Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 8 страница



Многие тенденции развития ситуации в современной России явно идут в разрез с тенденцией в развитии ее право­вой системы. От того, какая именно тенденция возьмет верх, зависит судьба основных прав и свобод человека в на­шей стране. Любопытно рассмотреть в данном контексте, какую роль в борьбе указанных тенденций могут сыграть юристы-профессионалы.

Прежде всего, следует определить современное положе­ние юридического сословия в системе государственной вла­сти. Очевидно, что за последнее время оно существенно улучшилось: общественный авторитет и престиж юристов значительно вырос, с ними стали гораздо больше считаться при формировании государственной политики на всех уров­нях, состав государственного аппарата стал включать в себя все большее число людей с юридическим образованием. Однако данное улучшение, к большому сожалению, не привело к заслуживавшим ожидания реальным положительным из­менениям в соблюдении законности в стране, в повышении эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности и т.п. С тех пор, как российское государство провозгласило курс на построение правового государство и стало привлекать для этого все большее число юристов, по­рядок в стране, парадоксальным образом, стал катастрофи­чески разрушаться. Все это свидетельствует о том, что рост влияния профессиональных юристов пока еще не привел к обещанным самими же юристами результатам.

Данную ситуацию можно объяснить двумя способами: во-первых, тем, что рост роли юристов-профессионалов в формировании государственной правовой политики является лишь статистической иллюзией - юристов просто используют различные политические силы для модного ныне законооб-разного оформления своих действий, которые далеко не все­гда реально соответствуют правовым идеалам; во-вторых, тем, что рост влияния юристов еще только начинается, он еще не достиг нужного качественного уровня, и первые опы­ты систематического влияния профессиональных юристов на государственную политику, естественно, в большинстве сво­ем неудачны, но зато в дальнейшем они послужат повыше­нию эффективности действий юристов на высоких государст­венных постах.

От выбора одного из этих объяснений зависит то, как оценивать возможную перспективу развития роли юристов-профессионалов в формировании государственной юридиче­ской политики. Конечно же, в любом случае время, когда вопросами права могли заниматься люди, не имеющие про­фессиональной подготовки в данной области и даже совер­шенно юридически безграмотные, ушло безвозвратно. Тем не менее, можно предположить два взаимоисключающих ва­рианта дальнейшего развития событий: либо юристы станут марионетками могущественных социально-политических сил и будут лишь должным образом оформлять любые их акции, используя свои профессиональные навыки не в интересах общества и права, а в интересах государственной власти; либо они будут бороться за свое исключительное право фор­мировать юридическую политику в интересах общества.

 Вместе с тем, если учесть все факторы, способствую­щие возникновению преступной личности, то можно уви­деть, что они могут влиять и на личность самих юристов, которые в свою очередь могут использовать свои профессио­нальные знания и умения в преступных целях. Это значит, что одних знаний и опыта недостаточно для формирования такого юриста, который требуется обществу. Здесь необхо­димы также такие нравственные качества, как профессио­нальная честность, преданность правовым идеалам и т.п. Конечно, если бы личность большинства юристов соответст­вовала подобному идеалу, многие проблемы современного российского общества могли бы быть разрешены.

В то же время совершенно очевидно, что даже целый штат самых образованных, психологически проницательных, опытных и честных юристов в конечном итоге неспособен справиться с процессами, чьи движущие силы коренятся в самих основах общества и человеческого естества.

И дело здесь не столько в слабости конкретного юридиче­ского сословия, сколько в ложности самого правового абсо­лютизма, главным основанием которой является противоре­чивость самих правовых идеалов: незаметность и гласность права, общедоступность (демократичность) и профессионали­зация права, тотальность и минимальность права, порядок и свобода и т.п.

