Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ф И Л И М О Н О В С К А Я И Г Р У Ш К А



 

Группа ПОн/б-15-3-з Бондаренко Я.В.

 

  Ф И Л И М О Н О В С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

1.Место нахождения промысла: деревня Филимоново Тульской области

 

2.Материал первоосновы: свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую

так называли из-за темно-синего цвета.

 

3.Способы украшения, материалы: до середины XIX века филимоновские игрушки не

расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком

или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска

быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие

получалось более стойким.

4.Способ создания изделий: игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и

неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

 

5.Виды продукции: все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

6.Методы лепки: форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Цветовая гамма: для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь.

 

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь

7. Зарисовать технические элементы узоров.
Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

  Название элементов, символика
круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

 

 

8.Вид узора: орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

9.Композиция узора (образцы приложить).

Название композиций:

· Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.

· Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.

· Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.

· Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

 

 

 

10. Использование в начальной школе:

þ Класс 1 класс

þ Формы работы (конкретные названия, класс):

1 класс - определение орнамента игрушки, расшифровка символики, роспись заготовок по мотивам промысла.

 4 класс - лепка по образцу народного промысла, роспись готовой фигуры.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

@ Описать игровое упражнение:

- Сегодня на уроке мы распишем филимоновскую игрушку.

-Можем ли сразу приступить к росписи игрушек в стиле филимоновских мастеров?

(Нет, мы не знаем какой узор).

-Значит, сначала нам надо изучить декор игрушки.

Для этого предлагаю вам провести небольшое исследование декора игрушки.

Класс разделится на три группы. Каждая группа будет исследовать узор игрушки и результаты запишут в таблицу.

Чтобы добиться хорошего результата, давайте вспомним правила работы в группах: 

-каждый должен стараться для всей группы

-никто не должен забывать, что он в группе не один. Важно быть внимательным к своим товарищам.

-в группе может быть рабочий шум, но в большом шуме плохо думается

-важно суметь выслушать другого и его понять, а потом высказаться самому

-чтобы каждый смог высказаться, распредели роли.

Учащиеся под музыкальное сопровождение работают в группах и исследуют:

-форму игрушки

-узор

-цветовую палитру.

Результаты записывают в таблицу.

Главные художники представляют результаты своих исследований.

Вывод: филимоновские игрушки имеют вытянутую форму, узор геометрический (полоски), краски яркие.

11. Игровые упражнения

Практическая работа начинается с прописей элементов акриловыми красками кистью на белой бумаге. Сначала делается желтение полос для прописи элементов. Педагог прописывает образец символов в начале строки, учащиеся повторяют пропись элементов воды, земли, солнца тонкой кистью. Учащиеся рисуют карандашом на белой бумагу контур игрушек: Барашек, Конь, Олень, Барыня. Затем жёлтой краской кистью наносят зоны желтения. После высыхания краски расписывают тонкой кистью красным и зелёным цветом полоски, солнышки, ёлочки и другие символические элементы Филимоновской росписи.  
Прописи элементов.

 

 

Контурное раскрашивание фигурок

 

12. Литература для чтения детям о промысле:

Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.

Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.

Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.

13. Методические статьи о Филимоновской игрушке:

Алексеев В.Б. Филимоновская игрушка // Молодой коммунар. 1981.

Бардина Р.А. Художественные изделия из керамики: Филимоновская игрушка // Изделия художественных народных промыслов и сувениры. - М., 1986. – С. 152-153.

Павлова Т.В. Филимоновский промысел: Методическая разработка для студентов. Изд. 2-е, переработанное. - Новомосковск, 2000.

Попова О.С, Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. - 144 с.

 

Технологическая карта урока «Роспись филимоновской игрушки»

Учитель: Белоусова Юлия Анатольевна
Класс:
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока: «Роспись филимоновской игрушки»  

Цель: знакомство с русскими  игрушками;  роспись филимоновской  игрушки по мотивам народных образов.

