Только с момента такого <перенесения> создается психоаналитическая интуиция; для того, чтобы распознать конфликт, врач должен созерцать его развитие в эмоциональной, жизненной форме, должен вместе с больным пережить его. Таким образом, совместная, партнерская деятельность заключается в том, что пациент в сложной, запутанной форме воспроизводит свой конфликт, а врач толкует его смысл. Про-цесе психоанализа длится месяцы, а иногда и годы, и требует от врача длительной душевной сосредоточенности. Он должен сопоставлять данные каждого сеанса со всеми предшествующими, чтобы подметить, какие эпизоды больной повторяет подозрительно часто, в каких пунктах его рассказ вступает в противоречия с самим собой, о чем он упорно умалчивает, где говорит слишком громко или тихо, где ускоряет темп речи или вдруг останавливается. Все задержки и противодействия больного должны служить основанием для подозрения, что за ними кроется конфликт, удерживаемый в бессознательном, с тем чтобы от подозрения к подозрению перейти к уверенности. Таким образом, психоаналитическому методу чужды шаблоны. Он возлагает на врача долг разрабатывать в каждом индивидуальном случае особую систему, требует от него особых качеств личности, присущих лишь немногим. Поэтому психоанализ может быть призванием избранных, а не рядовой профессией.

 

В противоположность психоанализу, видящему источник динамики личности в сфере бессознательных влечений, лич-ностно-ориентированная психотерапия, базирующаяся на принципах гуманистической психологии, обращается к осознаваемым пациентом структурам психической деятельности, гуманистическая психология постулирует уникальность человеческой личности, ее свободу делать любые выборы и брать за них на себя всю ответственность. Личность человека неисчерпаема. По мнению французского писателя и фи-лософа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра, человек не имеет определенной сущности, так как такая сущность вступила бы в противоречие с его способностями творить себя, бесконечно себя трансформировать. Источником этого движения служат эмоции человека, его боль, конфликт, чувство своей вины, составляющие его внутренний опыт. В каждом человеке изначально заложено стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей. Опыт, который способствует реализации своего Я, является конструктивным и ведет к гармоничному развитию, а опыт, препятствующий актуализации, является деструктивным и нарушает адаптацию.

 

Цели и задачи гуманистической психотерапии, обозначен-Основы психиатрии

 

Терапия психических заболеваний

 

ной как терапия, ориентированная на клиента, были наиболее полно сформулированы американским психотерапевтом Карпом Роджерсом (1902-1987). Они заключаются в том, что пациент должен избавиться от представлений о себе как о человеке, недостойном уважения, который живет по чужим нормам. У него должно сформироваться положительное представление о себе (высокая Я-концепция). Он будет реже прибегать к использованию защитных механизмов и будет более открыт своему и чужому опыту, у него уменьшится различие между тем, каким.он видит себя (Я-реальное) и кадим он хочет быть (Я-идеальное).

 

Все это достигается открытым и доверительным общением пациента и терапевта, который выступает перед клиентом как реальный человек со своими искренними чувствами, сам открытый своему и чужому опыту. Главным условием контакта с терапевтом у пациента должно служить ощущение, что он принят именно таким, каков он есть со своими чувствами отчаяния, страха, незащищенности. Это принятие другого есть процесс не логический, а эмоциональный, эм-патический, и трудно себе представить, чтобы холодный аналитик мог быть хорошим психотерапевтом. Эмоционально открытый психотерапевт ничего не внушает пациенту и ничему его не обучает. Он лишь помогает ему использовать свой личный опыт, выступая в качестве <участвующего наблюдателя>, который способен схватить все то, к чему пациент приобщается на разных уровнях: не только в мире слов, но и на уровне мимических движений, жестов, различных чувств, которые он хотел бы передать неуловимым образом. Функция психотерапии - продолжить упорные попытки двух людей восстановить полноту человеческого бытия через связь между ними. Вот короткий фрагмент записи беседы клиента и терапевта:

 

Клиент: Я словно вижу внутри себя оголенный нерв.

 

Терапевт (мягко): Как если бы самые чувствительные части вашего тела были почти физически повреждены, раздавлены.

 

Клиент: Терапевт:

 

Да, и вы знаете, у меня такое чувство - <Какая же я несчастная!>

 

Вы словно не можете себе помочь, словно глубоко сожалеете о человеке, которым вы являетесь. ..