Законотворчество - это особый вид производства, и за­конодатель также вынужден заботиться о своих "public rela­tion", об организации "потребления законов", своеобразного "сервиса после продажи". Эффективное функционирование каналов правового информирования является вторым важ­нейшим фактором доступности законодательства, отличаю­щимся с точки зрения информатики рядом особенностей. Суть этих особенностей заключается в том, что правовое информирование составляет совершенно особую разновид­ность социального информирования.

Важным способом получения правовой информации явля­ется непосредственное ознакомление граждан с законода­тельством. Однако в силу ряда причин это не всегда имеет место: из-за невозможности получить официальный текст закона, недостаточного уровня развития правосознания гра­жданина, не позволяющего ему самостоятельно усвоить требования законодательства, и т.п., поэтому трудности по-

 знавательного процесса в сфере законодательства припили некоторых западных ученых к выводу о принципиальной не­возможности самостоятельного познания права для совре­менного человека. Например, известный французский со­циолог права Ж.Карбонье считает неизбежным необходи­мость существования между нормой и ее применением опо­средующего звена - подготовленного юриста, призванного осуществлять разъяснение требований закона. "Современные законы сложны и многообразны,- утверждает он,-'простому человеку они чужды, поэтому ему нужен гид и консультант, который провел бы его по лабиринтам бюрократического пра­ва". Однако этому определению Ж.Карбонье предшествует его представление о том, что для того, чтобы практическое применение права было эффективным, оно должно быть воспринято массами, а следовательно, быть доступным и по­нятным для них.

По мнению польского социолога А.Подгурецкого, в известной мере повторяющего западные концепции, из-за сложной словесной формы, запутанного юридического языка правовые предписания адресованы прежде всего к "контролерам" права, т.е. квалифицированным юристам, ко­торые обладают соответствующим умением детально пони­мать их.

Логическим продолжением таких представлений может быть точка зрения об особой роли юристов в современном обществе как монопольных посредников в процессе общения граждан с законодательством и соответственно отсутствия необходимости специальных акций, направленных на полно­масштабное правовое просвещение всех остальных граждан.

Однако, по всей видимости, не следует абсолютизировать ни один из возможных подходов. Конечно, необходимо со­гласиться с представлением о том, что если бы закон стал так же доступен для неспециалистов, как и для юристов, отпала бы необходимость в правоведении, в юридическом образова­нии. Однако, исходя из того, на кого рассчитано право (адресность), а также сложности регулируемых обществен­ных отношений и некоторых других факторов, общение вполне может осуществляться без посредников. К тому же, учитывая ситуацию в нашем государстве, где юристов пока еще явно недостаточно, другое предположить трудно. Там же, где без усложнения механизма правового регулирования не обойтись, юрист начинает играть значительную роль как посредник.

Надо иметь в виду, что юристам всегда отводилась осо­бая роль в обществе. Понятно, что причины особой роли юристов в современных условиях другие. Они имеют самый разнообразный характер. Таким образом, обеспечение дос­тупности правовой информации может идти по двум направ­лениям: самостоятельное общение человека и закона либо получение правовой информации с помощью квалифициро­ванного юриста, в роли которого может выступать адвокат юридической консультации, юрисконсульт предприятия, уч­реждения и организации, должностное лицо правопримени­тельного либо правоохранительного учреждения.

Учитывая роль юристов в государственно-правовой сфере общественной жизни, государство, видимо, должно созда­вать для них особые условия. Так, например, работники су­да, осуществляющие реализацию правовых норм как профес­сиональную деятельность, должны обеспечиваться правовой информацией на более высоком уровне.

Особое значение на современном этапе приобретает обеспечение доступности законодательства для хозяйст­венных руководителей, составляющих значительную часть всех должностных лиц. Остро стоит этот вопрос в таких от­раслях экономики, как строительство и транспорт, где юри­дическая служба пока малочисленна. К категории лиц, для которых в большей степени, чем для других, должна обес­печиваться доступность законодательства, относятся народ­ные депутаты различных уровней, использующие законода­тельство в силу возложенных на них функций.

