Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



 

1.Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней. Речь не должна быть скучной для аудитории, нужно увеличить энергетику, интонации, добавить эмоций, поддерживать контакт с аудиторией.

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самые важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор.

2. 1. Вступление.

Каким должно быть начало вашего выступления? Ваша первая фраза? Многие ораторы начинают с благодарности: «Для меня огромное удовольствие и большая честь выступать перед вашей аудиторией...». Или что-нибудь в этом духе.

Следует ли вам сказать что-нибудь приятное людям, которые вас пригласили? Нет! Во всяком случае, не в начале речи, иначе слушатели подумают, что вы делаете это по обязанности, потому что так принято. Поблагодарить вы можете в середине речи, тогда это будет звучать искренне.

Так с чего же начинать? Существует три классических варианта:

1. Рассказать историю с целью расположить к себе аудиторию

2. Начало с 3-х вопросов к аудитории.

3. Начало с неожиданной или агрессивной (в хорошем смысле) фразы.

Что выбрать?

Ваша задача - расположить к себе аудиторию, показать, что вы "свой", то есть, что у вас много общего с людьми, собравшимися в зале, и что вы многие вещи понимаете одинаково. Как вариант - можно упомянуть о каком-либо событии, имеющем большой общественный резонанс и сообщить о своем к нему отношении. Важно - отношение аудитории к этому событию должно быть очевидным.

Беспроигрышный вариант – рассказать что-нибудь о себе, что-нибудь личное, поделиться своими мыслями. Это всегда хорошо работает, так как аудитория начинает видеть в вас не только спикера, но и человека, личность. Вы как-бы допускаете аудиторию в свою личную жизнь, становитесь немного ближе друг к другу.

Хорошо работают фразы типа: Когда я ехал на эту встречу, мне в голову пришла мысль...../я обратил внимание на интересную ситуацию...

The Best - Когда я был маленьким, как-то летом мы с мамой пошли в.....

Best of the best - Когда моя жена рожала нашего третьего ребенка, я сидел в приемной роддома и думал о.....

Ничто так не заинтересовывает людей, как факты из личной жизни... Установить личный контакт с аудиторией, завладеть ее вниманием, дать понять, что вы «одной крови» - вот истинная цель вступления.

Когда вы на вечеринке пытаетесь познакомиться с девушкой, вы же обычно не переходите прямо к сути ваших желаний? Типа, привет, я Коля, поехали со мной на хату? Вы сначала пытаетесь привлечь внимание, показать себя в позитивном ключе, нащупать какие-то общие темы и интересы, завязать разговор, установить контакт и т.д. и т.п. И только потом вы переходите, собственно, к сути вопроса. Так же и в публичных выступлениях, не спешите, завязывайте разговор, знакомьтесь…

Единственное, общие темы лучше не нащупывать экспромтом прямо на сцене, а готовиться к этому заранее. Например, по территориальному признаку: вы едете в Донецк. А 2 дня назад местный футбольный клуб Шахтер выиграл у Реала. Вот и упомяните это в своем вступлении, скажите, что вы смотрели и болели и расскажите о каком-то запомнившемся моменте. От спорта вообще всегда легко переходить к сути при любой теме. Спорт – это яркость, страсть, быстрота, стремительность, воля к победе, концентрация физических сил, вознаграждаемая сполна победой. Что-то из этого наверняка можно связать с сутью вашего выступления, сделав плавный переход к основной части.

Еще один вариант общих тем: по составу аудитории (профессиональная принадлежность, возраст, пол, национальность и т.д.). Например, вы собираетесь выступать перед медперсоналом клиники имени Склифосовского. Подумайте накануне, о каком общеизвестном факте, вызывающем положительные эмоции, можно упомянуть в данном случае. Зайдите в Интернет, посмотрите информацию именно по этой клинике, по отрасли. Может быть, у них недавно был юбилей, или в их клинике провели какую-нибудь уникальную операцию.

Лучше всего, когда вы упоминаете общеизвестный факт, вызывающий положительные эмоции, делать это как бы через себя, как бы открывая аудитории что-то личное, сокровенное. Например: когда сегодня я ехал к вам на встречу (все в зале сразу заинтересовались, сейчас что-то личное расскажет), я подумал/мне на вокзале попалась газета/я познакомился с интересным человеком, который рассказал мне … об уникальной операции, проведенной в вашей клинике.

