Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Чертополох



Вариант 1

 

Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какие лексические группы можно выделить в этом тексте? Выпишите их и определите смысловые отношения внутри каждой группы. Какое лексическое явление позволяет отнести некоторые из слов данного текста к нескольким группам? Укажите эти слова и определите их роль в тексте (обоснуйте свой ответ).

 

 

– Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!

– Коня не могу найти, – задушенным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот, – ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается.

– Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? – притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд, – никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир.

– Ни за что, мессир! – заорал кот и в ту же секунду вылез из-под кровати, держа в лапе коня.

– Рекомендую вам... – начал было Воланд и сам себя перебил: – Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью.

 


Вариант 2

Прочитайте стихотворение В. Шаламова.

1) Выпишите из текста слова и сочетания слов, связанные с заглавием. Поясните, как, на ваш взгляд, они связаны.

2) Как вы думаете, какой смысл заключен автором в иносказании / перифразе страна морозов и мужчин и преждевременных морщин? Какие слова и выражения в тексте связаны с этим иносказанием?

3) По каким параметрам группа слов и выражений, объединенных словом камея, противопоставлена группе слов и выражений, объединенных иносказанием страна морозов и мужчин… (Какие оппозиции устанавливаются между группами)?

4) Как изменяется смысл слова камея в стихотворении?

КАМЕЯ[1]

На склоне гор, на склоне лет

Я выбил в камне твой портрет.

 

Кирка и обух топора

Надежней хрупкого пера.

 

В страну морозов и мужчин

И преждевременных морщин       

 

Я вызвал женские черты

Со всем отчаяньем тщеты.

 

Скалу с твоею головой

Я вправил в перстень снеговой.

 

И, чтоб не мучила тоска,

Я спрятал перстень в облака.

 


Вариант 3

                                                   Н. Заболоцкий

                                                     Чертополох

Принесли букет чертополоха

И на стол поставили, и вот

Предо мной пожар и суматоха

И огней багровый хоровод.

Эти звезды с острыми концами,

Эти брызги северной зари

И гремят и стонут бубенцами,

Фонарями вспыхнув изнутри.

Это тоже образ мирозданья,

Организм, сплетенный из лучей,

Битвы неоконченной пыланье,

Полыханье поднятых мечей.

Это башня ярости и славы,

Где к копью приставлено копье,

Где пучки цветов, кровавоглавы,

Прямо в сердце врезаны мое.

И простерся шип клинообразный

В грудь мою, и уж в последний раз

Светит мне печальный и прекрасный

Взор ее неугасимых глаз.

                                                  

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста.

2. Найдите индивидуально-авторское (окказиональное) слово, определите его частеречную принадлежность. В каком значении поэт употребляет его в тексте?

3. Какие лексические группы слов, на ваш взгляд, связаны с заглавием стихотворения? Связано ли этимологически (исторически) слово чертополох с какими-то из этих групп?

4. Какие лексические средства выразительности использует поэт? Выделите из них ключевые. Свой ответ мотивируйте.


Вариант 4

                   А. Блок

RELIGIO[2]


             1

Любил я нежные слова.

Искал таинственных соцветий.

И, прозревающий едва,

Еще шумел, как в играх дети.

 

Но выходя под утро в луг,

Твердя невнятные напевы,

Я знал Тебя, мой вечный друг,

Тебя, Хранительница-Дева.

 

Я знал, задумчивый поэт,

Что ни один не ведал гений

Такой свободы, как обет

Моих невольничьих Служений.

 

                   2

Безмолвный призрак в терему,

Я – черный раб проклятой крови.

Я соблюдаю полутьму

В Ее нетронутом алькове.

 

Я стерегу Ее ключи

И с Ней присутствую, незримый,

Когда скрещаются мечи

За красоту Недостижимой.

 

Мой голос глух, мой волос сед.

Черты до ужаса недвижны.

Со мной всю жизнь – один Завет:

Завет служенья Непостижной.


 

1. Сформулируйте лексические значения слов: альков, завет, обет.

2. Объясните выражения: когда скрещаются мечи; я стерегу ее ключи. Какие исторические и культурные ассоциации они вызывают? Выпишите слова и сочетания слов, связанные с данными выражениями по смыслу.

3. Выпишите слова, лексическое значение которых связано со смыслом «понимание, осознание». Чем отличаются слова этой группы в первой части стихотворения от слов во второй? Как эти слова характеризуют лирического героя? Какие из них являются ключевыми и почему?

