Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





грмц||'11'|1мц



 


 

Задачники«Дрофы»

А.П.Рымкевич

Физика

КЛАССЫ

10-11

Пособие

для общеобразовательных
учреждений
17-е издание, стереотипное


 

Москва

Брофа


УДК 373.167.1:53(076.1) ББК 22.3я72 Р95

Серия основана в 1996 г.

Рымкевич, А. П.

Р95 Физика. Задачник. 10—11 кл. : пособие для общеобра- зоват. учреждений / А. П. Рымкевич. — 17-е изд., стерео­тип. — М. : Дрофа, 2013. — 188, [4] с. : ил. — (Задачники «Дрофы»).

ISBN 978-5-358-11908-6

В сборник задач по физике включены задачи по всем разделам школь­ного курса для 10—11 классов. Расположение задач соответствует струк­туре учебных программ и учебников.

УДК 373.167.1:53(076.1) ББК 22.3я72

ISBN 978-5-358-11908-6
©ООО «Дрофа», 1997 © ООО «Дрофа», 2001, с изменениями


ПРЕДИСЛОВИЕ

Овладеть школьным курсом физики — это значит не только понять физические явления и закономерности, но и научиться применять их на практике. Всякое применение об­щих положений физики для разрешения конкретного, част­ного вопроса есть решение физической задачи. Умение решать задачи делает знания действенными, практически примени­мыми.

Приступая к решению задачи, нужно прежде всего вник­нуть в смысл задачи и установить, какие физические явления и закономерности лежат в ее основе, какие из описанных в ней процессов являются главными и какими можно пренеб­речь. Надо выяснить, какие упрощающие положения можно ввести для решения задачи. Рассчитывая, например, время падения тела с некоторой высоты, исходят из следующих уп­рощений: тело считают материальной точкой, ускорение сво­бодного падения — постоянным, сопротивление воздуха не учитывают. Принятые допущения отмечают при анализе за­дачи.

В тексте задач сборника не указывается степень точности некоторых числовых данных, устанавливаемая путем прибав­ления справа значащих нулей. Поэтому данные, выраженные одной значащей цифрой (2 м, 0,3 А и т. д.), следует считать либо условно точными (наперед заданными), либо прибли­женными с той степенью точности, с которой заданы другие величины, входящие в задачу. Точность ответа не должна пре­вышать точности исходных данных.

Используя табличные значения величин и физических постоянных, следует округлять их со степенью точности, оп­ределяемой условием конкретной задачи.


В задачах с конкретным содержанием из области техни­ки, сельского хозяйства, спорта, быта, а также в задачах с ис­торическим содержанием приведены реальные паспортные, справочные или исторические данные с точностью, заданной в соответствующих источниках. Вычисления в таких задачах, естественно, становятся более громоздкими. Поэтому при их решении целесообразно пользоваться микрокалькулятором. При отсутствии микрокалькулятора данные следует округ­лить до двух-трех значащих цифр. Ответы на такие задачи приведены для расчетов без округления табличных величин.

Прежде чем приступить к вычислениям, следует все ис­ходные данные выразить в одной системе единиц. В большин­стве случаев задачи рекомендуется решать в Международной системе единиц (СИ). При решении задач по квантовой, атом­ной и ядерной физике рекомендуется пользоваться единица­ми, принятыми в соответствующих отраслях науки, т. е. мас­су выражать в атомных единицах массы, а энергию — в мега­электронвольтах .

Многие задачи целесообразно решать устно. Это относит­ся к большинству качественных задач, многим тренировоч­ным, а также к задачам на исследование функциональной за­висимости типа: «Во сколько раз изменится величина у при изменении величины х в п раз? »

В настоящем издании используется двойная нумерация в связи с добавлением задач, отражающих современное состоя­ние науки и техники (в скобках стоят номера задач из сборника 1998 г. издания). Задачи повышенной трудности от­мечены звездочкой (*), новые — (н).


МЕХАНИКА

ГЛАВА I

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ

1. Поступательное движение.

Материальная точка. Система отсчета.

Путь и перемещение

1. Рисунок 1 воспроизводит несколько положений рабо­тающего подъемного крана. Можно ли считать поступатель­ным движение стрелы? груза?

2. Какие элементы аттракциона «Колесо обозрения» (рис. 2) движутся поступательно?

3. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете:

а) расстояния от Земли до Солнца;

б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц;

в) длины экватора Земли;

г) скорости движения точки экватора при суточном вра­щении Земли вокруг оси;

д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца?


