Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПАРСУНА - название произведений русской портретной живописи XVII - начала XVIII веков.



 

Актуальность данной работы заключается в том, что жизнь и деятельность Симона Ушакова является , без которой невчозможно представить культуру Петровского времени. Живя и работая в эпоху перехода от церковного искусства к искусству светскому, являясь одной из самых значительных фигур в , Симон Ушаков сам способствовал появлению жизнеподобия в доселе неводомом иконописи, придавшего ликам объём и эмоции, обратившись к искусству зарубежных мастеров, С. Ушаков является ключевых, одним из краеугольных камней, лёгших в основу нового для России – светского искусства. ПОДПИСИ. Его деятельность . интерес к русской иконе, единожды возникнув, никогда более не ослабевал. Напротив, количество публикаций исследований, посвящённых русской иконописи, год от года растёт, свидетельствуя об огромном интересе и значении иконы в русской культуре, .являясь одним из ярчайших воплощений русского духа, не только русским, но и мировым достоянием. Иконы Андрея Рублёва и Дионисия, Закономерным завершением пути, является тврчество симона Ушакова, словно подводящего итоги , и открывая новое искусство. СИМОН УШАКОВ(1626-16)

Симон Ушаков – в миру Пимен Фёдорович Ушаков, является лицом

Государев человек, и поэтому ему осталось много документов. Царский изограф. Подписи на иконах. Творчество Симона Ушакова, являющееся краеугольным камнем в новом изобразительном искусстве, ознаменовало переходный период в истории русского изобразительного искусства. Впервые в иконописном и светском творчестве обратившись к светскому искусству в иконописном изображении. 

Жизнь Симона Ушакова  Подобно тому, как иконы андрея рублёва воплотили собой о единении русской земли, о грядущем возрождении, творчество Симона Ушакова, воплощением идей сподвижник Петра

Объект исследования – русская культура 2-й половины XVII века.

Предмет исследования – жизнь и деятельность Симона Ушакова.

 

 

Цель

Задачи (названия глав)

1.Культуру и искусство

2.Творчество Симона

3.Преподавательская деятельность Симона

В 1658 году иконописец Иосиф Владимиров посвятил Ушакову трактат «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу». Несколько раз они совместно работали над росписями церквей, много общались и дискутировали об искусстве. Владимиров поддерживал изменения, которые Ушаков вносил в существовавший иконописный стиль. В своем трактате он критиковал художников, которые подражали старым мастерам, копировали их стиль — использовали темные цвета для изображения ликов, не прорабатывали детали. На их иконах отсутствовал объем, лица выглядели одинаковыми. Владимиров писал: «В старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев». По мнению живописца, иконы должны были напоминать реальность, быть «живоподобными». Именно к этому стремился Симон Ушаков.

Спустя два года, в 1659-м, Симон Ушаков совместно с художниками Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым создал икону «Благовещение с акафистом» для церкви Грузинской Божией Матери в Москве. Ушаков работал над лицами, живописец использовал естественные краски, тщательно прорисовал детали и добился реалистичного изображения. Другая работа Симона Ушакова этого периода — Владимирская икона Божией Матери 1662 года. Ее заказал игумен Московского Сретенского монастыря Дионисий. В ней Ушаков вновь попытался достичь «живоподобия». Искусствовед Екатерина Гладышева писала: «Несмотря на использование прориси, линия обводки ликов приобретает мягкость, в ней заметны типичные для рисунка художника неровность и неравномерность нажима кисти — видимо, мастер пытался передать ощущение живости, трепета формы».

В 1664 году Симона Ушакова перевели на работу в Оружейную палату. В конце XVII века она считалась центром художественной жизни России. Здесь работали лучшие мастера того времени, которые изготавливали оружие, ювелирные изделия, церковную утварь, предметы быта для знати. Нередко они расписывали храмы, дворцы и поместья. Работы Ушакова стали образцом для других художников. Вокруг него начала формироваться школа иконописцев. Специально для своих воспитанников он написал одну из первых работ по теории живописи в русской истории — трактат

«Слово к люботщательному иконного писания». В нем он призывал художников сосредоточиться на «прославлении Бога», заниматься церковной живописью. Кроме того, Ушаков утверждал, что иконы должны быть «зеркалом» реального мира — быть правдоподобными. Одним из первых он написал и об ответственности живописца перед обществом и церковью

 

 

