Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Умственное воспитание –



 Умственное воспитание –

· привитие навыков умственного труда,

· развитие познавательных потребностей,

· развитие гибкости мышления.

 

Уроки русского языка, формируя общую культуру человека, дают возможность эффективно воспитывать культуру мышления, которая является одним из важнейшим компонентов культуры умственного труда.

 

Культура умственного труда рассматривается психологами, педагогами, методистами.

Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают ее как систему приемов, методов, привычек, определяющих стиль умственной работы (Н.И.Болдырев, А.А.Кирсанов, Н.П.Ерастов, В.П.Кузовлев).

Педагоги выделяют прежде всего культуру учебного труда (Ш.И.Ганелин, Е.Я.Голант, М.А.Данилов) или технику организации учебной деятельности (А.Г.Громцева, Л.Л.Коганов).

Методисты изучают данный вопрос с позиций выделения компонентов, умений и навыков, интонационного подхода к изучению русского языка (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Гутенев, С.Н.Лысенкова).

 

Изменения, происходящие в школьной жизни, позволили выявить ряд противоречий, решение которых обеспечит возможность более эффективного воспитания культуры умственного труда:

ü между пониманием объективной необходимости целенаправленного процесса воспитания культуры умственного труда учащихся и существующей практикой школьного обучения;

ü между уровнем разработанности методики воспитания культуры умственного труда и уровнем владения ею учителями русского языка;

ü между необходимым уровнем развития культуры умственного труда и реальным ее проявлением у школьников.

 

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.

1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единственным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.

2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой, с выделением причинно-следственных связей. Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.

 

Культура умственного труда, являясь глубоко личностным образованием, обеспечивает овладение содержательной стороной информации, проявляется в различных видах деятельности и основывается на структуре, состоящей из личностного, интеллектуального, организационно-технического, гигиенического, эстетического компонентов, овладение которыми в совокупности позволяет рационально, качественно, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Интеллект

это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.

К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом.

С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.

Задача школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные.

Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Критериями интеллектуальной зрелости могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

1) широта умственного кругозора,

2) гибкость и многовариантность оценок событий (в противовес «черно-белому мышлению»),

3) готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);

4) умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить лишь в терминах «здесь и теперь»);

5) способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;

6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных событий»).

 

От уровня интеллекта зависят:

ü осознанность поступков,

ü рационализаторское мышление,

ü способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации,

ü память,

ü спортивные успехи,

ü общение с окружающими.

Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.

 

При постановке развивающих целей урока необходимо помнить:

· знания можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда, поэтому развитие мышления – одна из приоритетных задач современной системы образования;

· развитие ребенка происходит медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, следовательно, один и тот же аспект развивающей цели может быть сформулирован для нескольких уроков;

· необходима продуманная система развивающих целей, последовательно реализуемых в учебном процессе, то есть программа развития мышления, речи, познавательных процессов, в опоре на учебный материал каждого учебного предмета;

· в рамках каждого урока цели должны быть максимально конкретизированы и тесно взаимосвязаны с образовательными и воспита­тельными задачами урока;

· цели должны быть диагностичны, что предполагает систематическую диагностику уровня сформированности интеллектуальных умений и организацию коррекционно-развивающей работы.

 

Развивающий аспект урока включает:

· Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами. Речевое развитие – один из основных показателей интеллектуального и общего развития учащихся.

· Развитие мышления: формирование приемов мыслительной деятельности, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формирование умений доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия и т. д.

· Развитие психических познавательных процессов: воображения, внимания, памяти.

· Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умение координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений. Процесс обучения направлен на решение конкретных развивающих целей, поэтому система упражнений на отработку основных понятий, закрепление, повторение планируется таким образом, что позволяет формировать как усвоение содержания учебного материала, так и определенные способы умственной деятельности.

 

Принципы подхода к организации процесса обучения русскому языку:

ü Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка:

развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей через подбор и составление такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и развивается память, воображение.

ü Принцип действенного подхода к обучению:

организация уроков русского языка должна быть построена так, чтобы учащимися осуществлялся поиск собственных путей решения заданий, что в максимальной степени активизирует их мыслительную деятельность и совершенствует интеллектуальные качества.

ü Принцип обоснованного ответа:

организация уроков русского языка должна быть построена так, чтобы учащиеся в процессе выполняемых ими упражнений по русскому языку объясняли свое мнение полно, последовательно, доказательно, чтобы детям стало легче обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.

ü Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся:

сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения, уважительное отношение к ответам, мыслям и чувствам одноклассников, психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

 

Развитие интеллектуальных способностей ребенка происходит через:

· развитие устной речи – умение описывать то, что обнаружено с помощью органов чувств (описание явлений, иллюстраций, пополнение словарного запаса);

· формирование умений проводить сравнение и противопоставление (нахождение сходства и различия в словах, дидактические игры «Что изменилось?», «Чем похожи слова», «Исключи лишнее»);

· формирование умений анализировать, расчленять целое на составные части (выделение главной мысли, описание предмета, составление алгоритмов и схем к правилам, анализ текстов, разбор слова и предложения, составление плана, дидактические игры «Составь слово», «Исключи одну букву», «Эхо», «Зашифрованное слово», «Найди ошибку»);

· формирование понятий проводить синтез, то есть составлять целое (восстановление пропущенной части текста на основании предыдущих и последующих его частей, составление рассказа по рисунку, описание явления, воспроизведение правила по схеме, конструирование модели слова, предложения, дидактические игры «Запутанная пословица», «Найди слово в цепочке букв», «Рассыпанное предложение»);

· формирование умения проводить обобщение (дидактические игры «Исключи лишнее», «Логическая цепочка», расположение в последовательности);

· формирование умения выделять главное, то есть отделять существенное от несущественного (Дидактические игры «Рассыпанное слово», «Найди существенное»);

· формирование умений конструировать (дидактические игры «Найди ошибку», составлять схемы к правилам, конструирование определений по тексту);

· формирование умений проводить классификацию (дидактические игры «Исключи лишнее», «Раздели на группы»);

· формирование умений проводить конкретизацию (переход от определения понятий к его примерам и применению);

· формирование умений проводить систематизацию (составление плана, опорных схем).

 

Развитие интеллектуальных способностей совершенствует познавательную активность, творческое решение жизненных задач и определяет успешность в любой деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.