 

Почему человек, ищущий помощи, изменяется к лучшему, когда он в течение некоторого времени включен в подобные отношения? К. Роджерс отвечает на это следующим образом. Во-первых, когда он обнаруживает, что кто-то другой с участием воспринимает его чувства, он понемногу становится способным слышать себя: понимать, когда он испуган, осознавать, когда он бывает смелым. По мере того, как он учится слышать себя, он начинает и в большей степени принимать себя. Он обнаруживает, что терапевт высказывает постоянное и безусловно положительное отношение к нему и к его чувствам. Медленно он продвигается к тому, чтобы так же относиться к себе, принимая себя таким, каков он есть. Когда происходят эти изменения, он обнаруживает, что может свободно расти и изменяться в свойственном человеку направлении к текучей, изменчивой, наполненной дифференцированными чувствами жизнедеятельности.

 

Применяемые в медицине и психологии варианты психотерапии, ее техника бесконечно разнообразны. Научные их основания формулируются в виде гипотез в выражениях, свойственных мировоззрению их авторов. Проверка этих гипотез затруднена, так как они трудно интегрируются в систему научных знаний, что не исключает их практической полезности. Последняя зависит не только от используемых технических приемов, но и от индивидуальных качеств терапевта, его личного авторитета и авторитета медицинского учреждения. Более всего психотерапия эффективна, когда применяемая техника соответствует ожиданиям пациента, отвечает его взглядам и убеждениям относительно природы болезни и ее лечения. Эти убеждения зависят от традиций и культурных ценностей данного общества. В демократическом обществе, утверждающем ценность личности, пациент испытывает облегчение, когда почувствует, что снова может стать самим собой, выражать свои подлинные чувства,

 

216 ____________________________________Основы психиатрии

 

раскрывать свои индивидуальные способности. Ему будут импонировать слова <молитвы>, предложенной автором гештальт-терапии Ф. Перлзом: <Я делаю свое, а ты - свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Ты - это ты, а я - это я. Если нам случится найти друг друга - это прекрасно, а если нет - этому нельзя помочь>.

 

В отличие от этого, в тоталитарных обществах с господствующей среди населения <коллективной психологией> подчеркивание самоценности Я (<якание>) способно вызвать у пациента тревожное чувство отстраненности от коллектива, одиночества и незащищенности. Пациент ожидает от терапевта подтверждения желаемым мыслям о том, что он <такой, как все> и общество должно взять на себя решение его проблем. В этих условиях роль авторитарного <психотерапевта> нередко берет на себя <народный целитель>, шаман, представитель нетрадиционной медицины. Сила его в том, что он - плоть от плоти народа, даваемые им объяснения причин и механизмов болезни, способов ее лечения близки и понятны обывателю, так как они сводят порой очень сложные биологические и психические явления к простым механическим отношениям. Так возникают не имеющие научных оснований представления об исцелении с помощью <био-энергии>, о чудодейственном влиянии на организм <природной воды> и т. п. Практическая полезность подобных процедур, сколь бы велика ни была вера в необыкновенные способности <целителя>, не является бесспорной.

 

Некоторые психотерапевты в погоне за популярностью берут на вооружение приемы, используемые народными целителями, пытаясь совместить их с общепринятой психотерапевтической техникой. Но внешне эффектным приемам, безусловно, нужно предпочесть научно обоснованные методы психотерапии. По мнению Б. Д. Карвасарского, наиболее перспективной является тенденция к интеграции ее разновидностей в систему, включающую оправдавшие себя на практике приемы поведенческой, гуманистической, динамической и когнитивной терапии.

 

 

Частная психиатрия

 

Сколь бы ни было велико своеобразие психиатрии как медицинской специальности, изучающей <болезни души>, прогресс ее видится в русле общей медицины и теоретических наук, опирающихся на фундаментальные механизмы патологии человека. Естественное соединение психиатрии с общей медициной происходит на основе нозологии - учения о болезнях, рассматриваемых в единстве этиологии, клиники и течения, диагностики. Психопатология как частное знание о проявлениях психической болезни с точки зрения но-зологии не исчерпывает целостного понимания сущности психического заболевания. Поэтому раздел психопатологии должен быть дополнен описанием отдельных нозологических форм болезней разной этиологии.

 

Ортодоксальное нозологическое мышление требовало бы от психиатра изучения и описания психических расстройств при действии на человека каждой из бесчисленных нозологических вредностей, которые могут стать источником заболевания. Но клинический реализм отвергает такой подход к решению проблемы нозологической классификации. Для понимания нозологической природы психической болезни до статочно изучить и идентифицировать ее в группе однородных болезней: соматогенных, общих инфекционных, связанных с опухолью головного мозга и т. д. Дальнейшее дробление нозологических форм на основе уточнения этиологии (например, связанных с пневмококковой, стафилококковой, колибациллярной инфекцией) допустимо лишь до той черты, за которой перестает восприниматься клиническое своеобразие заболевания. При отсутствии явных клинических различий заболевания с разной, хотя и <родственной>, этиологией должны рассматриваться в рамках единой нозологи-ческой единицы, а конкретный этиологический фактор следует учитывать лишь при назначении лечения (например, выбор антибиотика в соответствии с той или иной чувствительностью к нему микробного агента).