Важность обеспечения доступности законодательства дифференцирована в зависимости от роли, выполняемой ин­дивидом в общественной жизни. Если должностное лицо применяет нормы права, издает индивидуальный акт право­применения, то оно не может при недоступности для него того или иного юридического предписания отказаться от ре­шения вопроса или руководствоваться в своих действиях пра­восознанием, общими принципами права и т.д., как это час­то возможно для граждан. Недоступность законодательства для должностных лиц необоснованно повышает роль адми­нистративного усмотрения, что влечет за собой выход за рамки законности. Гражданин, соблюдающий и исполняющий нормы права, может отказаться от намеченного дейст­вия, если по тем или иным причинам норма законодательст­ва ему недоступна и его пассивность не нарушает букву зако­на. При этом в своих действиях он может руководствоваться примером окружающих, общими нравственными и правовы­ми принципами данной социальной системы.

Кроме этого, следует отметить, что правовые ошибки должностных лиц, обусловленные недостатками в обеспече­нии доступности законодательства, связаны с более серьез­ными социальными последствиями, выражающимися в снижении авторитета закона, нарушении интересов граждан и государства.

Деятельность государства в правовой сфере должна вклю­чать в себя информирование людей о результатах правотвор­чества наряду с официальным опубликованием текстов нор­мативных актов, предназначенного в первую очередь для должностных лиц. Это предполагает создание различных неофициальных сборников и справочников по законодатель­ству, информационно-поисковых систем по законодательству с использованием правового обучения граждан, организацию библиотечного обслуживания и т.д.

Кроме того, индивид может получать правовую инфор­мацию посредством неформальных межличностных связей. Через этот канал человек получает неорганизованную ин­формацию в виде вербального неформального общения или же восприятия информации через непосредственный соци­альный опыт индивида. Функционирование этого канала пра­вовой информации (при условии ее достоверности) следует признать фактором доступности законодательства.

Информированность о законе служит первым, началь­ным звеном в его реализации. В настоящее время, в област­ных газетах тексты нормативных актов публикуются нередко со значительным опозданием - в два-три месяца. Соответст­венно и местные органы запаздывают с принятием реше­ний на этот же срок. К тому же в них отсутствуют квалифи­цированные специалисты, способные осуществлять в пол­ном объеме учет нормативных актов. Остро стоит вопрос обеспечения местного самоуправления нормативными актами федеральных органов, в том числе Правительства, мини­стерств и ведомств. Такие акты приходится покупать за большие деньги и, как оказывается, нередко с большими от­ступлениями от официального текста.

Вообще в последнее время ухудшилось обеспечение насе­ления достоверной правовой информацией. Между тем у его большей части имеется устойчивый интерес к новому зако­нодательству Российской Федерации.

К сожалению, интерес к законодательству чаще всего ос­тается неудовлетворенным. Граждане не имеют полных зна­ний о своих правах и обязанностях, порядке их реализации и защиты, не знают вопросов, по которым принимались новые законы.

Невысокий уровень правовых знаний населения объясня­ется сокращением круга доступных источников информации о законах, снижением активности средств массовой инфор­мации в проведении правовой пропаганды.

Жизнь закона весьма продолжительна и противоречива. Представляя собой своего рода свод общих правил поведения, закон регулирует типичные общественные отношения и по­ведение людей. Конкретные общественные отношения, воз­никающие постоянно, требуют умелого применения к ним норм, прежде всего путем толкования. И по мере отдаления момента реализации норм от момента издания закона по­требность в этом усиливается, а требования к умению, на­выкам толкования возрастают. Недооценка их и стремление во всем полагаться на обыденное правопонимание и право­сознание резко снижают эффект действия законодательных актов и их норм. Возникающие противоречия в понимании содержания норм, актов, в уяснении их смысла, разночте­ния в трактовке нормативных положений неизбежно поро­ждают юридические ошибки и ведут к деформации закона.

