Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛОССАРИЙ



 

 

ГЛОССАРИЙ

Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение: только ему предоставляется полный объем авторского права. Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежит авторское право на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Авторское вознаграждение — сумма, подлежащая уплате обладателю имущественных прав (автору или иному лицу) за использование произведения.

Авторский договор—соглашение между автором (авторами, соавторами, их правопреемниками) и пользователем (юридические или физические лица), в соответствии с которым автор передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Различают два основных типа авторского договора:

1) о передаче исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только тому лицу, которому эти права передаются и которое вправе запрещать подобное использование произведения другим лицам;

2) о передаче неисключительных прав, разрешающий пользователю использование произведения наравне с самим обладателем исключительных прав, заключившим договор, и (или) с другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Авторское право— в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Аналог изобретения—средство того же назначения, известное из ставших общедоступными сведений до даты приоритета изобретения, характеризуемое совокупностью признаков, сходной с совокупностью существенных признаков изобретения.

Аранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов и ансамблей, например, переложение классической музыки в электронную. Наиболее сложной формой и разновидностью аранжировки является оркестровка.

Аудиовизуальное произведение—произведение, которое фиксируется на определенном материальном носителе (кинопленке, магнитной пленке или магнитном диске, компакт-диске и т.п.) В виде серии последовательных кадров (изображений) либо аналоговых или дискретных сигналов, отображающих (кодирующих) движущиеся изображения (как со звуковым сопровождением, так и без него), и восприятие которого возможно исключительно при помощи того или иного вида экрана (киноэкрана, телевизионного экрана и т.п.), на котором движущиеся изображения визуально отображаются при помощи определенных технических средств. Видами аудиовизуального произведения являются кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, диафильмы и т.п., которые могут быть игровыми, анимационными (мультипликационными), неигровыми или другими.

База данных — объективная форма представления и совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений—первый международный договор в области авторского права (1886г.). Основной принцип конвенции – принцип «национального режима», в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах – членах союза такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам.

Вариация (remix) — переработка музыкального произведения, при которой осуществляется творческое воздействие на его гармонию, мелодический строй путем изменения ритма, такта, тональности, манеры, но при этом основная музыкальная тема остается узнаваемой. В результате такой переработки, как правило, создается производное произведение, которое не является самостоятельным, но охраняется авторским правом (см. производное произведение).

Видеозапись — объект авторского права, представляющий собой визуальную информацию, записанную на видеопленку. В настоящее время видеозаписи имеют правовой режим аудиовизуальных произведений и не относятся к объектам смежных прав, хотя совпадают с ними по своей сущности.

Видеофильм —объект авторского права, являющийся аудиовизуальным произведением и представляющий собой фильм, снятый на видеопленку. Видеофильм охраняется авторским правом независимо от его жанра и назначения.

Вещество, как объект изобретения индивидуальные химические соединения, композиции и продукты ядерного превращения, характеризующиеся, в основном, качественным и количественным составом.

Видеограмма видеозапись на соответствующем материальном носителе (магнитной ленте, магнитном диске, компакт-диске и т.п.) Исполнения или каких-либо движущихся изображений (со звуковым сопровождением или без него), кроме изображений в виде записи, входящая в аудиовизуальное произведение. Видеограмма является исходным материалом для изготовления ее копий.

Возмездный характер—характерная черта авторского договора, означающая, что лицо, передающее права, получает встречное удовлетворение (возмещение), не обязательно в денежной сумме. Например, обмен также является возмездным договором. Вместе с тем, законодательство не запрещает передавать права на безвозмездной основе.

Возникновение авторского права. Авторское право возникает с момента и в силу создания произведения в какой-либо объективной форме. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальной регистрации произведения. Обладатель исключительных прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов.

Воспроизведение —изготовление одного или больше экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или другой форме, которую может считывать компьютер.

Воспроизведение произведения—изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме.