 


Рис. 1

 

4. Указать, в каких из приведенных ниже случаях изу­чаемое тело можно принять за материальную точку:

а) вычисляют давление трактора на грунт;

б) определяют высоту поднятия ракеты;

в) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в го­ризонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту;

г) определяют объем стального шарика, пользуясь изме­рительным цилиндром (мензуркой).

5. Можно ли принять за материальную точку снаряд при расчете:

а) дальности полета снаряда;

б) формы снаряда, обеспечивающей уменьшение сопро­тивления воздуха?

6. Можно ли принять за материальную точку железнодо­рожный состав длиной около 1 км при расчете пути, пройден­ного за несколько секунд?

7. На рисунке 3 изображен план футбольного поля на пришкольном участке. Найти координаты угловых флажков (О, В, С, D), мяча (.Б), зрителей (К, L, М).

8. Найти координаты (приблизительно) левого нижнего угла доски, правого верхнего угла стола, за которым вы сиди­те. Для этого связать систему отсчета с классом и совместить ось X с линией пересечения пола и стены, на которой висит доска, ось У с линией пересечения пола и наружной стены, а ось Z с линией пересечения этих стен.

9.
Сравнить пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории которых показаны на рисунке 4.

10. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?

11. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пой­ман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.

12. Движущийся равномерно автомобиль сделал разво­рот, описав половину окружности. Сделать чертеж, на кото­ром указать пути и перемещения автомобиля за все время раз­ворота и за треть этого времени. Во сколько раз пути, прой­денные за указанные промежутки времени, больше модулей векторов соответствующих перемещений?

13. На рисунке 5 показаны перемещения пяти материаль­ных точек. Найти проекции векторов перемещения на оси ко­ординат.

14. На рисунке 6 показана траектория движения матери­альной точки из А в В. Найти координаты точки в начале и конце движения, проекции перемещения на оси координат, модуль перемещения.

15.

В     С  
         
         
         
         
А     D  

 

у, м 12
0 2
4 6 8 Рис. 7
На рисунке 7 показана траектория ABCD движения материальной точки из А в D.

Найти координаты точки в начале и конце движения, пройденный путь, перемещение, проекции пе­ремещения на оси координат.

16.

10 х,м

Тело переместилось из точки с координатами хг = 0, у1 = 2 м в точку с координатами х2 = 4 м, у2 = -1 м. Сделать чер­теж, найти перемещение и его проекции на оси координат.


17. Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по пря­мой 40 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 30 км. Най­ти путь и перемещение вертолета.

18. Катер прошел по озеру в направлении на северо-восток 2 км, а затем в северном направлении еще 1 км. Найти геомет­рическим построением модуль и направление перемещения.

19. Туристы прошли сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти геометрическим построением модуль и направление их перемещения.

2. Прямолинейное равномерное движение

20. По прямолинейной автостраде (рис. 8) движутся рав­номерно: автобус — вправо со скоростью 20 м/с, легковой ав­томобиль — влево со скоростью 15 м/с и мотоциклист — влево со скоростью 10 м/с. Координаты этих экипажей в момент на­чала наблюдения равны соответственно 500, 200 и -300 м. На­писать их уравнения движения. Найти: а) координату автобу­са через 5 с; б) координату легкового автомобиля и пройден­ный путь через 10 с; в) через какое время координата мото­циклиста будет равна -600 м; г) в какой момент времени автобус проезжал мимо дерева; д) где был легковой автомо­биль за 20 с до начала наблюдения.

21.

