Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подробнее см. комментарий к ст. 19.) 25 страница



Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности может заключаться, в частности, в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.).

В случае если указанные в ч. 1 ст. 261 УК РФ деяния причинили крупный ущерб (превышающий 50 тыс. руб.), они наказываются штрафом в размере от 150 до 250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ч. 2).

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от 250 до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. В случае причинения данными деяниями крупного ущерба они наказываются штрафом в размере от 350 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

В п. 12 Постановления Пленума определено, что при рассмотрении уголовных дел, связанных с уничтожением или повреждением лесов, судам необходимо иметь в виду, что предметом данных преступных посягательств являются:

- леса, входящие в лесной фонд (ст. 7 ЛК РФ);

- леса, не входящие в лесной фонд, т.е. расположенные на землях обороны и землях городских и сельских поселений (ст. 10 ЛК РФ);

- древесно-кустарниковая растительность (включая насаждения, выполняющие защитные и другие экологические функции), которая не входит в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, произрастающая на землях транспорта (полосы отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях водного фонда (полосы отвода каналов), на землях иных категорий (ст. 11 ЛК РФ).

Не относятся к предмету преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, деревья и кустарники, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, а также в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, являющихся продукцией товарного производства или имуществом. Уничтожение или повреждение такой древесно-кустарниковой растительности является общественно опасным деянием против собственности и при наличии признаков состава преступления квалифицируется по ст. ст. 167 или 168 УК РФ.

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 261 УК РФ за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, наступает в случае неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, т.е. несоблюдения мер предосторожности от возникновения лесного пожара (оставление непотушенным костра, использование на территории леса машин и оборудования без искрогасителя, оставление без присмотра в лесу легковоспламеняющихся веществ и т.п.).

Преступления, ответственность за которые предусмотрена в ст. 261, а также ст. 260 УК РФ, относятся к одним из наиболее распространенных. Большую сложность на практике вызывает выявление и пресечение данных нарушений. Однако во всех регионах России ведется соответствующая работа на разных уровнях власти. Исполнение лесного законодательства находится на постоянном контроле органов прокуратур субъектов РФ, которые осуществляют надзорные функции в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти. В пожароопасный период ведется постоянный мониторинг ситуации с лесными пожарами, дается оценка мерам, принимаемым органами местного самоуправления и контролирующими органами по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, защите граждан от чрезвычайных ситуаций <1>. В немалой степени улучшению ситуации в данной сфере способствовали изменения, внесенные Федеральным законом N 442-ФЗ, упорядочившие предупредительные и восстановительные мероприятия по тушению лесных пожаров, придавшие им нормативный характер <2>.

--------------------------------

<1> См.: Материалы совещания по проблемам реализации полномочий в области лесных отношений (г. Санкт-Петербург, 22 марта 2011 г.). См. также: Куницына Е.А. Лесное законодательство: практика надзора // Законность. 2001. N 5. С. 34 - 37.

<2> См.: Выступления участников расширенного заседания Рабочей группы по лесному хозяйству и лесопользованию Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ в рамках VII-го Байкальского международного экономического форума (г. Иркутск, 13 сентября 2011 г.).

 

3. Помимо карательных санкций (уголовно-правовых и административно-правовых), предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, норма ч. 2 устанавливает также правовосстановительные санкции, обязывающие возместить ущерб, причиненный неправомерными действиями.

Так, помимо санкций в виде штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д., предусмотренных соответствующими частями статей об ответственности, т.е. собственно наказания за неправомерные действия, нарушитель должен понести расходы, связанные с возмещением причиненного им ущерба. Общее правило подчеркнуто в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" со ссылкой на ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды". За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Гражданско-правовая ответственность за лесные правонарушения предусматривается ст. 100 ЛК РФ и применяется в соответствии с правилами Гражданского кодекса РФ.

В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" используется прямая ссылка на нормы ГК РФ, которые применяются при возмещении вреда, причиненного пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица (ст. 1064 ГК РФ). При этом предписывается исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).

 

Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

 

Комментарий к статье 100

 

1. В комментируемой статье закрепляется порядок, а также таксы и методики возмещения вреда за нарушение лесного законодательства.