Воспроизведение произведения в личных целях—один из случаев свободного использования, осуществляется без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Копия произведения не должна передаваться в гражданский оборот, например путем продажи, обмена и т.п.

Воспроизведение фонограммы —изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)— международная организация, предназначенная для оказания помощи в обеспечении того, что права создателей и владельцев интеллектуальной собственности охраняются во всем мире, и что изобретатели и авторы, таким образом, признаются и вознаграждаются за их изобретательность.

Всемирная торговая организация (ВТО) [международная торговля — интеллектуальная собственность]. ВТО представляет собой международной орган, занимающийся правилами международный торговли. В основе ее лежат договоры, согласованные и подписанные значительным количеством торгующих государств мира. Эти документы создают базовые правовые нормы международной торговли. Три главных цели ВТО — содействовать по возможности свободным торговым потокам, служить форумом для торговых переговоров и обеспечивать урегулирование споров.

Выступление — речь, лекция, доклад, заявление и т.п., которые сообщаются кем-либо в устной форме. Выступления являются объектами авторского права, поскольку Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" содержит общее указание на то, что правовой охраной пользуются и произведения, выраженные в устной форме. Однако реальная защита прав в отношении не зафиксированных на материальном носителе произведений является сложной задачей. Выступления относятся к литературным произведениям, поскольку они выражаются в словесной форме.

Гражданская ответственность — неблагоприятные последствия для лица, нарушившего нормы гражданского законодательства (в том числе, авторского), выражающаяся в применении к нему по инициативе лица, права которого нарушены, или действующих в его интересах других лиц мер имущественного и иного характера. Такими мерами являются возмещение убытков, взыскание компенсации, неустойки, восстановление положения, существовавшего до правонарушения и др.

Гудвилл [товарные знаки] — ценность бизнеса, линии товаров или услуг, помимо осязаемых активов, отражающая коммерческую репутацию.

Декомпилирование программы для ЭВМ — технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ. Декомпилирование может производится лицом, правомерно владеющим экземпляром программы, без согласия автора и без выплаты вознаграждения только при соблюдении установленных Законом условий.

Декоративно-прикладного искусства произведения — художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, и не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека. Произведения декоративно-прикладного использования являются разновидностью произведений изобразительного искусства.

Дизайн - патент [патенты] — предоставление государством исключительных прав на новый, неочевидный и орнаментальный промышленный образец. Дизайн-патент дает право запрещать другим изготавливать, использовать или продавать промышленные образцы, близко напоминающие запатентованный. Дизайн-патент охраняет орнаментальные аспекты промышленного образца; его функциональные аспекты охраняются патентом полезности. Дизайн-патент и патент полезности могут охранять разные аспекты одного и того же изделия, например автомобиля или лампы.

Дискуссия — обсуждение в форме живой беседы предложенной проблемы. Дискуссия является особым видом литературных произведений. Поскольку творческий вклад журналиста в организацию и подачу материала является основным, то, как правило, именно журналист выступает в роли единоличного автора дискуссии.

Добропорядочное использование [копирайт — товарные знаки] — способ защиты от обвинения в нарушении копирайта или товарного знака. В сфере копирайта суды США при определении того, существует ли защита по аргументу добропорядочного использования, учитывают четыре фактора: цель и характер спорного использования; суть работы, охраняемой копирайтом; значение использованной части работы по отношению к работе в целом; и влияние использования на рынок или на ценность работы, охраняемой копирайтом. В сфере товарных знаков вторичный пользователь должен показать, что он использует описательный, географически описательный или содержащий личное имя знак не в смысле товарного знака, а лишь для того, чтобы описать свои товары или услуги, или их географическое происхождение, или назвать лицо, руководящее данным бизнесом.

Дополнительный реестр [товарные знаки] — реестр слов, символов, упаковочных торговых одеяний, конфигураций продукта или контейнера или слоганов, которые не соответствуют всем требованиям, предъявляемым при регистрации товарных знаков, но могут достичь статуса товарного знака после того, как приобретут вторичное значение. (См. Вторичное значение)

Договор о законах по товарным знакам—международное соглашение, устанавливающее, какую информацию должны предоставить граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства- участника.