J И 11 j III 11 Г|1 -400   -200
 

грмц||'11'|1мц

||Щ|'р1ттут 0       200     400     600 ► 11II11111И111111" 800   1000 х, м Движение грузового автомобиля описывается уравне­нием хг = -270 + 121, а движение пешехода по обочине того же шоссе — уравнением х2 = -1,51. Сделать пояснительный рисунок (ось X направить вправо), на котором указать поло­жение автомобиля и пешехода в момент начала наблюдения. С какими скоростями и в каком направлении они двигались? Когда и где они встретились? Рис. 8   22. По заданным графикам (рис. 9) найти начальные ко­ординаты тел и проекции скорости их движения. Написать уравнения движения тел х = x(t). Из графиков и уравнений найти время и место встречи тел, движения которых описыва­ются графиками II и III. 23. Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: хх = 5t, х2 = 150 - 10t. Построить графики зависимости x(t). Найти время и место встречи. 24. Графики движения двух тел представлены на рисунке 10. Написать уравнения движения х = х(t). Что означают точ­ки пересечения графиков с осями координат? 25. По прямому шоссе в одном направлении движутся два мотоциклиста. Скорость первого мотоциклиста 10 м/с. Вто­рой догоняет его со скоростью 20 м/с. Расстояние между мото­циклистами в начальный момент времени равно 200 м. Напи­сать уравнения движений мотоциклистов в системе отсчета, связанной с землей, приняв за начало координат место нахож­дения второго мотоциклиста в начальный момент времени и выбрав за положительное направление оси X направление движения мотоциклистов. Построить на одном чертеже гра­фики движения обоих мотоциклистов (рекомендуемые масш­табы: в 1 см 100 м; в 1 см 5 с). Найти время и место встречи мотоциклистов. 26(h). Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 20 и 5 м/с. Расстоя- ние между ними в начальный момент времени равно 250 м. Написать уравнения движения тел и построить графики зави­симости х = x(t). Систему отсчета связать с землей. Считать, что положение автомобиля при t = 0 совпадает с началом от­счета, а ось X направлена в ту же сторону, что и скорость дви­жения автомобиля. Графически и аналитически определить: а) место и время их встречи; б) кто из них раньше пройдет сотый метр и на сколько раньше; в) расстояние между ними через 5 с; г) где находился автомобиль в тот момент, когда велосипедист про­ходил точку с координатой 225 м; д) когда велосипедист про­ходил точку, в которой автомобиль был через 7,5 с после нача­ла движения; е) в какие моменты времени расстояние между ними было 125 м; ж) какую точку автомобиль прошел раньше велосипедиста на 12,5 с. 27(h). Движение материальной точки в данной системе отсчета описывается уравнениями у = 1 + 2t, х = 2 + t. Найти уравнение траектории. Построить траекторию на плоскости XOY. Указать положение точки t = 0, направление и скорость движения. 3. Относительность движения 28. Какова траектория движения точки обода велосипед­ного колеса при равномерном и прямолинейном движении ве­лосипедиста в системах отсчета, жестко связанных: а) с вра­щающимся колесом; б) с рамой велосипеда; в) с землей? 29. Может ли человек, находясь на движущемся эскалато­ре метро, быть в покое в системе отсчета, связанной с землей? 30. На рисунке 11 помещен кадр из диафильма по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». Объяснить физическую не­состоятельность текста под кадром. 31[1]. Скорость штормового ветра равна 30 м/с, а скорость автомобиля «Жигули» достигает 150 км/ч. Может ли автомо­биль двигаться так, чтобы быть в покое относительно воздуха? 32. Скорость велосипедиста 36 км/ч, а скорость ветра 4 м/с. Какова скорость ветра в системе отсчета, связанной с велосипедистом, при: а) встречном ветре; б) попутном ветре? Лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку Рис. 11   33. Гусеничный трактор Т-150 движется с максимальной скоростью 18 км/ч. Найти проекции векторов скоростей верх­ней и нижней части гусеницы на оси X и Хг. Ось X связана с землей, ось Xi — с трактором. Обе оси направлены по ходу движения трактора. 34. Эскалатор метро движется со скоростью 0,75 м/с. Найти время, за которое пассажир переместится на 20 м отно­сительно земли, если он сам идет в направлении движения эс­калатора со скоростью 0,25 м/с в системе отсчета, связанной с эскалатором. 35. Два поезда движутся навстречу друг другу со скорос­тями 72 и 54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него в течение 14 с. Какова длина второго поезда? 