Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виктор Иванович Михайлов. Из истории художественной жизни Коломны. начала 20 века



Виктор Иванович Михайлов

краевед (г. Коломна)

Из истории художественной жизни Коломны

начала 20 века

Моя статья содержит информацию о художественной жизни Коломны, которая была обнаружена в ходе сбора сведений по родословной моих предков Муриных. Один из представителей рода Муриных — Вячеслав Николаевич был коломенским художником самоучкой, активно принимал участие в художественных выставках в Коломне в 20–50 годы прошлого столетия.

Родился Вячеслав Мурин в Коломне в 1907 году, окончил машиностроительный техникум, работал инженером конструктором на Коломзаводе. Однако с детских лет Вячеслав увлекался рисованием. Его учителями и наставниками были известные коломенские художники того времени: С. И. Травкин, В. В. Комиссаров, А. М. Солодков.

В 1922 году в Москве была основана Ассоциация художников Революционной России (АХРР). Ассоциация стала самым крупным художественным объединением страны. В 1923 году начали возникать областные и республиканские филиалы. Был образован такой филиал и в городе Коломне.                                 

С 27 апреля по 4 мая 1924 года под руководством художника Сергея Ивановича Травкина Коломенский филиал Ассоциации художников Революционной России провел 1-ю художественную выставку. Выручку от продажи билетов направили в Фонд беспризорного ребенка. Проходила выставка в бывшем доме Мурашова на улице Октябрьской революции (там, где сейчас ювелирный магазин). Сохранилась фотография 1924 года: группа коломенских художников-участников художественной выставки (сидят слева направо: А. М. Солодков, Носков, С. И. Травкин, Чикалини, М. С. Миляев, стоят В. Солодков и 17 летний В. Мурин).

Необходимо учитывать, что в начале 1924 года в Москве в Историческом музее состоялась VI выставка картин и скульптуры АХРР «Революция, быт, труд». Название выставки говорит о многом, да и основные задачи ассоциации художников были изложены в декларации АХРР от 1922 года:  

«Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».

По всей видимости коломенская выставка этим требованиям не отвечала, поэтому её организатор был подвержен критике. В газете «Коломенский рабочий» №27 от 9 мая 1924 года в статье «К выставке картин местных художников» сообщалось:

«Седьмой год существует Советская власть. Семь лет неслыханной, поистине героической борьбы. С корнем вырвано старое, закладываются основы невиданно нового.

Какое благодарное время для художников. Какие широчайшие горизонты для творчества, какие величайшие возможности дали эти годы художнику.

4 мая закрылась выставка картин местных художников. И первое, что приходит в голову, когда осмотришь выставку, для чего и кому она нужна, для чего и для кого писать выставленные картины. Нищие духом, убожество фантазии, хоть бы краешком была задета революция в картинах выставки. Два портрета т. Ленина и все. Зато Травкин выставляет целую серию картин, изображающих быт … бояр.

Неужели в 1924 году художник Травкин живет воспоминаниями того прошлого, о котором с ненавистью вспоминают рабочие и крестьяне, то прошлое, на борьбу с которым рабочие и крестьяне отдали сотни тысяч своих лучших представителей.

Не хочется, не приятно даже останавливаться на этом эпизоде в жизни нашего уезда — «выставка местных художников». Варятся в собственном соку.

Чужда им наша жизнь, чуждо все то, чем живет рабочий и крестьянин, и чужие они для нас. Рабочему и крестьянину эта выставка не нужна. Р. К.».   

И хотя автор статьи был неизвестен, полагаю, что после публикаций в газете такой критики организовывать очередную выставку у коломенских художников было мало желания.

В 1927 году в Москве при Ассоциации Художников Революционной России и по их инициативе было организовано Объединение художников-самоучек (ОХС). Его основные задачи видны из декларации ОХС: «Объединение Художников-Самоучек, состоящее из рабочих и крестьян, работающих непосредственно на производстве, не порывающих связи с ним, являются одним из путей внедрения художественной культуры в рабочие массы и повышения художественного уровня самих художников самоучек…».

В 1929 году был утвержден Устав Всероссийского объединения художников-самоучек. В том же году, в мае, в Коломне на собрании коломенских художников-самоучек было организовано отделение Объединения художников-самоучек и выбрано его бюро. Председателем избран 20-летний Николай Михайлович Овсянников.