В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо Государства Российского», для церкви Троицы в Никитниках. Большую часть работы занимает дерево, которое растет из Успенского собора. На его ветвях Ушаков изобразил портреты 20 московских святых, а в центре, в медальоне, образ Богоматери Владимирской. Художник уделил внимание лицам и позам святых. Особенно тщательно Ушаков проработал образы Алексея Михайловича и его супруги с детьми. Композиция, фон и портретное сходство героев с реальными прототипами на этом произведении оказались новыми для русской иконописи. Искусствоведы Софья Свердлова и Дмитрий Суховерков писали об этой работе иконописца: «В отличие от более ранних списков с Владимирской, выполнявшихся по единой прориси в меру и подобие, при создании «Древа» мастер не был связан с образцом и мог позволить себе более свободную трактовку образа, что видно не только по «вольности» рисунка, но и по новому принципу личного письма, уже никак не соотносимого с особенностями оригинала». В иконе Ушакова исследователи нашли и прославление русских правителей и святых.

В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как «полемический трактат, вобравший в себя важнейшие публицистические идеи времени и служивший церковно-религиозным обоснованием политики царского правительства в период становления российского абсолютизма.

Историк Людмила Сукина об иконе Симона Ушакова «Древо Государства Российского»

В 1685 году Ушаков создал свое последнее произведение — икону «Тайная вечеря» для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Через год, в июне 1686 года, он умер. Похоронили иконописца недалеко от Знаменского монастыря в Москве.

За свою жизнь Симон Ушаков создал больше 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее, Русском музее. Авторство части его икон спорно. Искусствоведы полагают, что над ними могли работать ученики живописца. К концу жизни у Ушакова было много подражателей. Среди его воспитанников — продолжатели традиций русского искусства XVII века: Василий Кузмин, Михаил Милютин, Афанасий Семено

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА (Оружничая палата, Оружейный приказ) - цент­раль­ное государственное уч­ре­ж­де­ние в Рос­сии в XVI-XVIII веках, ве­дав­шее из­го­тов­ле­ни­ем, по­куп­кой и хра­не­ни­емог­не­стрель­но­гои хо­лод­но­гоору­жия, юве­лир­ных из­де­лий, про­из­ве­де­ний ико­но­пи­си и жи­во­пи­си; один из ста­рей­ших российских му­зе­ев (с 1806 года).

Впер­вые упо­мя­нута в ис­точ­ни­ках в 1547 году. Рас­по­ла­га­лась в Мо­с­ков­ском Крем­ле, на Ка­зён­ном дво­ре ме­ж­ду Ар­хан­гель­ским и Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ра­ми (в 1737 году зда­ние сго­ре­ло, спа­сён­ные цен­но­сти пе­ре­не­се­ны в Те­рем­ной дво­рец). Воз­глав­ля­лась пер­во­на­чаль­но оруж­ни­чим (до начала XVII века и в 1647-1690 годах), за­тем, как пра­ви­ло, боя­ра­ми и околь­ни­чи­ми (по­сле­до­ва­тель­но князьями Б.А. Реп­ни­ным, Г.Г. Пуш­ки­ным, Б.М. Хит­ро­во, И.М. Язы­ко­вым, П.В. Ше­ре­ме­те­вым, М.Т. Ли­ха­чё­вым, Ф.А. Го­ло­ви­ным и др.). Ру­ко­во­ди­ла при­ка­за­ми, ко­то­рые по­сле уп­разд­не­ния вклю­ча­лись в её со­став, - Брон­ным (дей­ст­во­вал в по­след­ней тре­ти XVI - начале XVII веков), Икон­ным (1621-1638 годы), Со­бор­но­го де­ла (1642-1643, 1653-1654 годы), Стволь­ным (1647-1695 годы), Муш­кет­но­го де­ла (1653-1654 годы), а так­же Се­реб­ря­ной (1613-1700 годы) и Зо­ло­той (1633-1700 годы) па­ла­та­ми, за­ни­мав­ши­ми­ся из­го­тов­ле­ни­ем цен­ных пред­ме­тов для цар­ско­го и пат­ри­ар­ше­го дво­ров.