36. Скорость движения лодки относительно воды в п раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше време­ни занимает поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Решить задачу для значений п = 2 и п = 11. 37. Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 мин. Сколько времени будет под­ниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эска­латору? 38. Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала об­гона водитель легкового автомобиля увидел встречный меж­дугородный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20 м? 39. Рыболов, двигаясь на лодке против течения реки, уро­нил удочку. Через 1 мин он заметил потерю и сразу же повер­нул обратно. Через какой промежуток времени после потери он догонит удочку? Скорость течения реки и скорость лодки отно­сительно воды постоянны. На каком расстоянии от места поте­ри он догонит удочку, если скорость течения воды равна 2 м/с? 40*(н). На рисунке 12 приведены графики движения ве­лосипедиста I и движения мотоциклиста II в системе отсчета, связанной с землей. Написать уравнение движения велосипе­диста в системе отсчета, связанной с мотоциклистом, и по­строить график его движения в этой системе. Рис. 12 41*(н). На рисунке 13 изображен график движения второ­го автомобиля в системе отсчета, связанной с первым автомо­билем. Написать уравнения движений и построить графики в системе отсчета, связанной с землей (начало координат распо­ложить в месте нахождения первого автомобиля в начальный момент времени), если скорость первого автомобиля относи­тельно земли: а) направлена по оси X и равна 2 м/с; б) направ­лена по оси X и равна б м/с; в) направлена в сторону, противо-   положную оси X, и равна 2 м/с. Описать картину движения в каждом случае. 42[2](41). Скорость продольной подачи резца токарного станка 12 см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова ско­рость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка? 43(42). Вертолет летел на север со скоростью 20 м/с. С ка­кой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10 м/с? 44(43). Катер, переправляясь через реку, движется перпен­дикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько метров будет снесен катер тече­нием, если ширина реки 800 м, а скорость течения 1 м/с? 45(44). На токарном станке вытачивают деталь в форме усе­ченного конуса (рис. 14). Какова должна быть скорость попереч­ной подачи резца, если скорость продольной подачи 25 см/мин? Размеры детали (в миллиметрах) указаны на рисунке. 46. В безветренную погоду вертолет двигался со скоро­стью 90 км/ч точно на север. Найти скорость и курс вертолета, если подул северо-западный ветер под углом 45° к меридиану. Скорость ветра 10 м/с. 47*. В системе отсчета, связанной с землей, трамвай дви­жется со скоростью v = 2,4 м/с (рис. 15), а три пешехода — с одинаковыми по модулю скоростями vx = v2 = vz = 1 м/с. Найти: а) модули скоростей пешеходов в системе отсчета, свя­занной с трамваем; б) проекции векторов скоростей пешехо­дов на оси координат в этой системе отсчета.   48(h). Велосипедист за первые 5 с проехал 40 м, за сле­дующие 10с — 100 ми за последние 5 с — 20 м. Найти сред­ние скорости на каждом из участков и на всем пути. 49*(48). Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью I?! = 10 м/с, а вторую половину пути со скоростью v2 = 15 м/с. Найти среднюю скорость на всем пути. Дока­зать, что средняя скорость меньше среднего арифметического значений и и2* 51(50)1. При ударе 50(49). На рисунке 16 воспро­изведено со стробоскопической фо­тографии движение шарика. Найти среднюю скорость движения шари­ка на участке АВ и мгновенную ско­рость в точке С, зная, что частота съемки 50 раз в 1 с. Натуральная длина спичечного коробка, изобра­женного на фотографии, равна 50 мм. Движение по горизонтально­му участку считать равномерным, кузнечного молота по заготовке уско­рение при торможении молота было по модулю равно 200 м/с2. Сколько времени длится удар, если начальная скорость моло­та была 10 м/с? 52(51). Поезд через 10 с после начала движения приобре­тает скорость 0,6 м/с. Через какое время от начала движения скорость поезда станет равна 3 м/с? 53(52). Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,3 м/с2. Какую скорость приобретет велосипедист через 20 с, если его начальная скорость равна 4 м/с? 54(53). За какое время автомобиль, двигаясь с ускорени­ем 0,4 м/с2, увеличит свою скорость с 12 до 20 м/с? 55(54). Зависимость скорости от времени при разгоне ав­томобиля задана формулой vx = 0,8£. Построить график зави- [3] Рис. 17 Рис. 18 симости скорости от времени и найти скорость в конце пятой секунды. 