В фондах Российского государственного архива литературы и искусства сохранилось и заявление председателя отделения Объединения Художников-Самоучек Н. М. Овсянникова от 27 июня 1929 года, направленное в президиум Центрального Совета ОХС: «При коломенском филиале Ассоциации Художников Революции организовалось отделение Объединения Художников Самоучек, которое просит Центральный совет ОХС утвердить решение. Наше отделение пока насчитывает 25 человек, с осени будет гораздо больше. Просим так же прислать нам все инструкции и положения данного объединения (ОХС). У нас прошла одна выставка под непосредственным руководством местного филиала Ассоциации Художников Революции, которая служила целью организовать и выявить желающих работать в этой области. Часть работ посланы и приняты на 2 Всесоюзную выставку Объединения Художников-Самоучек».

Для вовлечения в членство ОХС проводились различные мероприятия.

В 3-м номере журнала Ассоциации художников революции «Искусство в массы» за 1930 год сообщалось, что филиал АХР Коломны по работе с самоучками постановил организовать проведение следующих мероприятий:

«а) провести широкую агитацию через местную печать, доклады на предприятиях о вовлечении в ОХС художественного актива;

б) открыть студию для самоучек;

в) организовать методическую консультацию;

г) устроить коллективный просмотр работ самоучек».

Действительным членом Объединения Художников Самоучек был и Вячеслав Николаевич Мурин.                                               

В 1930 году 5 коломенских художников принимают участие в 3-й Всероссийской Выставке Объединения Художников-Самоучек, которая состоялась в Москве в Театре обозрений, улица Тверская, 15. На выставке 84 художника представили 304 работы. Коломенскими художниками были представлены: по 2 работы — Миляевым, Муриным, Поляковым, 5 работ — Овсянниковым, 1 работа — Тонышевым. За месяц выставку посетило 45.000 человек. По данной выставке был издан каталог тиражом 3000 экземпляров.                                            

В 1931 году в Коломне проводилась 3-я выставка Коломенского филиала Ассоциации Художников Революции, которая была посвящена социалистическому строительству. На выставке, кроме членов филиала, участвовали члены Российской ассоциации пролетарских художников и Ассоциации Художников Революции из Москвы, Объединения Художников-Самоучек, художники Украины, Иваново-Вознесенска и Ленинграда. Кроме картин на выставке были представлены текстильный рисунок, плакаты, фото, работы изокружков Коломенского завода. Общее число экспонатов — 799, участвовало 65 художников. В. Н. Мурин на выставку представил 5 работ. В организации выставки приняли участие партийные и профсоюзные организации города. Был выпущен каталог. Итоги выставки были опубликованы в 9 номере журнала «Искусство в массы» за 1931 год.

Тогда же было принято решение о проведении 4-й выставки, целиком посвященной промышленности города.                                     

В 1932 году на основании постановления ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций» с целью создания центральных органов управления творческой интеллигенции был организован Московский областной союз советских художников. В этот союз влились разные художественные объединения, в том числе и Объединение Художников-Самоучек.                                              

4 выставка в Коломне состоялась в 1934 году и была приурочена ко дню открытия предстоящего районного съезда Советов. Названа выставка «Наши достижения». Был создан выставочный комитет. Перед выставкой было проведено предварительное согласование с местными художниками об их участии.

Коломенским художникам для согласования направлялись пригласительные письма. На фото представлено такое пригласительное письмо, адресованное Мурину.Проведению выставки придавалось огромное значение. Для отбора на выставку работ местных художников в декабре в Коломну приехал один из ведущих в то время в стране художник искусствовед Николай Михайлович Щекотов. В 20-е годы он был директором Государственной Третьяковской галереи.

В семейном архиве сохранилось еще одно приглашение Мурину: «Выставочный Комитет при Райисполкоме просит Вас явится с Вашими работами на Выставочное жюри 12 декабря с. г. в 6 часов вечера. Жюри состоится под руководством проф. Щекотова в помещении Райгороно ул. III Интернационала».

Выставка открылась 30 декабря в фойе театра Москино, было представлено семьсот работ. За месяц выставку посетило 40 тысяч трудящихся города и района. В организации выставки активное участие принял Коломенский краеведческий музей.  Несмотря на то, что выставка 1934 года имела огромный успех, после трагических событий 1937 года она подвергается критике.

В газете «Коломенский рабочий» от 20 июля 1938 года в статье «О выставке картин художников Коломны в 1934 году», сообщалось: «Единственным «покровителем» художников в прошлом у нас оказался историко-революционный музей, но «покровительство» его руководителей приносило только вред. Разоблаченные теперь враги народа, орудовавшие в музее, сеяли раздор между молодыми художниками Коломны, преднамеренно поощряли более слабые их работы».