В под­чи­не­нии Оружейной палаты на­хо­ди­лись ору­жей­ные [в Брон­ной сло­бо­де Мо­ск­вы, в сло­бо­дах Ту­лы, Ус­тюж­ны Же­ле­зо­поль­ской (ны­не город Ус­тюж­на), Сер­пу­хо­ва и др.], юве­лир­ные, ико­но­пис­ная, жи­во­пис­ная, зо­ло­то­пис­ная и др. мас­тер­ские. В раз­ные го­ды при Оружейной палате со­стоя­ли ору­жей­ни­ки Г.Н. и А.Г. Вят­ки­ны, Н. Да­вы­дов, И. Про­свит, ико­но­пис­цы и ху­дож­ни­ки И.А. Без­мин, И. Вла­ди­ми­ров, К.И. Зо­ло­та­рёв, Ф.Е. Зу­бов, Н.Е. Пав­ло­вец, С.Ф. Уша­ков, гра­вё­ры Л.К. Бу­нин, А.Ф. Зу­бов, И.Ф. Зу­бов, юве­ли­ры, се­реб­ря­ни­ки и эмаль­е­ры Г.О. Ов­до­ки­мов (Ев­до­ки­мов), И. По­пов, Д. Оси­пов и др., а так­же иностранные мас­те­ра (Г. Якуб, Д. Вух­терс, С. Ло­пуц­кий, Б. Сал­та­нов и др.) (все­го около 40 штат­ных мас­те­ров в 1610-е годы, свыше 450 в 1680-е годы).

Оружейная палата ор­га­ни­зо­вы­ва­ла ра­бо­ты по рос­пи­си, а так­же рес­тав­ра­ции со­бо­ров Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Гра­но­ви­той па­ла­ты, строе­ний во мно­гих мо­на­сты­рях и го­ро­дах, по оформ­ле­нию и бла­го­ус­т­рой­ст­ву цар­ских двор­цов в сё­лах Во­робь­ё­во, Из­май­ло­во и Ко­ло­мен­ское близ Мо­ск­вы (ны­не все в чер­те го­ро­да) и пр., с 1712 года - по из­го­тов­ле­нию зна­мён для ка­ва­ле­рий­ских и пехотных пол­ков. Обу­ча­ла ху­дожественным ре­мёс­лам, ико­но­пи­си и жи­во­пи­си. Кон­тро­ли­ро­ва­ла клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов (1651-1711 годы), из­го­тав­ли­ва­ла гер­бо­вую бу­ма­гу, ста­вя специальные клей­ма (с 1699 года), пе­ре­да­ва­ла её для про­да­жи в Бур­ми­стер­скую па­ла­ту (Ра­ту­шу), а с 1714 года - на­пря­мую в гу­бер­нии, по­лу­ча­ла гер­бо­вый сбор при оформ­ле­нии сде­лок на этой бу­ма­ге (1699-1722 годы). Управ­ля­ла Шко­лой ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук (с 1701 года), спо­соб­ст­во­ва­ла под­го­тов­ке Л.Ф. Маг­ниц­ким пер­во­го отечественного учеб­ни­ка по ма­те­ма­ти­ке. Уча­ст­во­ва­ла в ор­га­ни­за­ции в Мо­ск­ве тор­жественного празд­но­ва­ния по­бе­ды Рос­сии в Се­вер­ной вой­не 1700-1721 годов. Ука­зом Се­на­та от 24.8(4.9).1722 года функ­ции Оружейной палаты по про­изводству ору­жия пе­ре­да­ны Во­ен­ной кол­ле­гии, по клей­ме­нию гер­бо­вой бу­ма­ги - Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гии, по по­лу­че­нию гер­бо­во­го сбо­ра - Штатс-кон­то­ре. Ука­зом Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та от 23.12.1726(3.1.1727 года) Оружейная палата объ­еди­не­на с Мас­тер­ской па­ла­той, пе­ре­да­на в управ­ле­ние князя В.Ю. Одо­ев­ско­го на­ря­ду с Ка­зён­ным при­ка­зом (смотри в статье Каз­на) и каз­ной Ко­ню­шен­но­го при­ка­за. Под­чи­ня­лась Се­на­ту. По­лу­ча­ла для хра­не­ния ко­рон­ные цен­но­сти (например, императорские ре­га­лии Пет­ра II в 1728 году), «курь­ёз­ные», зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ве­щи (с 1732 года), до­ро­гие кон­ские убо­ры (мунд­шту­ки, уз­ды, сёд­ла) и ру­жья (с 1736 года), кон­фи­ско­ван­ные цен­ные пред­ме­ты (с 1738 года). В 1755 году со­вет­ник Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гии А.М. Ар­га­ма­ков пред­ло­жил про­ект му­зее­фи­ка­ции Оружейной палаты, пре­ду­смат­ри­вав­ший строи­тель­ст­во но­во­го зда­ния для от­кры­тия в нём пуб­лич­но­го му­зея (со­ору­же­но в 1756-1764 годах ря­дом с Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ром по про­ек­ту архитектора Д.В. Ух­том­ско­го, од­на­ко в 1770-х годах сне­се­но для воз­ве­де­ния Крем­лёв­ско­го двор­ца, ко­то­рый пла­ни­ро­ва­лось по­стро­ить по про­ек­ту архитектора В.И. Ба­же­но­ва).