56(55). Скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 до 54 км/ч. Написать формулу зависимости скорости от времени vx(t) и построить график этой зависимости. 57(56). Пользуясь графиком проекции скорости (рис. 17), найти начальную скорость, скорости в начале четвертой и в конце шестой секунд. Вычислить ускорение и написать урав­нение vx = vx(t). 58(57). По заданным на рисунке 18 графикам написать уравнения vx = vx(t). 59(58). На рисунке 19 показан вектор скорости в началь­ный момент времени и вектор ускорения материальной точки. Написать уравнение vy = vy{t) и построить его график для пер­вых 6 с движения, если v0 = 30 м/с, а = 10 м/с2. Найти ско­рости через 2, 3, 4 с. I а I I Рис. 20 60*(59). По графикам зависимости ax(t), приведенным на рисунке 20, а и б, построить графики зависимости vx(t), счи­тая, что в начальный момент времени (t = 0) скорость движе­ния материальной точки равна нулю. Рис. 19 61(60). От остановки одновременно отходят трамвай и троллейбус. Ускорение троллейбуса в 2 раза больше, чем трамвая. Сравнить пути, пройденные троллейбусом и трамва­ем за одно и то же время, и приобретенные ими скорости. 62(61). Шарик, скатываясь с наклонного желоба из со­стояния покоя, за первую секунду прошел путь 10 см. Какой путь он пройдет за 3 с? 63(h). Мотоциклист на расстоянии 10 м от железнодорож­ного переезда начал тормозить. Его скорость в это время была 20 км/ч. Определить положение мотоцикла относительно пе­реезда через 1 с от начала торможения. Ускорение мотоцикла 1 м/с2. 64(63). За какое время автомобиль, двигаясь из состоя­ния покоя с ускорением 0,6 м/с2, пройдет 30 м? 65(64). Первый вагон трогающегося от остановки поезда проходит за 3 с мимо наблюдателя, находившегося до отправ­ления поезда у начала этого вагона. За какое время пройдет мимо наблюдателя весь поезд, состоящий из 9 вагонов? Про­межутками между вагонами пренебречь. 66. К. Э. Циолковский в книге «Вне Земли», рассматри­вая полет ракеты, пишет: «...через 10 секунд она была от зри­теля на расстоянии 5 км». С каким ускорением двигалась ра­кета и какую она приобрела скорость? 67. Пуля в стволе автомата Калашникова движется с ус­корением 616 км/с2. Какова скорость вылета пули, если дли­на ствола 41,5 см? 68. Во сколько раз скорость пули в середине ствола ружья меньше, чем при вылете из ствола? 69. При аварийном торможении автомобиль, движущий­ся со скоростью 72 км/ч, остановился через 5 с. Найти тормоз­ной путь. 70. Длина разбега при взлете самолета Ту-154 равна 1215 м, а скорость отрыва от земли 270 км/ч. Длина пробега при посад­ке этого самолета 710 м, а посадочная скорость 230 км/ч. Срав­нить ускорения (по модулю) и время разбега и посадки. 71. При скорости Vi = 15 км/ч тормозной путь автомоби­ля равен sx = 1,5 м. Каким будет тормозной путь s2 при ско­рости v2 = 90 км/ч? Ускорение в обоих случаях одно и то же. 72(h). Тело, двигаясь прямолинейно с ускорением 5 м/с2, достигло скорости 30 м/с, а затем, двигаясь равнозамед­ленно, остановилось через 10 с. Определить путь, пройденный телом. 73. Мотоциклист и велосипедист одновременно начинают движение из состояния покоя. Ускорение мотоциклиста в 3 ра­за больше, чем велосипедиста. Во сколько раз большую ско­рость разовьет мотоциклист: а) за одно и то же время; б) на од­ном и том же пути? 74. Зависимость скорости материальной точки от време­ни задана формулой vx = 6f. Написать уравнение движения х = x(t), если в начальный момент (t = 0) движущаяся точка находилась в начале координат (х = 0). Вычислить путь, пройденный материальной точкой за 10 с. 75. Уравнение движения материальной точки имеет вид х = 0,412. Написать формулу зависимости vx(t) и построить график. Показать на графике штриховкой площадь, численно равную пути, пройденному точкой за 4 с, и вычислить этот путь. 76. Уравнение движения материальной точки имеет вид х = -0,212. Какое это движение? Найти координату точки че­рез 5 с и путь, пройденный ею за это время. 77(h). Два велосипедиста едут навстречу друг другу. Один, имея начальную скорость 5м/с, спускается с горы с ус­корением -0,2 м/с2; другой, имея начальную скорость 1,5 м/с, спускается с горы с ускорением 0,2 м/с2. Через какой про­межуток времени они встретятся и какое расстояние до встре­чи пройдет каждый из них, если расстояние между ними в на­чальный момент равно 130 м? 78(77). Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, дви­гаясь с ускорением 0,3 м/с2. Какова скорость лыжника в на­чале и в конце уклона? 79. Поезд, двигаясь под уклон, прошел за 20 с путь 340 м и развил скорость 19 м/с. С каким ускорением двигался поезд и какой была скорость в начале уклона? 80. Уравнения движения по шоссе (см. рис. 8) велосипе­диста, пешехода и бензовоза имеют вид: хг = -0,4£2, х2 = 400 - - 0,6f и х3 = -300 соответственно. Найти для каждого из тел: координату в момент начала наблюдения, проекции на ось X начальной скорости и ускорения, а также направление и вид движения. Сделать пояснительный рисунок, указав положения тел при t = 0 и начертив векторы скоростей и ускорений. 81. Движения четырех материальных точек заданы сле­дующими уравнениями соответственно: х1 = 10£ + 0,4t2; х2 = 2t - t2; х3 = -41 + 212; х4 = -t - 612. Написать уравнение vx = vx(t) для каждой точки; построить графики этих зависи­мостей; описать движение каждой точки. 82. Написать уравнения х = x(t) для движений, графики скоростей которых даны на рисунке 18. Считать, что в началь­ный момент (t = 0) тела находятся в начале координат (лс = 0). 83(h). Мальчик съехал на санках с горы длиной 40 м за 10 с, а затем проехал по горизонтальному участку еще 20 м до остановки. Найти скорость в конце горы, ускорения на каж­дом из участков, общее время движения и среднюю скорость на всем пути. Начертить график скорости. 84. Велосипедист начал свое движение из состояния покоя и в течение первых 4 с двигался с ускорением 1 м/с2; затем в течение 0,1 мин он двигался равномерно и последние 20 м — равнозамедленно до остановки. Найти среднюю скорость за все время движения. Построить график зависимости vx(t). 85*. Расстояние между двумя станциями поезд прошел со средней скоростью иср = 72 км/ч за t = 20 мин. Разгон и тормо­жение вместе длились t4 = 4 мин, а остальное время поезд дви­гался равномерно. Какой была скорость и поезда при равно­мерном движении[4]? 86. Движения двух автомобилей по шоссе заданы уравне­ниями хг = 21 + 0,212 и х2 = 80 - 41. Описать картину движе­ния. Найти: а) время и место встречи автомобилей; б) расстоя­ние между ними через 5 с от начала отсчета времени; в) коор­динату первого автомобиля в тот момент времени, когда вто­рой находился в начале отсчета. 87. В момент начала наблюдения расстояние между дву­мя телами равно 6,9 м. Первое тело движется из состояния по­коя с ускорением 0,2 м/с2. Второе движется вслед за ним, имея начальную скорость 2 м/с и ускорение 0,4 м/с2. Напи­сать уравнения х = x(t) в системе отсчета, в которой при t = 0 координаты тел принимают значения, соответственно равные х1 = 6,9 м, х2 = 0. Найти время и место встречи тел. 88*. Движения двух мотоциклистов заданы уравнениями хг = 15 + t2 и х2 = St. Описать движение каждого мотоциклис­та; найти время и место их встречи. 6. Равномерное движение тела по окружности 89. Частота обращения ветроколеса ветродвигателя 30 об/мин, якоря электродвигателя 1500 об/мин, барабана сепаратора 8400 об/мин, шпинделя шлифовального станка 96 000 об/мин. Вычислить их периоды. 90. Найти частоту обращения Луны вокруг Земли (см. табл. 14). 91. Скорость точек рабочей поверхности наждачного кру­га диаметром 300 мм не должна превышать 35 м/с. Допустима ли посадка круга на вал электродвигателя, совершающего 1400 об/мин; 2800 об/мин? 92. Частота обращения воздушного винта самолета 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полета 180 км/ч? 93. Период обращения платформы карусельного станка 4 с. Найти скорость крайних точек платформы, удаленных от оси вращения на 2 м. 94. Диаметр передних колес трактора в 2 раза меньше, чем задних. Сравнить частоты обращения колес при движе­нии трактора. 95. Радиус рукоятки колодезного ворота в 3 раза больше радиуса вала, на который наматывается трос. Какова линей­ная скорость конца рукоятки при поднятии ведра с глубины 10 м за 20 с? 96. С какой скоростью и в каком направлении должен ле­теть самолет по шестидесятой параллели, чтобы прибыть в пункт назначения раньше (по местному времени), чем он вы­летел из пункта отправления? Возможно ли это для современ­ных пассажирских самолетов? 97. Первая в мире орбитальная космическая станция, образованная в результате стыковки космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 16 января 1969 г., имела период обращения 88,85 мин и среднюю высоту над поверхностью Земли 230 км (считая орбиту круго­вой). Найти среднюю скорость движе­ния станции. 