2. Основная часть

Первое и главное, что нужно сделать при подготовке к выступлению – это составить план. С одной стороны, план поможет вам лучше подготовиться, структурировать и упорядочить ваше выступление, а с другой – в ходе выступления вы можете (если вам это нужно) использовать свой план, как шпаргалку.

Насколько подробным должен быть ваш план?

Уверен, что рекордсменом в этом вопросе был Марк Твен, который писал на ногтях первые буквы тезисов своего выступления. Другую крайность многие из нас наблюдали в выступлениях кремлевских политиков второй половины 20-го века, когда всю речь они читали «по бумажке». Думаю, вряд ли вы запомните свою речь по первым буквам. Но и читать по написанному ни в коем случае нельзя. Вы просто потеряете аудиторию, нарушив невидимую связь, которую должны поддерживать постоянно (подробнее смотри здесь: Зрительный контакт).

Постарайтесь, чтобы каждый пункт вашего плана содержал не более 4 – 5 слов. Это именно то оптимальное количество, которое вы можете «схватить» взглядом, быстро брошенным на карточку.

И нет ничего зазорного, если в ходе выступления у вас в руках будет план, в который вы будете периодически заглядывать. Это поможет вам не сбиться с мысли и не забыть осветить все запланированные вопросы и привести все запланированные аргументы.

Позвольте сразу три практических совета:

- если вы пользуетесь шпаргалкой с планом выступления – делайте это спокойно и уверенно. Можете даже намеренно подчеркивать это, например, одевая очки каждый раз, когда нужно посмотреть в план. Ничего зазорного в этом нет. Ни в коем случае не пытайтесь прятать свою шпаргалку и воровато, как бы извиняясь, подглядывать туда.

- напишите свой план четко и аккуратно, а лучше напечатайте. Размер шрифта подберите такой, чтобы не приходилось при чтении напрягать зрение. Бумагу подберите плотную, типа картон, размером не больше, чем 10х15 см. Идея в том, чтобы шпаргалка не была слишком большой и не отвлекала на себя внимание аудитории, и, чтобы не сгибалась в самый неподходящий момент.

- конечно, вы можете держать шпаргалку в руках в течение всего выступления – это не смертельно. Но, если есть возможность, лучше этого не делать. Например, Президент Компании, в которой я работаю, пишет свои шпаргалки на карточках размером 6х10 см и держит их в жилетном кармане пиджака. Он достает их на короткое время, чтобы подсмотреть очередной тезис, и возвращает на место. Как вариант, внутренний или боковой карман пиджака, но ни в коем случае не карман брюк, особенно не задний. Либо, вы можете попросить поставить в углу сцены журнальный столик, на который можно поставить воду, дамскую сумку (в этом случае сумка должна быть для сцены – не дешевая) и положить свои шпаргалки.

Второй вариант - если вы используете проектор - ваш план может быть на слайдах. Один пункт плана из 4 – 5 слов на одном слайде. Если вы снабдите каждый пункт плана картинкой, отражающей суть данного раздела, будет еще лучше. Во-первых, вам легче двигаться по плану выступления, так как картинка для вас – дополнительная ассоциация. Во-вторых, ваши слушатели лучше запомнят и усвоят материал, так как кроме слов у них в головах останутся еще и зрительные образы.

Теперь давайте вернемся, собственно, к сути вашего плана. При подготовке к выступлению задайте себе вопрос: какие цели я перед собой ставлю? Это и будут основные пункты вашего плана: 1, 2, 3, 4….. Например, вы хотите убедить слушателей в пользе систематического рекрутирования, обратить внимание на необходимость работы онлайн и «продать» новинку следующего каталога – инновационный крем для лица. Таким образом, у вас в основной части три раздела.

Далее, начинайте наполнять каждый раздел, используя схему: тезис – аргументы – вывод. Тезис – это основное утверждение вашего блока, например: Необходимо рекрутировать систематически. Аргументов может быть несколько и они могут быть прямыми (потому что средний срок «жизни» консультанта в Компании не превышает 8 месяцев) и косвенными (рассказать притчу или историю, косвенно перекликающуюся с тезисом). Ну, и вывод: Таким образом…..

То есть: Что? Почему? Потому что…Так как…. Что из этого следует? Таким образом…Поэтому…..

Сформулируйте коротко в 3-4 слова каждый аргумент, и напишите их подпунктами к основным пунктам вашего плана. Таким образом у вас получится:

Тезис 1

Аргумент 1

Аргумент 2

Аргумент 3

Тезис 2

……..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.