Ука­зом императора Алек­сан­д­ра I от 10(22).3. 1806 года по про­ек­ту глав­но­управ­ляю­ще­го Экс­пе­ди­ци­ей Крем­лёв­ско­го строе­ния П.С. Ва­луе­ва Оружейная палата бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в двор­цо­вый императорский му­зей, для ко­то­ро­го бы­ло по­строе­но но­вое зда­ние на Се­нат­ской площади (архитектор И.В. Его­тов, 1806-1812 годы, не сохранился). С 1851 года и до­ны­не му­зей рас­по­ла­га­ет­ся в зда­нии у Бо­ро­виц­ких во­рот (1844-1851 годы, архитектор К.А. Тон), по­стро­ен­ном в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле и яв­ляю­щем­ся ча­стью ком­плек­са Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Хра­нит па­мят­ни­ки де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. На про­тя­же­нии XIX-XX веков со­б­ра­ние Оружейной палаты по­пол­ня­лось кол­лек­ция­ми П.Ф. Ка­ра­ба­но­ва (1851), М.П. По­го­ди­на (1852), ар­хео­ло­гическими на­ход­ка­ми. В 1914 году, с на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны, в Оружейную палату пе­ре­ве­зе­ны ко­рон­ные дра­го­цен­но­сти Российской им­пе­рии. По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года в Оружейную палату пе­ре­да­ва­лись пред­ме­ты из ча­ст­ных кол­лек­ций, мо­на­сты­рей и хра­мов, из Пат­ри­ар­шей риз­ни­цы и со­бо­ров Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В 1960 году Оружейная палата во­шла в со­став Му­зе­ев Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

В кол­лек­ции Оружейной палаты на­хо­дят­ся пред­ме­ты русского, ви­зантийского, западноевропейского и ближ­не­во­сточ­но­го искусства IV-XX веков, она вклю­ча­ет в се­бя со­б­ра­ния ору­жия и дос­пе­хов, во­ин­ских тро­фе­ев, па­мят­ни­ков во­ин­ской сла­вы, государственные ре­га­лии, пред­ме­ты па­рад­но­го це­ре­мо­ниа­ла, свет­ские и цер­ков­ные одея­ния и тка­ни (с XIV века), так называемые по­соль­ские да­ры, эки­па­жи и кон­ское уб­ран­ст­во. Сре­ди экс­по­на­тов: шап­ка Мо­но­ма­ха, тро­ны пер­вых ца­рей ди­на­стии Ро­ма­но­вых (в том числе един­ст­вен­ный в ми­ре двой­ной трон), па­рад­ные ка­ре­ты императрицы Ека­те­ри­ны II, юве­лир­ные из­де­лия Фа­бер­же и др. С 1962 года дей­ст­ву­ет фи­ли­ал Оружейной палаты в Пат­ри­ар­ших па­ла­тах Мо­с­ков­ско­го Крем­ля - Му­зей при­клад­но­го искусства и бы­та XVII века. С 1967 года на 1-м эта­же Оружейной палаты на­хо­дит­ся по­сто­ян­ная вы­став­ка «Ал­маз­ный фонд».

Дополнительная литература:

Ар­сень­ев Ю.В. Ору­жей­ный при­каз при ца­ре Ми­хаи­ле Фе­до­ро­ви­че. СПб., 1903;

Бо­го­яв­лен­ский С.К. При­каз­ные су­дьи XVII в. М.; Л., 1946; Ору­жей­ная па­ла­та. М., 1964;

Ми­хай­лов­ский Л.А. О дея­тель­но­сти бе­ло­рус­ских мас­те­ров в Ору­жей­ной па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Во­про­сы ис­то­рии. Минск, 1968;

Шмидт С.О. Пер­вое упо­ми­на­ние об Ору­жей­ной па­ла­те и ми­ниа­тю­ры Цар­ст­вен­ной кни­ги // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1976. Вып. 2;