98. При увеличении в 4 раза ради­уса круговой орбиты искусственного спутника Земли период его обращения увеличивается в 8 раз. Во сколько раз изменяется скорость движения спутни­ка по орбите? 99. Минутная стрелка часов в 3 раза длиннее секундной. Найти отношение скоростей концов стрелок. 100. Движение от шкива I (рис. 21) к шкиву IV передает­ся при помощи двух ременных передач. Найти частоту обра­щения (в об/мин) шкива IV, если шкив I делает 1200 об/мин, а радиусы шкивов г1 = 8 см, г2 = 32 см, г3 = 11 см, г4 = 55 см. Шкивы II и III жестко укреплены на одном валу. 101. Циркулярная пила имеет диаметр 600 мм. На ось пилы насажен шкив диаметром 300 мм, который приводит­ся во вращение посредством ременной передачи от шкива диаметром 120 мм, насаженного на вал электродвигателя. Ка­кова скорость зубьев пилы, если вал двигателя совершает 1200 об/мин? 102. Диаметр колеса велосипеда «Пенза» d = 70 см, веду­щая зубчатка имеет г1 = 48 зубцов, а ведомая z2 = 18 зубцов. С какой скоростью движется велосипедист на этом велосипеде при частоте вращения педалей п = 1 об/с? С какой скоростью движется велосипедист на складном велосипеде «Кама» при той же частоте вращения педалей, если у этого велосипеда со­ответственно d = 50 см, zx = 48 зубцов, г2 = 15 зубцов? 103. Каково центростремительное ускорение поезда, дви­жущегося по закруглению радиусом 800 м со скоростью 20 м/с? 104. Скорость точек экватора Солнца при его вращении вокруг своей оси равна 2 км/с. Найти период обращения Солн­ца вокруг своей оси и центростремительное ускорение точек экватора. 105. Период обращения молотильного барабана комбайна «Нива» диаметром 600 мм равен 0,046 с. Найти скорость то­ чек, лежащих на ободе барабана, и их центростремительное ускорение. 106. С какой скоростью автомобиль должен проходить се­редину выпуклого моста радиусом 40 м, чтобы центростреми­тельное ускорение было равно ускорению свободного паде­ния? 107. Рабочее колесо турбины Красноярской ГЭС имеет диаметр 7,5 м и вращается с частотой 93,8 об/мин. Каково центростремительное ускорение концов лопаток турбины? 108. Найти центростремительное ускорение точек колеса автомобиля, соприкасающихся с дорогой, если автомобиль движется со скоростью 72 км/ч и при этом частота обращения колеса 8 с-1. 109. Две материальные точки движутся по окружности радиусами Rx и Л2» причем Rx = 2R2. Сравнить их центростре­мительные ускорения в случаях: 1) равенства их скоростей; 2) равенства их периодов обращения. 110. Радиус рабочего колеса гидротурбины в 8 раз боль­ше, а частота обращения в 40 раз меньше, чем у паровой тур­бины. Сравнить скорости и центростремительные ускорения точек обода колес турбин. 111. Детский заводной автомобиль, двигаясь равномерно, прошел расстояние s за время t. Найти частоту обращения и центростремительное ускорение точек на ободе колеса, если диаметр колеса равен d. По возможности конкретные данные задачи получите опытным путем. ГЛАВА II ОСНОВЫ ДИНАМИКИ 7. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса тел. Сила. Равнодействующая нескольких сил 112. Действия каких тел компенсируются в следующих случаях: а) подводная лодка покоится в толще воды; б) под­водная лодка лежит на твердом дне? 113. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Действия каких тел компенсируются при этом? 114. Мальчик держит на нити шарик, наполненный водо­родом. Действия каких тел взаимно компенсируются, если шарик находится в состоянии покоя? Мальчик выпустил нить. Почему шарик пришел в ускоренное движение? 115. Может ли автомобиль двигаться равномерно по гори­зонтальному шоссе с выключенным двигателем? 116. На горизонтальном участке пути маневровый тепло­воз толкнул вагон. Какие тела действуют на вагон во время и после толчка? Как будет двигаться вагон под влиянием этих тел? 117. Система отсчета жестко связана с лифтом. В каких из приведенных ниже случаев систему отсчета можно считать инерциальной? Лифт: а) свободно падает; б) движется равно­мерно вверх; в) движется ускоренно вверх; г) движется замед­ленно вверх; д) движется равномерно вниз. 118. Система отсчета связана с автомобилем. Будет ли она инерциальной, если автомобиль движется: а) равномерно и прямолинейно по горизонтальному шоссе; б) ускоренно по горизонтальному шоссе; в) равномерно, поворачивая на ули­цу, расположенную под прямым углом; г) равномерно в гору; д) равномерно с горы; е) ускоренно с горы? 119. Как движется поезд, если яблоко, упавшее со столи­ка вагона в системе отсчета «Вагон»: а) движется по вертика­ли; б) отклоняется при падении вперед; в) отклоняется назад; г) отклоняется в сторону? 