Что такое толкование права, закона? В юридической ли­тературе толкование характеризуется как уяснение смысла, объяснение содержания нормы путем выявления истинной воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы. И можно сказать, что технология и способы толкования достаточно полно раскрыты в специаль­ных работах, к которым мы и отсылаем читателя .

 См., например: Теория государства и права.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.-С.476-478; Черданцев А.Ф. Толкование советского права.- М.- 1979.

Толкование норм права различается по юридической силе -официальное, которое дают уполномоченные органы госу­дарства, и неофициальное, включая и доктринальное (научное). В зависимости от цели толкования различают тол­кование-уяснение субъектами своих прав, обязанностей и т.д., толкование-разъяснение, даваемое органами, в сфере действия которых применяется закон (суд, арбитраж, муни­ципальные и центральные органы управления). По широте толкования можно выделить нормативное и казуальное. Есть толкование права по аналогии.

Наука рекомендует различные приемы (способы) токова­ния норм права - грамматическое (филологическое), логиче­ское, систематическое, историческое. Использовать их лучше всего в полном наборе, не делая предпочтений  ка­кого-либо одного из них, хотя такое вполне оправданно в конкретных условиях.

Толкование права как явление и инструмент познания юридической жизни долгие годы признавалось столь же оче­видным, сколь и бесспорным. И казалось, в эпических си­туациях, к которым мы привыкли, этого вполне достаточно. В периоды же масштабных преобразований появляются и дополнительные потребности в толковании. Исследователи стали выделять телеологическое (целевое) толкование закона, когда цели правовой реформы и нового законодательства становятся критериями понимания ценностей законов, норм. Цели законодателя, т.е. цели общества, общегосударствен­ные, служат отправной точкой отсчета в понимании смысла закона о порождаемых им ведомственных и локальных актах. А это позволяет не допускать превалирования целей органа над целями государства и пресекать юридические деформа­ции закона.

Ошибки же в толковании закона на практике весьма мно­гочисленны. Какие ошибки наиболее характерны?

Во-первых, встречается неверное понимание общей концепции закона, не соответствующее ее смыслу. В за­конах подчас даются разные трактовки таких понятий, как местное самоуправление, общественные объединения, собственность, хотя в общеконцептуальном плане вряд ли это оправданно.

Во-вторых, допускаются недооценка и нечеткое опреде­ление норм-дефиниций. К ним всегда относились скептиче­ски, признавая скорее данью абстрактным конструкциям. Теперь такое понимание ничем не оправданно, и с ним надо расставаться. Особенно хотелось бы подчеркнуть значение этих норм как нормативных понятий, дающих официальное истолкование основных положений закона и своего рода "ключ" к их правильному пониманию и системному приме­нению.

В-третьих, встречается неточное толкование правового института, содержащегося в одном или нескольких однород­ных законах.

В-четвертых, довольно распространенными являются ошибочные толкования законодательных норм77. Ввиду воз­можной неадекватности содержательной и языковой сторон нормы приходится прибегать либо к ограниченному ее толко­ванию, либо к расширительному, либо к буквальному. Это позволяет точнее выявить субъектов, носителей прав и обя­занностей, круг отношений, регулируемых нормой, основа­ния ответственности за соответствующие правонарушения, объем и характер правоотношений между субъектами. Норма строже соотносится с другими нормами данного закона, со схожими нормами других законодательных актов.

В-пятых, странным образом нередко интерпретируется вопрос о времени и пределах действия закона. Укоренился стереотип: срок жизни закона связывается с периодом функ­ционирования органа, состава депутатов, с политическим курсом и т.п. Как иначе можно объяснить устойчивое мне­ние депутатов и журналистов о невозможности отозвать де­путата ввиду отсутствия соответствующего закона? Между тем такой закон был, есть и только после принятия нового он утратит силу. Однако его уже обессилили и даже умерт­вили.

В последнее время пресса часто дает толкование отдельных законополо­жений. Правда, в них нередко преобладает тенденциозность, содержатся и ошибки. Но все же с ними надо считаться как с выражением общест­венного мнения.

