Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Процесс преподавания. общие принципы + уклон на ИЗО, ДПИ и НП).»



 

ГБПООРА

Адыгейский республиканский колледж

им. У. Х. Тхабисимова

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Процесс преподавания

(общие принципы + уклон на ИЗО, ДПИ и НП).»

 

                           Выполнила студентка 3 курса

 отделения «ДПИ и НП»

Семёновоа Илона

 

Майкоп

2020г.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.

Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.

Обучение – целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.

Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.
Преподавание
—управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Средствами управления в этом случае являются "наводящие задачи", подсказки и пр. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания - от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определённый уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщённость и т.п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.

Каждый акт П. должен вносить определённые изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. При разработке стратегии обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного учебного материала. Для этого следует учитывать особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Важное значение имеет определённая последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это - первая задача П. в структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых и заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:
восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;
осмысливание учебного материала, образование понятий;
закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;
применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Организуя восприятие студентами изучаемого (или подлежащего изучению) материала, преподаватель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и демонстрирует материал в целом, создавая о нем общее представление.

Подготовка к восприятию обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи: что надо познать, для чего, с какой целью, в какой степени овладеть данным материалом.

Организуя восприятие, преподаватель преднамеренно подбирает источники знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.

На первом этапе познания стоит задача формирования представления об изучаемом объекте; на основе общего представления об изучаемом объекте идетпостепенно углубляющееся осмысливание, обесценивающее понимание.

Второй этап — это глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.

С помощью этих операций формируются понятия (например, о философии и теории сестринского дела, о сестринском процессе, его целях и путях реализации, о дезинфекции и стерилизации и т.д.). При осмыслении этих понятий привлекаются знания смежных дисциплин: анатомии, психологии и др.

Усвоенный в процессе восприятия и осмысливания учебный материал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью преподавателем организуется специальная деятельность студентов: повторение, заучивание, тренировка. При этом применяются задания, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют задания поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей студентов.

Последним этапом обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятельности студентов: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом контролирует деятельность студентов и создает условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.

Все этапы процесса обучения находятся в диалектически сложной связи и зависимости и практически неразделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность процесса обучения.

  

Методика преподавания ДПИ, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология» . Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:

• опора на изучаемое ремесло и его каноны;
• связь с теоретическими положениями эстетики;
• формирование понятийного аппарата;
• целенаправленное развитие интересов;
• рациональный выбор учебных изделий.

В процессе изучения методики преподавания ДПИ формируются следующие знания:

• истории возникновения и развития различных направлений декоративно-прикладного искусства;
• основных аспектов разработки теории и методики ДПИ и развития детского творчества;
• психологических основ преподавания ДПИ;
• форм дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства;
• содержания образования, принципов и методов обучения ДПИ;
• современных требований к уроку декоративно-прикладного искусства;
• структуры образовательных программ нового поколения. и умения:
• применять полученные знания в практической деятельности;
• планировать занятия ДПИ согласно современным требованиям;
• анализировать уроки ДПИ;
• разрабатывать наглядные и методические пособия, дидактические задания и игры к занятиям ДПИ;
• разрабатывать образовательные программы.

Занятия декоративно-прикладным искусством (в традиционном варианте) и художественным народным творчеством имеют много общего. Они развивают в учащихся умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, в природе, способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи. Именно поэтому необходимо особое внимание уделить преподаванию этого вида искусства на уроках в школе, а следовательно и обучению специалистов, способных внести свой вклад во внедрение в учебный процесс и дальнейшее развитие этих уроков.

Педагогический процесс строится на следующих основополагающих принципах:

1. Каждый учащийся должен знать и уметь делать то, что знает и умеет делать педагог по изучаемому материалу (теме), чем достигается завершенность в обучении.

2. Учащиеся на занятиях должны уметь излагать изучаемый материал, показывать друг- другу освоенные приемы (передавать полученное: чему научился сам - научить другого), действует принцип непрерывной передачи знаний.

3. Все работают со всеми, и все учатся у всех, то есть реализуется закон жизни коллектива - всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

4. Учащиеся сознательно подходят к усвоению материала. Их интерес и активность педагог постоянно должен поддерживать, используя активные методы обучения .

Положительных результатов в учебно-воспитательном процессе можно добиться лишь тогда, когда педагогический коллектив стремится успевать за временем, за детьми, учиться работать творчески, и опирается как на свой опыт, так и на достижения педагогической науки. 

В программе работы руководитель кружка должен помнить об основных педагогических принципах, применять единые со школой методы и приемы обработки изделий с использованием предназначенных для этого инструментов и приспособлений, а также учебнo-мeтодической литературы и промышленной технологии и т.д.

Занятия должны обеспечивать эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся.

Руководитель должен определить конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением (отдельные детали, вышивка и др.) Эти изделия должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера и т.д. Технология обработки таких изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление, — минимальным, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности.

С первых практических занятий руководитель должен не только устанавливать положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения всеми нового материала.

С первых занятий важно приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия. Помимо качеств важным показателем работы является время, затраченное на изготовление изделия10.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий и др.) также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по созданию конструкций изделий, предусмотренных  программой.

Нужно иметь в виду, что учащиеся приходят на занятия в кружок с большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнении какого-либо изделия для себя. Поэтому необходимо как можно раньше начинать практические занятия, чередуя их с теоретическими, постепенно сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ.

В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

В настоящее время воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный беспредел, царящий в средствах массовой информации, ведет к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей. В создавшейся ситуации чрезвычайно важно оживить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.

 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, стремление к изобретениям и экспериментам. В педагогической практике существуют различные подходы к обучению. И в настоящее время нет единой точки зрения по вопросу классификации методов обучения. Связано это с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки. Но наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя и методы работы учащихся. В основе главных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них невозможны самостоятельная творческая работа школьников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.