120. На стержне (рис. 22), вра­щающемся с некоторой частотой, два стальных шарика разных размеров, связанные нерастяжимой нитью, не скользят вдоль стержня при опреде­ленном соотношении радиусов Rx и R2. Каково соотношение масс ша­риков, если R2 = 2R1ti 121[5]. Маневровый тепловоз массой 100 т толкнул покоя­щийся вагон. Во время взаимодействия ускорение вагона бы­ло в 5 раз больше ускорения тепловоза. Какова масса вагона? 122. Найти отношение модулей ускорений двух стальных шаров во время столкновения, если радиус первого шара в 2 раза больше радиуса второго. Зависит ли ответ задачи от на­чальных скоростей шаров? 123. Найти отношение модулей ускорений двух шаров одинакового радиуса во время взаимодействия, если первый шар сделан из стали, а второй из свинца. 124. При столкновении двух тележек, движущихся по го­ризонтальной плоскости, проекция вектора скорости первой тележки на ось X изменилась от 3 до 1 м/с, а проекция векто­ра скорости второй тележки на ту же ось изменилась от -1 до +1 м/с. Ось X связана с землей, расположена горизонтально, и ее положительное направление совпадает с направлением век­тора начальной скорости первой тележки. Описать движения тележек до и после взаимодействия. Сравнить массы тележек. 125. Два тела массами 400 и 600 г двигались навстречу друг другу и после удара остановились. Какова скорость вто­рого тела, если первое двигалось со скоростью 3 м/с? 126. Вагон массой 60 т подходит к неподвижной платфор­ме со скоростью 0,3 м/с и ударяет ее буферами, после чего платформа получает скорость 0,4 м/с. Какова масса платфор­мы, если после удара скорость вагона уменьшилась до 0,2 м/с? 127. Мяч после удара футболиста летит вертикально вверх. Указать и сравнить силы, действующие на мяч: а) в мо­мент удара; б) во время полета мяча вверх; в) во время полета мяча вниз; г) при ударе о землю. 128. Указать и сравнить силы, действующие на шарик в следующих случаях: а) шарик лежит на горизонтальном сто­ле; б) шарик получает толчок от руки; в) шарик катится по столу; г) шарик летит со стола. 129. Человек стоит в лифте. Указать и сравнить силы, действующие на человека в следующих случаях: а) лифт непо­движен; б) лифт начинает движение вверх; в) лифт движется равномерно; г) лифт замедляет движение до остановки. 130. Указать и сравнить силы, действующие на автомо­биль, когда он: а) стоит неподвижно на горизонтальном участ­ке дороги; б) трогается с места; в) движется равномерно и пря­молинейно по горизонтальному участку; г) двигаясь равномер­но, проходит середину выпуклого моста; д) двигаясь равномер­но, поворачивает; е) тормозит на горизонтальной дороге. 131. На рисунке 23 показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в некоторый момент времени (F — сила тяги, Fc — сила лобового со­противления, FT — сила тяжести, —> Fn — подъемная сила). Как движет­ся самолет, если: a) FT = Fn, F = Fc; 6) FT = Fn, F > Fc; в) Ft > Fn,F = Fc; г )FT<Fn,F = Fc? 132. При каком соотношении сил, действующих на пузырек воз­духа, поднимающийся со дна водоема, движение пузырька становится равномерным? 133. Может ли равнодействующая двух сил 10 и 14 Н, приложенных к одной точке, быть равной 2, 4, 10, 24, 30 Н? 134. Может ли равнодействующая трех равных по моду­лю сил, приложенных к одной точке, быть равной нулю? 135. Найти равнодействующую трех сил по 200 Н каж­дая, если углы между первой и второй силами и между второй и третьей силами равны 60°. 136. На парашютиста массой 90 кг в начале прыжка дей­ствует сила сопротивления воздуха, проекции которой на оси координат X и У равны 300 и 500 Н. (Ось У направлена вверх.) Найти равнодействующую всех сил, действующих на пара­шютиста. 137. На реактивный самолет действуют в вертикальном направлении сила тяжести 550 кН и подъемная сила 555 кН, а в горизонтальном направлении — сила тяги 162 кН и сила сопротивления воздуха 150 кН. Найти модуль и направление равнодействующей. 138. Нить, на которой висит груз массой 1,6 кг, отводит­ся в новое положение силой 12 Н, действующей в горизон­тальном направлении. Найти силу натяжения нити. 8. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона[6] 139. Трактор, сила тяги которого на крюке 15 кН, сооб­щает прицепу ускорение 0,5 м/с[7]. Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор, развивающий тяговое усилие 60 кН? 140



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.