 В зарубежном праве толкование терминов дается очень часто. Так, в Примерном уголовном кодексе США ст. 1,02 "Цели, принципы, толкования" имеет следующий вид:

"1. Общие цели положений, регулирующих определение посягательств, состоят в том, чтобы:

а) запретить и предупредить поведение, неоправданно и неиз­винительно причиняющее существенный вред интересам лично­сти или общества или угрожающее причинением такого вреда;

б) подвергнуть публичному контролю лиц, поведение кото­рых указывает на их склонность к совершению преступлений;

в) предотвратить объявление преступным безупречного пове­дения;

г) должным образом предупредить о характере поведения, объявленного посягательством;

д) дифференцировать на разумном основании серьезные и малозначительные посягательства.

2, Обшие цели положений, регулирующих вынесение приговоров правонарушителям и воздействие на них, состоят в том, чтобы:

а) предупреждать совершение посягательств;

б) содействовать исправлению и социальному восстановле­нию личности правонарушителей;

в) предотвращать назначение правонарушителям чрезмерных, несоразмерных или произвольных наказаний;

г) должным образом предупреждать о характере наказаний, которые могут быть назначены по осуждении за посягательство;

д) дифференцировать правонарушителей с точки зрения спра­ведливой индивидуализации воздействия на них;

е) определить, координировать и согласовать правомочия, обязанности и функции судов и должностных лиц и органов ад­министрации, ответственных за воздействие на правонарушите­лей;

ж) содействовать применению общепринятых научных мето­дов и знаний при назначении наказаний и воздействий на право­нарушителей;

з) сосредоточить ответственность за функционирование ис­правительной системы в ведомстве исправительных учреждений штата (или в каком-либо ином едином ведомстве или органе)". Всякая вынужденная мера направлена на то, что бы лик­видировать условия, вынудившие ее. Право есть, несомнен­но, мера вынужденная, поэтому она направлена на то, чтобы ликвидировать условия, порождающие необходимость права. А если не будет таких условий, не будет и права. Следова­тельно, предельный идеал права есть его полное отсутствие.

 Идеальное сообщество - это сообщество без права, в ко­тором люди прекрасно сосуществуют, поступая исключи­тельно в соответствии с собственными внутренними побу­ждениями. Именно так рисуются общины праведников в различных религиях. Однако каждая религия соглашается лишь на такое идеальное сообщество, которое строится именно на ее основе, причем только на ней. Даже если бы это было возможно, то такое образование не могло бы быть достаточно стойким. Следовательно, чтобы прийти к идеаль­ному сообществу, мы должны уже сегодня отказаться от следования тем требованиям, которые не совпадают с наши­ми собственными внутренними побуждениями, в том числе и требованиям права. Но эта позиция есть правовой ниги­лизм и самым прямым образом ведет к беззаконию, произ­волу силы и социальному хаосу. Таким образом, хотя право не может удовлетворить нас как средство совершенствования общественных отношений, мы не можем обойтись без него.

На вопрос о том, каким должно быть право будущего, есть немало ответов, но они обычно исходят не из установок юридического позитивизма. Последний все чаще связывает­ся с известными симптомами институционального кризиса государства и права - суперцентрализацией и бюрократиз­мом в государственном управлении, сверхрегуляцией, дес­потизмом законов, отрывом политико-правовых форм от со­циального содержания, превращением народа в объект госу­дарственного управления и правового регулирования. Буду­щее, как полагают некоторые ученые на Западе, приведет к радикальной структурной перестройке общества в условиях постиндустриальной, информационной стадии его развития. Впереди, считают они, закат классических форм государст­ва, распадение громадных централизованных государствен­ных единств, замена иерархического пирамидального по­строения общества, которое препятствует свободному цирку­лированию потоков информации, сетевой структурой бес­численных самостоятельных ячеек, разнообразно связанных между собой без какого-либо диктата и субординации. В сфере права распадение централизованных единств, крупных целостных структур должно положить конец "господству закона", оно уступит место саморегулированию, нормативной импровизации членов независимых социальных ячеек.