Задачи: образовательные:

- углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного            искусства

развивающие:

- развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа;

повтор импровизация по мотивам дымковской росписи;

воспитательные:

- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров

 дымковской игрушки;

Оборудование урока:

- для учителя: презентация; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол;

- для учащихся: баночки, акварель,  карандаши, кисти, краски, образцы фигурок.

Ход урока

Этапы урока Цель этапа Действия учителя Действия обучающихся Результат
Организацион-ный момент 3 минуты Готовность к уроку. Проверка рабочего места. Ребята, проверим готовность к уроку. Улыбнемся и пожелаем удачи друг другу на пути к новым знаниям.   Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются к взаимодействию и сотрудничеству. Включение в работу на личностно – значимом уровне
Актуализация знаний   5 минут Беседа о  декоративно прикладном искусстве   Учитель: Посмотрите на выставку и скажите: - О чем будем говорить на уроке? - Правильно, об игрушке. -Какая игрушка вам уже знакома? -Как узнать дымковскую игрушку? - Покажите ее.   - игрушка - Дымковская   ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.  
Формулирование темы и цели урока. Создание мотивации к работе.   Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач Работа по презентации.   Постановка учебных задач - А сегодня мы поговорим про филимоновскую игрушку. (Слайд 1)  (Слайд 2 ). В самом сердце России недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. (Слайд 3) Некогда во владение князя прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины.  Начал лепить из нее горшки. А место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. (Слайд 4)Ловко получалось у Филимона невиданное до сих пор дело – лепить посуду и игрушки. (Слайд 5)А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней филимоновская игрушка. Детишкам и взрослым понравилась, и стал Филимон свистульки для народа делать.   Постановка проблемы - Сегодня на уроке мы распишем филимоновскую игрушку. - Можем ли сразу приступить к росписи игрушек в стиле филимоновских мастеров? - Значит, сначала нам надо изучить декор игрушки.   Для этого предлагаю вам провести небольшое исследование декора игрушки. Класс разделится на три группы. Каждая группа будет исследовать узор игрушки и результаты запишут в таблицу. Чтобы добиться хорошего результата, давайте вспомним правила работы в группах: ( Слайд 6) -каждый должен стараться для всей группы -никто не должен забывать, что он в группе не один. Важно быть внимательным к своим товарищам. -в группе может быть рабочий шум, но в большом шуме плохо думается -важно суметь выслушать другого и его понять, а потом высказаться самому -чтобы каждый смог высказаться, распредели роли.                                   - Нет, мы не знаем какой узор.     Личностные: - развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру;     ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.     РУУД: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - принимать роль в учебном сотрудничестве.
Физкультминутка 2 минуты   «К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх) К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны) Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются) Дети выполняют движения в соответствии с текстом.  
Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования) 20 минут Организация деятельности Роспись дымковских игрушек   Учащиеся под музыкальное сопровождение работают в группах и исследуют: (Слайд 7). -форму игрушки -узор -цветовую палитру. Результаты записывают в таблицу. Главные художники представляют результаты своих исследований. -Ребята, а теперь мы можем приступить к росписи игрушки в стиле филимоновских мастеров?   Составление алгоритма работы. Роспись игрушек.  Чтобы создать хорошее настроение будем работать под русскую народную мелодию.   Знакомятся с информацией, выделяют главное Вывод: филимоновские игрушки имеют вытянутую форму, узор геометрический (полоски), краски яркие.   Да Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования). ПУУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод. - умение определить стилистические особенности росписи; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла.
Подведение итогов 5 минут   Организация выставки работ Просмотр и оценивание работ. Самоанализ. - С чем познакомились на уроке? - Кто доволен своей работой? Игра «Найди филимоновскую игрушку»   Учились расписывать филимоновскую игрушку акварелью     ЛУУД: - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности КУУД; - умение провести рефлексию своих действий на уроке

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.