4. С какими словами в тексте связано слово свобода по смыслу и почему? Какую роль в тексте играет предложение, содержащее слово свобода?

5. Как меняется отношение лирического героя к героине стихотворения? Какие языковые средства использует автор для выражения этого отношения?


Вариант 5

                                                                                                   Н. Гумилев

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

 

Я твердо, я так сладко знаю,

С искусством иноков знаком,

Что лик жены подобен раю,

Обетованному Творцом.

 

Нос – это древа ствол высокий;

Две тонкие дуги бровей

Над ним раскинулись, широки,

Изгибом пальмовых ветвей.

 

Два вещих сирина, два глаза,

Под ними сладостно поют,

Велеречивостью рассказа

Все тайны духа выдают.

 

Открытый лоб – как свод небесный,

И кудри – облака над ним;

Их, верно, с робостью прелестной

Касался нежный серафим.

 

И тут же, у подножья древа,

Уста – как некий райский цвет,

Из-за какого матерь Ева

Благой нарушила завет.

 

Все это кистью достохвальной

Андрей Рублев мне начертал,

И в этой жизни труд печальный

Благословеньем Божьим стал.

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. В какие текстовые группировки включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные (в языковой системе) группировки?

3. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, родо-видовые отношения)? Каковы функции синонимов, антонимов в тексте?

4. С какой целью в тексте используются слова, связанные с темой христианства и язычества? Выпишите слова, которые входят в эти группы.

5. Как заглавие соотносится с текстом?

 


Вариант 6

см. отдельный файл .pdf

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. Какие смыслы реализует в тексте слово поворот? К каким текстовым группам будут относиться разные значения этого слова в тексте? Опишите состав этих групп.

3. Какими языковыми средствами передается состояние Женьки в момент принятия важного решения в начале рассказа?

4. Почему взрослые выполняют требования подростка (в ситуации вызова скорой)?

 


 

Вариант 7

                                 

    Эдуард Веркин. Кошки ходят поперек

День Дурака

Кокосов Евгений Валентинович, четырнадцати лет, учащаяся молодежь, рост 165, вес пятьдесят два кэгэ, это я, собственной персоной, эсквайр.

Наш дом на улице Маслобойникова, это на самой окраине, а раньше вообще было за городской чертой, дальше только трамвайная линия. А сейчас уже в черте. Но район престижный. Три километра от почтового отделения, восемьсот километров от Москвы, мать хотела жить в Москве, ходить в театр. Или в консерваторию, моя мать любит романсы. Про весну, неповторимую и давно позабытую, которая прошла и не воротится никогда. Короче, морковь последняя чиста, а мир починит красота, это хорошо идет под ананасы в сиропе.

Кстати, о весне.

Настоящая весна начинается первого апреля, в День дурака. В это можно не верить, но это действительно так. Первого апреля, именно. Все, что до, это еще зима, а с первого апреля уже как надо. Грачи прилетели.

Первого апреля, в День дурака, я наблюдал за последней сосулькой. Сосулька растянулась почти на метр, стала похожа на копье, потом оборвалась, хлопнулась о черепицу гаража и разлетелась на прозрачные кругляшки. Я выбрался на улицу и обнаружил, что кругляшки исчезли, испарились под солнцем. Это была последняя сосулька. Сосулек уже давно нигде не висело, почти месяц, а тут вот, объявилась.

Весна, типа, пришла. Что-то рано в этом году. И зимы толком не было, и весна раньше чуть ли не на месяц разгулялась. Погода самая теплая за последние сто пятьдесят восемь лет, уже в середине марта полезла мать-и-мачеха, а в конце месяца так и трава даже.

Но это не радовало. Не люблю весну, гнусное время. Как ни крути, а весной начинаешь чего-то ждать. Это оттого, что все вокруг тоже чего-то ждут. Загарного солнца, мороженой клюквы, подснежников, наступления рыболовного сезона, кто как. Все ждут – и ты ждешь. Ждешь-ждешь, а ничего не происходит. Весна – лживая девчонка, каждый год водит тебя за нос.

Поэтому я весну и не люблю. Если раннюю весну еще как-то можно терпеть, то весна повсеместно зеленая – это сплошное затяжное уныние. Поэтому, когда хлопнулась сосулька, я загрустил. День не задался.

 

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. В какие текстовые группировки включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные (в языковой системе) группировки?

3. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, родо-видовые отношения)? Каковы функции синонимов, антонимов в тексте?

4. Как выражается отношение героя к тому, о чем он рассуждает в тексте? Выпишите эту лексику. В какие системные отношения вступают слова в полученной группе?


 

Вариант 8

 

Наринэ Абгарян. Манюня

 

Маленьким девочкам иногда бывает очень больно на душе. Эта боль не идет ни в какое сравнение с болью физической. Эту боль не сопоставить ни с подзатыльником от дяди Миши, ни со шлепком по попе от мамы, ни с грозным окриком моего отца, ни с разрушительным наказанием разъяренной Ба. Эту внезапную боль, словно темную страшную жижу, нужно нести в себе тихо-тихо и под ноги обязательно смотреть, чтобы не оступиться. Потому что откуда-то ты знаешь — боль эту расплескивать нельзя. И ты бредешь слепым котеночком сквозь темноту, потом останавливаешься, прислушаешься к себе — болит? Болит, отзывается душа. И ты тихонечко идешь дальше.

Вот так мы и вернулись домой, и ткнулись в колени маме.

И рассказали ей навзрыд все — как убежали в окно, как Маня решила подарить Олегу самое дорогое, что у нее есть, как потом ее выворачивало под смородиновым кустом и как я сказала громко: «Зеленый», — и звуки вернулись ко мне так же внезапно, как ушли.

А мама сначала молча нас выслушала, потом повела умываться, а потом достала с полки единственную баночку со сгущенным молоком, которую она берегла как зеницу ока для слоеного торта «Наполеон», открыла ее и выдала нам по большой столовой ложке. «Ешьте», — сказала. «Все?» — удивились мы. «Все!» — сказала мама. Но мы съели каждый по ложке и отодвинули баночку. «Так нечестно», — сказали.

А потом пришли тетя Света с Артемкой, принесли большую миску сладкой прозрачной смородины. И мы пили чай с яблочным пирогом и долго смеялись, потому что оказалось, что Артемка не умеет есть сидя — он ходил все время вокруг стола с ложкой во рту. «В меня так больше влезает», — приговаривал.

А поздно вечером они уехали, хотя планировали остаться до конца недели. И папа весь следующий день подтрунивал над Манькой и называл ее то Шамаханской царицей, то маленьким агрессором, потому что папа всю жизнь такой — он считает, что любая обида лечится только смехом.

И Манюнечка громко хохотала и благодарно заглядывала ему в глаза.

Вот, пожалуй, и вся история про Манину самую большую детскую любовь.

И давайте больше не будем о грустном, ладно?

 

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. Какими языковыми средствами передается состояние Манюни в отрывке?

3. Как папа «лечит» Манюню?

4. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, родо-видовые отношения)? Каковы функции синонимов, антонимов в тексте?

 

Вариант 9

 

 

                                                       Д. Самойлов

            Красная осень

 

Внезапно в зелень вкрался красный лист,

Как будто сердце леса обнажилось,

Готовое на муку и на риск.

 

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,

Как будто бы на нем расположилось

Две тысячи полураскрытых уст.

 

Внезапно красным стал окрестный лес,

И облако впитало красный отсвет.

Светился праздник листьев и небес

В своем спокойном благородстве.

 

И это был такой большой закат,

Какого видеть мне не доводилось.

Как будто вся земля переродилась

И я по ней шагаю наугад.

 

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. В какие текстовые группировки включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные (в языковой системе) группировки?

3. Как в стихотворении показаны осенние трансформации?

4. Почему автор не использует синонимы слова красный? Какой прием он использует для того, чтобы показать свое отношение к преображению земли?

5. Как заглавие соотносится с текстом?


 

 

Вариант 10

 

                                                                                       В. Драгунский. Он упал на траву

 

Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью…

 

 

1. Определите ключевое(ые) слово(а) текста, ответ обоснуйте.

2. В какие текстовые группировки включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные (в языковой системе) группировки?

3. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, родо-видовые отношения)? Каковы функции синонимов, антонимов в тексте?

4. Как в тексте обыгрывается схожесть звучания слов орудие и оружие? Как называется это языковой явление?

 

 


[1]                 Камея – ювелирное украшение или вставка для брошей, колец и т. п. из твердого слоистого камня (оникса, агата) или раковины с выпуклым резным рельефным изображением человеческого лица, скульптурной группы, разных предметов, надписей.

[2]                 Благочестие



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.