По мере углубления цивилизации, перехода ее на новые, более высокие ступени, накопления ее ценностей происходит развитие права как глобального явления, обретение им каче­ства и характеристик, соответствующих его природе ("понятию"). Наиболее важное значение в этом процессе            

имеют, по всем данным, такие вехи развития человечества, как взлет общечеловеческой культуры в условиях антично­сти, прорыв в глубины человеческого духа в эпоху Возрож­дения, нарастающее в современности движение к демокра­тии, к Свободе, к Гуманизму, к правовому гражданскому обществу, к правам человека, к обеспечению высокого досто­инства личности.

В ходе такого развития все более отчетливо обнаружива­ются некоторые общие закономерности права как явления цивилизации и культуры. Это:

во-первых, переход от регулирования, характеризующего­ся в основном запретительно-дозволительными чертами, к преимущественно дозволительному регулированию для гра­ждан, их объединений, где центром всего регулирования становятся юридические дозволения, субъективные права;

во-вторых, все более твердое обретение автономной лич­ностью устойчивого правового статуса;

в-третьих, все большее связывание государства, всех лиц, имеющих власть, жесткими запретами, ограничениями;

в-четвертых, становление и совершенствование развитой системы правовых средств (в том числе процессуальных), основанных на идеалах свободы и гуманизма таких, ис­пользование которых оказывается возможным любыми субъектами, прежде всего гражданином, автономной лично­стью.

Вместе с тем, "золотой век законности", утверждает О.Тоффлер, позади, он пришелся на период возникновения сложного урбанизированного общества. Сегодня же законо­дательство - это груда мелочей, в которой затеряно самое главное. Оно хронически не совпадает с ритмами жизни, не

Теория права и государства... - С.83-84.

Алексеев С.С. Указ. соч. - С.60. 80Тамже.-С.60.

 способно выражать своеобразие и тонкость возникающих в социальной практике ситуаций, действует грубо, огульно, невпопад. "Джунгли законов" становятся все гуще и непро­ходимее. Систему, содрогающуюся под давлением противо­речивых технических и психологических сил, пытаются удерживать от распада нагромождением все новых законов, но долго так продолжаться не может. Так характеризует О.Тоффлер кризис права в западном обществе, полагая, что закон, хорошо послуживший человечеству в прошлом, сего­дня превратился в помеху, стал ненужным и даже вредным. Он просто-напросто несовместим с растущей "эфемеризацией" жизни, фрагментацией социальных струк­тур и должен уйти из истории вместе с государством, инсти­тутами централизованного управления, представительной демократией, парламентами и выборами.

Что же придет на смену этим институтам, и как будет осуществляться правовое регулирование в новом информаци­онном обществе? Огромное число непрерывно возникающих и исчезающих самостоятельных групп будут вынуждены принимать повседневные решения, сообразуясь не с общими нормативными стандартами, зафиксированными в законах и иных актах представительных органов или центральной ис­полнительной власти, а с внутренними императивами си­туаций, в которые вовлечены группы и входящие в них ин­дивиды. Любое решение принимается только для данного случая (ad hoc), оно неповторимо в той же мере, в какой не­повторима и уникальна сама ситуация. Подобную систему принятия решений О Тоффлер именует адхократией, пола­гая, что она и будет определять стиль юридической жизни информационного общества. Свободное соглашение и дого­вор станут основой меж групповых отношений, исчезнет слой профессиональных юристов, появятся самодеятельные формы судопроизводства, третейства, посредничества в спорах, формы зыбкие, сохраняющие широкое поле для ма­невра действующих в своих интересах групп. В итоге выри­совывается идеал обособленного, разделенного мира, рас­сыпавшегося на отдельные части, где люди, не ломая голову над разрешением универсальных вопросов, занимаю геи своими собственными делами82.