Досрочное прекращение патента — действие патента на объект промышленной собственности может быть досрочно прекращено.

Драматические произведения — литературные произведения, состоящие из диалогов и монологов персонажей, предназначенные в основном для публичного исполнения на сцене.

Единство изобретения—требование, предъявляемое патентным законодательством к заявке, в соответствии с которым она может относиться к одному изобретению или к группе изобретений настолько, что они образуют единый изобретательский замысел.

Зависимый пункт[патенты] — пункт формулы изобретения в патенте, отсылающий к предыдущему пункту и определяющий изобретение более узкое по объему, чем содержащееся в предыдущем пункте. Зависимый пункт формулируется так, чтобы быть более ограниченным, чем технология, определенная в предыдущем пункте.

Запись (звукозапись, видеозапись)—фиксация при помощи специальных технических средств (в том числе и при помощи числового представления) на соответствующем материальном носителе звуков и (или) движущихся изображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или оповещение при помощи соответствующего устройства.

Зарубежное патентование — подача заявки на изобретение в зарубежное патентное ведомство с целью получения правовой охраны для этого изобретения на территории соответствующего зарубежного государства или подача заявки на изобретение в соответствии с Международным договором в порядке, определенном договором.

Заявитель (в интеллектуальной собственности) — лицо (физическое, юридическое), которым подается заявка на выдачу охранного документа на объект промышленной собственности или на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных.

Заявка—заполняемый бланк для заявления о предоставлении регистрации знака или патента. Требуемое содержание на таком бланке будет отличаться в зависимости от цели и источника бланка.

Заявка на патент — документ, поданный заявителем или агентом (представителем) от его имени, в котором испрашивается выдача патента. В нем обычно содержится подробное описание изобретения, формула изобретения и чертежи, если они необходимы для понимания изобретения.

Заявление о выдаче патента — представляемый по установленной форме документ заявки, в котором приводятся, в частности, сведения о лице (лицах) на чье имя испрашивается патент, сведения о заявителе (заявителях), сведения об авторе (авторах), а также указываются основания для подачи заявки и получения патента.

Защита авторских и смежных прав — совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских или смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Защита авторских и смежных прав может осуществляться следующими способами: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, пресечение нарушения, самозащита права, возмещение убытков, компенсация морального вреда, выплата компенсации от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, вместо возмещения убытков.

Знак обслуживания — это обозначение, используемое предприятиями, предоставляющими услуги. Например, отелями, ресторанами, авиакомпаниями, туристическими бюро, прачечными и т.д., с целью отличать их услуги от услуг других предприятий (то же, что и товарный знак для производителей).

Знак охраны авторских прав — обозначение, состоящее из латинской буквы "с" в окружности, имени (наименования) правообладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения, которое обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может помещать на каждый экземпляр произведения.

Знак охраны смежных прав — обозначение, состоящее из латинской буквы "р" в окружности, имени (наименования) правообладателя исключительных смежных прав, года первого опубликования фонограммы, которое производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может помещать на каждый экземпляр фонограммы.

Изобретение— изобретением является такая новая идея, которая позволяет на практике решить конкретную проблему в области техники

Изменение сущности изобретения — изменение формулы изобретения, в результате которого в нее включаются признаки изобретения, не содержавшиеся в первоначальных материалах заявки.

Изготовитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.

Изготовитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнителя или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом.

Изъятие — способ обеспечения иска, арест экземпляров произведений и фонограмм, материалов и оборудования с передачей их на хранение третьему лицу (например, истцу); при этом право собственности предполагаемого нарушителя сохраняется. Изымаются те произведения и фонограммы, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, и те материалы и оборудование, которые предназначены для их изготовления и воспроизведения.