 

 

Частная психиатрия

 

Психиатр, курирующий больного, не может оставаться лишь психопатологом. Если больной нуждается в психиатрическом лечении, психиатр выступает как лечащий врач, использующий в своей медицинской практике все свои клинические знания. Именно психиатр как лечащий врач формулирует окончательный диагноз, включая диагноз основного и сопутствующих заболеваний, пользуясь в случае необходимости консультациями других специалистов, и назначает лечение больного.

 

Группы нозологических форм психических болезней прямо соотносятся с группами психопатологических синдромов <родственной> этиологии, описанных в главе V, хотя и не совпадают с ними полностью. Это группы психогенных заболеваний (расстройств личности), эндогенных психозов, органических психических заболеваний. Последняя группа является сложной и требует разделения на подгруппы: а) по-лиэтиологические заболевания с поражением головного мозга и мозговыми дисфункциями, б) психические расстройства в связи с абиотрофическими заболеваниями головного мозга, в) психические расстройства в связи с опухолями головного мозга, г) психические расстройства в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями, д) психические расстройства в связи с общими соматическими и инфекционными заболеваниями, е) психические расстройства в связи с черепномозговы-ми травмами. В особый раздел выделена группа наркологических заболеваний.

 

Глава VII

 

Функциональные психогенные заболевания

 

§ 1. Неврозы

 

К неврозам относят заболевания, в основе которых лежит патология высшей нервной деятельности функционального характера, вызванная личностным конфликтом и проявляющаяся пограничными психическими и сомато-вегетативны-ми расстройствами.

 

Неврозы относятся к широко распространенным заболеваниям человека, однако учесть их в населении трудно, так как границы их неопределенны и они с неодинаковой частотой диагностируются специалистами разного профиля. Многие больные неврозами вообще не обращаются за медицинской помощью или лечатся у врачей-интернистов с диагнозами различных соматических и психосоматических заболеваний. Часть пациентов, страдающих неврозами, обращаются за помощью к представителям так называемой <народной медицины> и потому не учитываются медицинской статистикой. Неопределенность границ и отсутствие общепринятых критериев диагностики неврозов послужили поводом к тому, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра диагноз невроза не предусматривается, а относящиеся к этой группе заболеваний патологические состояния представлены в синдромологическом плане. Этим обеспечивается относительное единообразие их диагностики, необходимое для целей медицинской статистики. Между тем в медицинской науке накоплен большой объем знаний относительно клинических проявлений и течения, этиопатогене-Частная психиатрия

 

за и лечения функциональных заболеваний, традиционно относимых к категории неврозов. Большой вклад в их изучение был внесен учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и учением о психоанализе 3. Фрейда. Полный отказ от существующих до настоящего времени в медицине представлений о неврозах как о нозологических формах заболеваний представлял бы шаг назад в понимании функциональной патологии психической деятельности человека.

 

Социальное и медицинское значение неврозов выходит за пределы той роли, которую играют при них психические расстройства или расстройства личности. Неврозы являются источником психосоматических заболеваний, приводящих к развитию органических изменений во внутренней среде организма. Больные неврозами со стойкими сомато-вегетатив-ными нарушениями (соматоформные расстройства), по мнению многих исследователей, составляют не менее 30% от числа всех пациентов, обращающихся в поликлиники с соматическими жалобами, и этот контингент больных является особенно <трудным>.

 

Этиопатогенез

 

Непосредственной причиной неврозов служит психогения, приводящая к состоянию психоэмоционального напряжения (фрустрации). По данным Томского научного центра, различные стрессовые факторы в быту и на производстве приводят к острым и затяжным психоэмоциональным расстройствам, имеющим, однако, общие закономерности, которые следует учитывать при ранней диагностике неврозов. На первый план выступают симптомы общей тревожности. Это демонстрируется резким повышением профилей ММР1, особенно по шкалам ипохондричности, истероидности, психа-стеничности и шизоидности. По цветовому тесту Лютера наблюдается отвержение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего) и преобладание выборов серого и коричневого спектров, что указывает на состояние нервного истощения, чувство неудовлетворенности, беспомощности, раздражительность и тревогу. По фрустрационному тесту Розенцвейга выявляется низкий показатель групповой адап-Функциональные психогенные заболевания______________223

 

тации и повышение экстрапунитивных тенденций (направленной вовне агрессивности).