Мо­ле­ва Н.М. Пер­вые рус­ские жи­во­пис­цы-про­фес­сио­на­лы (XVII в.) // Во­про­сы ис­то­рии. 1982. № 3;

Пи­сар­ская Л.В., Мар­ты­но­ва М.В. Ору­жей­ная па­ла­та. 6-е изд. М., 1987;

Пав­ло­вич М.К. К изу­че­нию био­гра­фий мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты XVIII в. // Ге­неа­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1994;

Пав­лен­ко А.А. Жи­во­пис­ное и ико­но­пис­ное де­ло в Ору­жей­ной па­ла­те во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в рус­ской куль­ту­ре. М., 1998.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

· Ле­вы­кин А.К. Ору­жей­ная па­ла­та в XVI сто­ле­тии // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1998. Вып. 11

· Се­лез­не­ва И.А. Зо­ло­тая и Се­реб­ря­ная па­ла­ты. М., 2001

· Гон­ча­рен­ко В.С., На­рож­ная В. И. Ору­жей­ная па­ла­та: Пу­те­во­ди­тель. 6-е изд. М., 201

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 2-Й ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ, ТОЧКА ПЕРЕЛОМА. НЕВОЗВРАТА

Если для риторич искусства Феофан Прокопович, для театра Сумароков, для науки – Нартов???? и , для музыки - ???7, для литературы - ????, военного дела???Петр, Шувалов, то для изобразительного искусства Симон (Пимен) Фёдорович (1626-1686). Происхождение С. Ушакова родился в Москве,

 

ПАРСУНА - название произведений русской портретной живописи XVII - начала XVIII веков.

Тер­мин пред­ло­жен в середине XIX века. И.М. Сне­ги­рё­вым. До XVIII века для обо­зна­че­ния порт­ре­та ис­поль­зо­ва­лось сло­во «пер­со­на». Парсуны лишь ус­лов­но пе­ре­да­ва­ли порт­рет­ное сход­ст­во, по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям бы­ли тес­но свя­за­ны с ико­но­пи­сью: со­хра­ня­ли иде­аль­ность и ка­но­нич­ность об­ра­зов, ста­тич­ность по­зы, пло­ско­ст­ное узор­ное пись­мо, на­ли­чие ат­ри­бу­тов и над­пи­сей, по­зво­ляю­щих иден­ти­фи­ци­ро­вать изо­бра­жён­но­го. Большая часть парсун до начала XVIII века вы­пол­ня­лись на де­ре­ве в тех­ни­ке тем­пе­ры. Пер­со­на­жа­ми парсун бы­ли ца­ри, кня­зья, вое­на­чаль­ни­ки (в том числе Ер­мак), дво­ря­не, цер­ков­ные ие­рар­хи (пат­ри­ар­хи, епи­ско­пы, рим­ские па­пы). Со­хра­ни­лись над­гроб­ные парсуны: ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча и князя М.В. Ско­пи­на-Шуй­ско­го (обе XVII век, ГИМ), двой­ная парсуна ца­рей Ми­хаи­ла Фё- до­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1678 год, художник Ф.Е. Зу­бов, ГИМ).

Во 2-й половине XVII века раз­ви­тие парсуны шло по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­во­му бы­ло при­су­ще ещё боль­шее уси­ле­ние икон­но­го на­ча­ла: чер­ты ре­аль­но­го пер­со­на­жа как бы рас­тво­ря­лись в иде­аль­ной схе­ме ли­ка его свя­то­го па­тро­на (парсуна ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, 1686 год, пред­по­ло­жи­тель­но художник Бо­гдан Сал­та­нов, ГИМ; таф­тя­ной порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, 1682 год, пред­по­ло­жи­тель­но ико­но­пи­сец И.А. Без­мин, ГИМ). Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния, ис­пы­тав­шие влия­ние ра­бо­тав­ших в Рос­сии иностранных ху­дож­ни­ков, искусства Ук­раи­ны, Поль­ши, Лит­вы и Ни­дер­лан­дов (в 1667-1668 годы в Мо­ск­ве ра­бо­тал гол­лан­дец Да­ни­ил Вух­терс), по­сте­пен­но ус­ваи­ва­ли приё­мы западно-ев­ропейской жи­во­пи­си, стре­ми­лись к пе­ре­да­че ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей мо­де­ли, объ­ём­но­сти форм; вме­сте с тем со­хра­ня­лись тра­диционная за­сты­лость поз, пло­ско­ст­ность пись­ма и ус­лов­ность трак­тов­ки одея­ний (пар­су­ны: князя И.Б. Реп­ни­на, ГРМ; столь­ни­ка Г.П. Го­ду­но­ва, 1686 год, Л.К. На­рыш­ки­на, 1690-е годы, столь­ни­ка В.Ф. Лют­ки­на, 1697 год, все - ГИМ).