Имена доменов [товарные знаки] — имена и слова, которыми компании обозначают свои зарегистрированные адреса Интернет-сайтов, например имя журнала "Forbes" в URL http://www.forbes.com. Споры о товарных знаках возникают, когда не менее двух компаний пытаются использовать одно и то же имя домена или когда одна компания присваивает торговую марку или наименование продукта другой компании для своего URL.

Имущественное право — имущественные права заключаются в принадлежности исключительных прав на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права на произведение автор может либо осуществлять сам, либо передать другому лицу. Право на использование единое, но сложное, составное. Оно включает в себя право на воспроизведение, право на распространение, право на экспорт, право на публичный показ произведения, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на практическую реализацию изображенного объекта, право следования.

Имя автора — совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и т.п.

Интеллектуальная собственность — творческие идеи и выражения человеческого разума, которые обладают коммерческой ценностью и получают юридическую охрану права собственности. Основными юридическими механизмами охраны прав интеллектуальной собственности являются копирайты, патенты и товарные знаки. Права интеллектуальной собственности позволяют ее владельцам выбирать, кто может иметь доступ к их собственности и использовать ее, а также охранять ее от несанкционированного использования.

Информационный поиск — анализ источников для определения уровня техники, в сравнении с которым осуществляется оценка новизны и изобретательского уровня заявленного предложения.

Информация об управлении правами—информация, в том числе в электронной (цифровой) форме, идентифицирующая объект авторского права и (или) смежных прав и автора либо другое лицо, имеющее на этот объект авторское право и (или) смежные права, либо информация об условиях использования объекта авторского права и (или) смежных прав, либо любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру объекта авторского права и (или) смежных прав или вмещен в него либо появляется в связи с его сообщением для общего сведения.

Исключительная лицензия — договор, по которому лицензиату (покупателю) передается исключительное право использования объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром (продавцом) права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

Исключительное право—имущественное право лица, имеющего относительно произведения, исполнения, постановки, передачи организации вещания, фонограммы или видеограммы авторское право и (или) смежные права, на использование этих объектов авторского права и (или) смежных прав только им и на выдачу только этим лицом разрешения или запрета их использования другим лицам в пределах срока, установленного законом.

Исключительное право на использование изобретения — право единолично использовать изобретение и разрешать и/или запрещать его использование другим лицам; удостоверяется патентом на изобретение; принадлежит патентообладателю в течение срока действия охранного документа; может быть передано патентообладателем другому лицу путем уступки охранного документа или путем предоставления исключительной лицензии.

Исключительное право на товарный знак — право единоличного использования товарного знака его владельцем, включая право распоряжаться товарным знаком. Владелец вправе запрещать использование товарного знака другим лицам.

Исключительные права — происходят от действия выдачи патента (свидетельства), это действие означает, что запатентованное изобретение (промобразец, товарный знак и т.д.) не может быть использовано в стране выдачи иными лицами, чем владелец патента, если только патентовладелец не согласен на такое использование.

Исполнитель — актер (театра, кино и т.п.), певец, музыкант, танцор или другое лицо, исполняющее роль, поющее, читающее, декламирующее, играющее на музыкальном инструменте, танцующее или любым иным способом исполняющее произведения литературы, искусства или произведения народного творчества, цирковые, эстрадные, кукольные номера, пантомимы и т.п., а также дирижер музыкальных и музыкально-драматических произведений.

Исполнение— представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Коллективное управление имущественными правами — такая система реализации имущественных авторских и смежных прав, при которой созданные правообладателями организации действуют в пределах полученных полномочий от имени правообладателей в тех случаях, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено.

Коммерческое использование [патенты] — ситуация, при которой изобретатель не может получить патент, поскольку на дату подачи заявки прошло более одного года с того момента, как продукт, воплощающий изобретение, был поставлен «на продажу», то есть началось коммерческое использование изобретения.

Компенсация — специальная мера гражданско-правовой ответственности, применяемая, в том числе, при нарушении авторских прав, которая заключается в наложении на нарушителя обязанности выплатить правообладателю денежную сумму в размере, определенном судом на основании своего внутреннего убеждения с учетом всех обстоятельств дела.