Надо отметить, что газеты не только критиковали художников. В 30-е годы в коломенских газетах «Коломенский рабочий», «За советский патефон» встречаются частые публикации фоторепродукций коломенских художников: Травкина, Солодкова, Комиссарова, Мурина и др.

А историко-революционный музей действительно проделал большую работу по организации художественных выставок в Коломне в те годы.

В 1935 году в стране шла подготовка празднования 30-летия революции 1905 года. Историко-революционный музей готовил выставку, посвященную революционным событиям в Коломне. В архиве сохранился план подготовки к выставке, в котором сообщалось: «Значительное место на выставке должны будут занять художественные воспроизведения событий 1905 г., которые должны быть выполнены специально привлеченными к этому делу квалифицированными художниками при консультации и руководстве членов выставочной комиссии и непосредственных участников революции 1905 г. в Коломне.

Исходя из разработанного плана выставки, для неё должны быть приготовлены:

а/ 3 больших художественных панорамы /Голутвинский расстрел, Разгон казаками революционной демонстрации 11 декабря 1905 г. в Коломне и первая демонстрация при советской власти у той же Рязанской заставы/.

б/10 картин /маслом/ и 12 акварельных рисунка с различных моментов революционных событий». (ЦАОПИМ Ф.119, Оп. 1, Д. 36, Л.55-56)».

В последствии коломенцы увидели полотна А. М. Солодкова «Нападение казаков на демонстрацию рабочих Коломенского завода у Рязанской заставы Коломны 11 декабря 1905 года», «Заседание Коломенского Совета рабочих и солдатских депутатов с вопросом о захвате власти в Коломне 26 октября 1917 года», С. И. Травкина «Расстрел революционеров».        

В 1934 году недалеко от железнодорожной станции «Пески» решением президиума Исполкома Московского областного Совета было отведено место для организации поселка кооператива «Советский художник», там на дачах жили и работали выдающиеся художники. Частыми гостями там были и коломенские художники. Мурин с Травкиным так же бывали в Песках, встречались со многими художниками, вели переписку с художником Гавриилом Николаевичем Гореловым, заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Сталинской премии.

Из публикаций в коломенской прессе за 1940 год можно сделать вывод, что началась активная подготовка к очередной выставке. Однако события ВОВ не дали сбыться планам.

Очередную художественную выставку удалось провести только после войны.       

23 июля 1945 года в Коломне открывается художественная выставка на тему: «Коломна в дни Великой Отечественной войны». 9 художников дали на выставку больше четырехсот своих работ. В ней приняли участие известные коломенские художники: отец и сын Комиссаровы, Травкин, Мурин. Выставка отражала героизм родного города и стойкость его жителей в разные периоды истории.

28 февраля 1948 года в Коломне был организован филиал общества «Мособлхудожник». Вячеслав Николаевич Мурин стал его членом, но просуществовал филиал недолго, в 1953 году в газете «Коломенская правда» сообщалось, что он был ликвидирован.

19 января 1958 года в Коломенском краеведческом музее была открыта выставка художников-краеведов города Коломны. В выставке участвовали такие известные коломенские художники, как отец и сын Комиссаровы, Н. И. Бодрягин, С. И. Травкин, Мурин, А. И. Кузовкин. Был выпущен каталог 1-й выставки художников-краеведов. В. Н. Мурин на эту выставку представил десять работ.

С 2 по 15 февраля 1960 года была организована выставка самодеятельных художников тепловозостроителей, проходившая во Дворце культуры завода имени Куйбышева. Свыше 70 человек представили свои работы на первую заводскую выставку. В ней приняли участие Травкин, Мурин. Выставка пользовалась большой популярностью у коломенцев. На ней побывало свыше 20 тысяч человек. В газетах «Коломенский рабочий» и «Куйбышевец» напечатаны положительные отзывы о выставке.

В октябре 1961 года во Дворце культуры проведена вторая заводская выставка самодеятельных художников. Но Мурин участие в ней не принимал.

Хочу повториться, все мои исследования о художественной жизни Коломны заключались в поиске сведений о художнике В. Н. Мурине, данная тема требует более глубокого изучения. По информации коломенского журналиста, краеведа Анатолия Ивановича Кузовкина художественные выставки проводились в Коломне и в 1915 и 1917 годах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.