|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф И Л И М О Н О В С К А Я И Г Р У Ш К А
Группа ПОн/б-15-3-з Бондаренко Я.В.
Ф И Л И М О Н О В С К А Я И Г Р У Ш К А
1.Место нахождения промысла: деревня Филимоново Тульской области
2.Материал первоосновы: свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета.
3.Способы украшения, материалы: до середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким. 4.Способ создания изделий: игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.
5.Виды продукции: все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары. 6.Методы лепки: форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся. Цветовая гамма: для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь.
7. Зарисовать технические элементы узоров.
8.Вид узора: орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству. 9.Композиция узора (образцы приложить). Название композиций: · Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор. · Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов. · Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие. · Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.
10. Использование в начальной школе: þ Класс 1 класс þ Формы работы (конкретные названия, класс): 1 класс - определение орнамента игрушки, расшифровка символики, роспись заготовок по мотивам промысла. 4 класс - лепка по образцу народного промысла, роспись готовой фигуры. @ Конспект одной из форм работы приложить. @ Описать игровое упражнение: - Сегодня на уроке мы распишем филимоновскую игрушку. -Можем ли сразу приступить к росписи игрушек в стиле филимоновских мастеров? (Нет, мы не знаем какой узор). -Значит, сначала нам надо изучить декор игрушки. Для этого предлагаю вам провести небольшое исследование декора игрушки. Класс разделится на три группы. Каждая группа будет исследовать узор игрушки и результаты запишут в таблицу. Чтобы добиться хорошего результата, давайте вспомним правила работы в группах: -каждый должен стараться для всей группы -никто не должен забывать, что он в группе не один. Важно быть внимательным к своим товарищам. -в группе может быть рабочий шум, но в большом шуме плохо думается -важно суметь выслушать другого и его понять, а потом высказаться самому -чтобы каждый смог высказаться, распредели роли. Учащиеся под музыкальное сопровождение работают в группах и исследуют: -форму игрушки -узор -цветовую палитру. Результаты записывают в таблицу. Главные художники представляют результаты своих исследований. Вывод: филимоновские игрушки имеют вытянутую форму, узор геометрический (полоски), краски яркие. 11. Игровые упражнения
Контурное раскрашивание фигурок
12. Литература для чтения детям о промысле: Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с. Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с. 13. Методические статьи о Филимоновской игрушке: Алексеев В.Б. Филимоновская игрушка // Молодой коммунар. 1981. Бардина Р.А. Художественные изделия из керамики: Филимоновская игрушка // Изделия художественных народных промыслов и сувениры. - М., 1986. – С. 152-153. Павлова Т.В. Филимоновский промысел: Методическая разработка для студентов. Изд. 2-е, переработанное. - Новомосковск, 2000. Попова О.С, Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. - 144 с.
Технологическая карта урока «Роспись филимоновской игрушки»
Цель: знакомство с русскими игрушками; роспись филимоновской игрушки по мотивам народных образов. Задачи: образовательные: - углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного искусства развивающие: - развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа; повтор импровизация по мотивам дымковской росписи; воспитательные: - воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки; Оборудование урока: - для учителя: презентация; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол; - для учащихся: баночки, акварель, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок. Ход урока
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|