Компьютерная программа— набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах).

Конвенционный приоритет — приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца, устанавливаемый по дате подачи первой заявки в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при соблюдении заявителем условий, установленных конвенцией.

Конкуренция—это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция недобросовестная—любые действия, направленные на приобретение хозяйствующими субъектами преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Контрафактная продукция — экземпляры продукции, изготовленные любым способом и в любой форме, изготовление которых влечет за собой нарушение авторского права на данное произведение.

Контрафакция—это, прежде всего, подделка товара. Поддельный товар не только идентичен в общем смысле термина, он еще производит впечатление подлинного товара, создаваемого или предлагаемого подлинным промышленником или торговцем. Поддельные товары часто снабжены общеизвестным товарным знаком. Наиболее типичные примеры поддельных товаров – поддельные часы «rolex», спортивная обувь «puma» и «reebok». Очень часто на практике контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Копирайт — предоставляемое государством создателю работы исключительное право запрещать другим лицам воспроизводить, адаптировать, публично распространять, исполнять или выставлять ее. Копирайт не охраняет абстрактную идею; он охраняет только конкретное выражение идеи. Для того чтобы быть действительной, копирайтная работа должна обладать оригинальностью и определенной толикой творчества.

Копирование [копирайт — патенты — товарные знаки] — в законодательстве по копирайту «копирование» обозначает два раздельных, но взаимосвязанных понятия. Чтобы составить нарушение копирайта, работа должна быть «копией» в том смысле, что она имеет существенное сходство с копирайтной работой и, должно быть, была скопирована с нее, а не является результатом совпадающего, но независимого производства или взятой из того же источника, что и копирайтная работа. Правовые стандарты в отношении нарушения копирайта отличаются от применяемых к патентам и товарным знакам; последние не требуют доказательства копирования.

Копия [копирайт] — материальный объект, сохраняющий или фиксирующий копирайтоспособную информацию, кроме звуков. Глагол «копировать» обозначает акт создания копий, или копирования.

Критерии патентоспособности изобретения — изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Лицензия (интеллектуальная собственность)— разрешение, выданное владельцем права (“лицензиаром”) другому лицу (“лицензиата”) на осуществление определенных действий, которые охватываются этим правом.

Лицензионный договор— это соглашение, согласно которому патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить права на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, обусловленные договором. Лицензионный договор, в основе которого лежит охранный документ, выданный патентным ведомством подлежит регистрации в патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным. Известны различные виды лицензионного договора, например, патентные и беспатентные, исключительные и неисключительные, полные, перекрестные, сублицензии.

Лицензионные платежи— форма вознаграждения лицензиара, предусмотренная лицензионным договором. В мировой лицензионной торговле встречаются различные виды платежей: паушальные платежи, в форме периодических отчислений (роялти), смешанные платежи. Смешанные платежи являются сочетанием паушального и роялти: т.е. Вначале, независимо от объема производства и продажи продукции по лицензионному договору лицензиат выплачивает лицензиару определенную договором сумму до начала коммерческого использования объекта лицензии. Остальная сумма выплачивается в течение срока действия соглашения и зависит от прибыли, получаемой лицензиатом.

Личные неимущественные права—право авторства, право на обнародование произведения, право на отзыв, право на защиту репутации автора, право доступа к произведению изобразительного искусства. Личные неимущественные права не подлежат передаче другим лицам или переходу к ним по закону.

Ложные или способные ввести в заблуждение обозначения— обозначения, порождающие у потребителя ошибочное, не соответствующее действительности, представление об определенном качестве товара или об определенном изготовителе. Такие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Лучший способ [патенты] — одно из условий выдачи патента. Изобретатель должен описать наилучший известный ему способ реализации изобретения.