С футурологами трудно спорить по существу их прогнозов, ибо они не настаивают на неотвратимости своих предсказаний. Но обратим внимание на то, что О.Тоффлер констатирует новый тип положительного знания о праве, исходя из технологического, вернее, информационного императива и потому акцентирует формально-процедурные (кем и как соз­дается право), а не содержательные моменты. Такой подход в принципе ничем не отличается от юридико-позитивистского, он оставляет без ответа главные вопросы - о содержании и качестве будущего права. По-видимому, такие ответы мы не можем получить от науки, ориентиро­ванной на положительное знание.

Остается один выход - обратиться к духовному опыту че­ловечества и попытаться найти синтез позитивных и непози­тивных правовых знаний. Плоское, одномерное, упрощен­ное "техническое" право, пригодное для решения узкопраг­матических задач, должно уступить место живому челове­ческому праву для свободного и справедливого общения лю­дей. Уже первые критики юридического позитивизма отлич­но понимали необходимость поисков правового идеала, без которого технически высокоразвитое право теряет душу, ста­новится автоматическим монстром. Спасти современное пра­во от пустоты и бездушия могут философия, этика, религи­озные верования людей, глубокое осмысление положения человека в мире, космосе. "Только через направленное воз­вращение к понятию права и к честной метафизике права, то есть к учению о праве, основанному на обновленной критике практического разума, можно надеяться вновь прогнать из науки нечистый дух, который одолевает юриспруденцию на­ших дней, с тем чтобы сделать учение о праве научно здоро­вым и направлять его на плодотворный путь в высших целях практической жизни"83, - писал Леонард Нельсон.

Выдающийся мыслитель XX века Альберт Швейцер считал, что рациональное мышление в конце концов прихо­дит к иррациональному и останавливается перед ним. По-

Теория права и государства..,- С.85.

 Nelson L. Die Rechtswissenschaft ohne Recht. 2 Aufl. 1949.- S.207.

 пытка обойтись без иррационального приводит к возникнове­нию лишенных какой-либо ценности мировоззрения и жиз-невоззрения. Юристы, писал он, не представляют себе жи­вого и непосредственного понятия права, они довольствуются чисто техническим правом. "Наступило безотрадное время опровержения, выхолащивания и деморализации правосозна­ния. Мы живем в период отсутствия права. Парламенты легкомысленно фабрикуют противоречащие праву законы. Государства обходятся со своими подданными, нисколько не заботясь о сохранении у людей хоть какого-то ощущения пра­ва"84. Базой для возрождения права, по мнению А.Швейцера, должны быть данные о сущности человека, основные естественные права, отношение к человеческой жизни, которое он обозначает очень емким словом "благоговение". "Юристы, - подводит итог своим рассуж­дениям А.Швейцер, - допустили упадок права и правосозна­ния. Но они здесь ни при чем. Просто в мышлении их вре­мени отсутствовало представление о том, на чем должно ба­зироваться живое понятие права. Право стало жертвой от­сутствия мировоззрения, и лишь на почве нового мировоз­зрения оно сможет снова возродиться. Оно должно вытекать из некоего основного представления о нашем отношении ко всему живому как таковому - из никогда не иссякающе­го и никогда не загрязняющегося источника. Таким источ­ником является благоговение перед жизнью"85. Фундаментом права является гуманность.

Итак, для будущего возрождения права нужны "честная метафизика", иррациональное и даже мистическое знание, живое мировоззрение, проникнутое началами космизма. Но все это не вместо положительного знания о праве, а вместе с ним. Однако современные мыслители придерживаются раз­личных взглядов относительно полезности такого синтеза. П.А.Сорокин считал естественным выходом из современного кризиса права и правосознания замену позитивистских конст­рукций системами морали и права, воплощающими именно метафизические ценности. В наши дни наступил невероят­ный упадок "чувственных" правовых норм, то есть норм, ориентированных в рафинированной или грубой форме на



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.