Как пра­ви­ло, парсуны соз­да­ва­лись жи­во­пис­ца­ми Ору­жей­ной па­ла­ты - С.Ф. Уша­ко­вым, Ф.Е. Зу­бо­вым, И. Мак­си­мо­вым, Бо­гда­ном (Ива­ном) Сал­та­но­вым, К.И. Зо­ло­та­рё­вым, И.А. Без­ми­ным, Г.Н. Одоль­ским (Адоль­ским), И.П. Ре­фу­сиц­ким, М.И. Чог­ло­ко­вым и другими. Но большая часть пар­сун не под­пи­са­на. Наи­бо­лее ран­няя под­пис­ная и да­ти­ро­ван­ная парсуна - порт­рет пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма ра­бо­ты Зо­ло­та­рё­ва (1678, То­боль­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный му­зей-за­по­вед­ник, смотреть иллюстрацию к статье Ио­а­ким). Сре­ди ред­ких ра­бот ино­стран­цев это­го вре­ме­ни - груп­по­вой порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на с бра­ти­ей Вос­кре­сен­ско­го Но­во­ие­ру­са­лим­ско­го монастыря (начала 1660-х годов, Ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим»). На­пи­сан­ные под влия­ни­ем ев­ропейского порт­ре­та мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, ино­гда с на­ту­ры, мно­гие парсуны до­пет­ров­ско­го (кон­ные порт­ре­ты ца­рей Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, парсуна «Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич в боль­шом на­ря­де», все - 1670-80-е годы, ГИМ) и пет­ров­ско­го (порт­ре­ты так называемой Пре­об­ра­жен­ской се­рии, 1692 - начало 1720-х годов, Гат­чин­ский дво­рец, ГРМ, ГТГ) вре­ме­ни по­ка­зы­ва­ют пе­ре­ход от парсуны к порт­ре­ту ев­ропейского ти­па. В русской про­вин­ции чер­ты пар­сун­но­сти со­хра­ня­ют­ся в порт­ре­те до начала XIX века (порт­рет епи­ско­па Ве­ниа­ми­на Баг­рян­ско­го, художник М.А. Ва­силь­ев, 1807 год, Ху­дожник му­зей, Ир­кутск). Ино­гда тер­мин «Парсуна» рас­про­стра­ня­ет­ся на ана­ло­гич­ные яв­ле­ния в жи­во­пи­си Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

· Ис­сле­до­ва­ние и рес­тав­ра­ция пар­су­ны пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. М., 2006

· Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2006

· Лав­рен­ть­ев А. В., Шве­до­ва М.М., Кор­ню­ко­ва Л. А. Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2004

· Чер­ная Л. А. Рус­ская куль­ту­ра пе­ре­ход­но­го пе­рио­да от сред­не­ве­ко­вья к но­во­му вре­ме­ни. М., 1999

· Порт­рет в рус­ской жи­во­пи­си XVII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. / Авт.-сост. А. Б. Стер­ли­гов. М., 1986

· Ов­чин­ни­ко­ва Е. С. Порт­рет в рус­ском ис­кус­ст­ве XVII в. М., 1955

 

Августин (Никитин Д.Е.). Симон Ушаков – «царский изограф». М., 2001.

· Ананьева Т.А. Симон Ушаков. Л., 1971.

· Бекенева Н.Г. Симон Ушаков, 1626-1686. Л., 1984.

· Копировский А.М. Изображение света в иконах Симона Ушакова // Страницы: Богословие. Культура. Образование. Т. 5. Вып. 3. М., 2000.

· Копировский А.М. Иконы Симона Ушакова в храмах и музейных экспозициях Троице-Сергиевой лавры. СПб., 2013.

· Липатова С.Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор. Ярославль, 2012.

· Пуцко В.Г. Ранние иконы письма Симона Ушакова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. № 1(59). Март/2015.

· Саенкова Е.М. Симон Ушаков. Древо государства Московского: (похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М., 2015.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.