Мадридское соглашение—международная регистрация товарных знаков осуществляется посредством Мадридской системы регистрации, которую образуют Мадридское соглашение и Мадридский протокол. Административные функции Мадридской системы регистрации товарных знаков выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Маркетинг— система прямых и обратных связей разработчика (производителя) с рынком, призванных обеспечить максимально возможную увязку научно-производственной деятельности разработчика (производителя) с рыночной ситуацией и уменьшить элементы неопределенности при сбыте продукции. Современная концепция маркетинга включает три основных элемента, соблюдение которых трактуется как обязательное условие успешной реализации продукции: ориентация на потребителя (его нужды, запросы и поведение); подход к маркетингу как общефирменному делу, успех в котором определяется усилиями всех функциональных подразделений, что требует их соответствующей структурной и организационной кооперации; ориентация на прибыль как конечный результат мероприятий в первых двух элементах и фактор, определяющий конкретную тактику продаж.

Материальная (объективная) форма — такая форма представления произведения творчества, которая позволяет воспринимать произведение третьим лицам.

Международная заявка на патент—заявка на охрану изобретения, поданная в соответствии с международным договором о патентной кооперации.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) —классификация товаров и услуг используемая для регистрации товарных знаков, используется при экспертизе и регистрации товарных знаков. Одна часть МКТУ относится к классификации товаров, другая часть относится к классификации услуг.

Мультимедийная продукция — сочетание звука, текста и образов в цифровой форме, которое сделано доступным программой для ЭВМ и воплощает в себе оригинальное выражение авторства, достаточное для обоснования охраны мультимедийной продукции авторским правом.

Метод определения начальных затрат — основан на определении фактических затрат, связанных с созданием, приобретением и доведением до готовности использования ОИС.

При использовании метода начальных затрат проводят:

— выявление всех затрат, отражённых в бухгалтерской отчётности правообладателя и приведение их величины к дате оценки;

— определение величины начисленной амортизации;

— определение стоимости объекта как разницы между приведённой величиной затрат и определённым износом.

Стоимость объекта оценки определяется как общая сумма всех выявленных затрат:

где ЗС – стоимость объекта;

ЗО – затраты на создание объекта;

ЗМ – затраты на маркетинг;

ЗИ – затраты на доведение объекта до стадии использования.

Величина всех затрат корректируется с учётом фактора времени посредством коэффициентов, отражающих изменение общего уровня цен за период, прошедший с момента совершения затрат до момента оценки.

Метод стоимости замещения — основан на принципе замещения, при котором стоимость ОИС определяется как сумма затрат, необходимых для создания объекта аналогичной полезности (объект-аналог)

При использовании метода стоимости замещения проводят:

— исследование рынка;

— выявление круга объектов-аналогов;

— определение, необходимых для создания объектов-аналогов, в текущем уровне цен на дату оценки;

— установление стоимости объектов-аналогов;

— определение стоимости оцениваемого ОИС с учётом отличий от объектов-аналогов.

Метод стоимости восстановления — заключается в определении величины затрат, необходимых для создания точно такого же объекта в современных условиях.
При использовании метода стоимости восстановления проводят:

— определение затрат, необходимых для создания, обеспечения правовой охраны и доведение объекта до промышленного использования, в текущем уровне цен на дату оценки;

— определение стоимости ОИС как общей величины прогнозируемых затрат.

Метод дополнительной прибыли — определение стоимости объекта как величины капитализированной прибыли, полученной предприятием в результате использования данного объекта.

Определение стоимости объекта методом дополнительной прибыли:

где С – стоимость объекта;

Пi – величина годовой чистой прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием ОИС, в i-том году использования объекта;
П0 – величина годовой чистой прибыли от реализации продукции, произведённой без участия ОИС, в i-том году;

αi – коэффициент дисконтирования денежных потоков;

п - количество лет использования объекта.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

где r – ставка дисконтирования

Метод рынка интеллектуальной собственности (метод освобождения от роялти) — основан на предположении, что ОИС, используемый правообладателем, ему не принадлежит; оценка стоимости объекта осуществляется на основании определения величины предполагаемых лицензионных пл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.