 

Отмечаются гормональные сдвиги: повышение уровня содержания в плазме кортизола, тиреоидных гормонов, снижение уровня гормона поджелудочной железы - инсулина, а также дисбаланс в эндогенной опиоидной системе.

 

Нейрофизиологическими исследованиями было показано, что механизм невротической тревоги связан с патологическим усилением влияния на кору головного мозга со стороны восходящего отдела ретикулярной формации мозгового ствола и гипоталамуса, с повышением тонуса симпатоадреналовой системы и усилением вегетативных реакций на эмоционально-стрессовые раздражения. По мнению И. П. Павлова, разработавшего учение о патологии высшей нервной деятельности при экспериментальных неврозах, неврозы возникают вследствие перенапряжения основных нервных процессов - возбуждения и торможения - или их подвижности. Была установлена зависимость возникновения экспериментальных неврозов от типа высшей нервной деятельности, причем у животных возбудимого типа срыв нервных процессов под влиянием чрезмерных по силе раздражителей происходил в сторону патологического преобладания процессов возбуждения, а у животных тормозимого типа - в сторону преобладания процессов торможения.

 

Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными в зависимости от особенностей личности больного и характера психической травмы. Эти различия, обстоятельно описанные в классической психиатрической литературе, в настоящее время отчасти сгладились вследствие патоморфоза (видоизменения) психических заболеваний: при всех видах неврозов стали преобладать астенические, ипохондрические, сомато-вегетативные проявления. Все же сохраняется деление неврозов на три основных формы: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы (последний подразделяется иногда на обсессивный и фобический). Значимым является также возрастной фактор, накладывающий большой

 

Частная психиатрия

 

отпечаток на клиническую картину неврозов, поскольку он более всего отражает социальнобиологические особенности адаптации человека и характер защиты от тревоги, вызванной психическим конфликтом.

 

1. Неврозы детского возраста

 

Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.

 

Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения, сравнительно большую роль в качестве дополнительного фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской нервности.

 

Невропатия у детей младшего возраста проявляется выраженными вегетативными симптомами, такими как повышенная потливость, бледность кожных покровов с цианозом носогубного треугольника, тахикардией, дыхательной аритмией, ознобом. Характерны повышенная чувствительность к колебаниям внешней температуры, к холоду при смене пеленок, к шуму, яркому свету, духоте. Сомато-веге-тативная возбудимость усиливается при нарушениях режима дня или при помещении ребенка в детское учреждение. К вегетативным расстройствам при невропатии относятся также нарушения аппетита, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул, реже - пилороспазм. В некоторых случаях возникает преходящий субфебрилитет, не связанный с заболеваниями внутренних органов или инфекциями. Дети бывают соматически ослабленными, часто болеют простудными, аллергическими заболеваниями, у них бывают опрелости, кожный зуд. Повышенная нервность проявляется и в поведении: такие дети капризны, раздражительны, пугливы, не идут на руки к незнакомым людям. При испуге или во время плача у них могут возникать аффект-респираторные судороги: дыхание внезапно останавливается, дети <синеют>,

 

Функциональные психогенные заболевания________________225

 

выгибаются дугой. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем, общей вялостью.

 

При неврологическом обследовании детей с невропатией часто выявляются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп и другие симптомы. Не всегда их можно с уверенностью связать с каким-либо поражением во время родов или в перинатальном периоде. С возрастом неврологические изменения сглаживаются или остаются лишь единичные симптомы, образующие синдром конституциональной аномалии центральной нервной системы.

 

Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает психическая травма, вызывающая фрустрационное напряжение. Но обстоятельства психического травмирования у детей обычно иные, чем у взрослых. Чаще всего это неблагополучная семья, алкоголизм в ближайшем семейном окружении, распад семьи, жестокое и бездушное отношение к ребенку, игнорирование его законных интересов, преследование со стороны асоциальной группы сверстников, бестактное поведение в школе учителя по отношению к ученикам. Но все эти факторы, безусловно имеющие большое патогенное значение, не раскрывают полностью существа психогенной ситуации. Для понимания ее необходимо учесть некоторые общие закономерности развития ребенка, начиная с раннего возраста. Иначе остаются непонятными частые случаи возникновения неврозов у детей, воспитывающихся во внешне благоприятных условиях и при кажущемся отсутствии психогенной ситуации.

 

С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом, - социализация. В раннем детском возрасте этот процесс непосредственно связан с взаимодействием ребенка с членами родительской семьи или лицами, ее заменяющими. Это происходит в условиях, когда завершается еще незаконченный процесс биологического формирования структуры и функции головного мозга. Именно в этом периоде клетки головного мозга, закладывающиеся в вентральной части нервной трубки, завершают миграцию по направлению к коре и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.