В соответствии с правилами гражданского законодательства вред включает в себя реальный ущерб и упущенную выгоду. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. В ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена общая обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой является и лес.

2. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается добровольный и судебный порядок возмещения причиненного вреда. При отсутствии добровольного возмещения вреда его взыскивают в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В случае возмещения вреда в судебном порядке с виновного лица также взыскиваются судебные расходы и государственная пошлина.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 по делу N А29-8492/2008 суд, установив, что общество провело восстановительные работы по технической рекультивации нарушенных земель (данный факт зафиксирован в акте комиссии, следов нефтезагрязнений на обследованной территории визуально не обнаружено), лесной участок, где произошел разлив нефтесодержащей жидкости, передан в аренду виновнику аварии для проведения ремонтно-восстановительных работ, общество согласовало проект биологической рекультивации нарушенных земель и его правопреемник выполнил необходимые мероприятия, пришел к выводу, что ущерб, причиненный окружающей среде разливом нефтесодержащей жидкости, ответчик возместил в добровольном порядке, в связи с чем правовые основания для удовлетворения искового требования комитета лесов о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству вследствие разлива нефтесодержащей жидкости, отсутствуют.

В связи со спецификой экологических правоотношений, в т.ч. со сложностью расчетов размера ущерба во многих случаях, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями, часто становится предметом судебного разбирательства.

Так, например, рассматривая иск департамента лесного хозяйства к обществу о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в связи с нефтеразливом и порчей почвы лесного фонда, арбитражный суд, исходя из содержания акта о лесонарушении, составленного с участием представителя общества, установил, что разлив нефти произошел на территории участкового лесничества, отнесенного к категории эксплуатационных лесов, и, поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, а согласно ч. 2 ст. 99 ЛК РФ лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2011 по делу N А75-3489/2010).

Арбитражный суд удовлетворил иск министерства лесного комплекса к обществу о возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласившись с мнением нижестоящего суда о том, что из представленных доказательств (протоколы о лесонарушении, чертежи участка незаконной рубки, ведомости перечета деревьев по пням, ведомости материально-денежной оценки) установлено, что количество фактически вырубленной древесины превышает количество подлежащей заготовке древесины, указанное обществом в поданной им лесной декларации; представленный министерством расчет причиненного лесному фонду ущерба ответчиком не оспорен; лесная декларация, поданная ответчиком, соответствует требованиям к ее содержанию; объем незаконно вырубленной древесины подтверждается ведомостями сплошного перечета вырубленных деревьев и материально-денежной оценки, составленными к протоколам непосредственно на месте совершения лесонарушения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А26-11784/2009).

В Постановлении ФАС Уральского округа от 15.03.2010 N Ф09-1419/10-С4 по делу N А60-27726/2009-С9 суд, установив, что акт освидетельствования мест рубок составлен истцом в одностороннем порядке без участия представителя ответчика, при этом надлежащих доказательств, подтверждающих уведомление общества о дне освидетельствования, в материалах дела не имеется, представленное учреждением извещение не принято судом в качестве такого доказательства, поскольку в нем отсутствует дата его оформления и дата вручения лесопользователю, руководствуясь ст. 100 ЛК РФ, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований учреждения о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям, поскольку пришел к выводу о том, что совокупность представленных истцом доказательств не позволяет установить наличие всех элементов состава гражданско-правового нарушения, необходимых и достаточных для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда.

Арбитражный суд удовлетворил иск о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду, поскольку использование обществом спорного участка государственного лесного фонда самовольно, без соответствующего оформления прав на него, является основанием для возложения на него обязанности возместить вред, причиненный лесам таким использованием (Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8183/10-С6).

В зависимости от основания наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред можно выделить два ее вида - договорную и внедоговорную (деликтную), т.е. наступающую в связи с причинением вреда <1>. Договорная ответственность наступает для природопользователей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров о природопользовании, лицензии, лесного билета и т.д. Субъектом внедоговорной ответственности является любое лицо, причинившее вред окружающей природной среде или ее компонентам. Общие основания такой ответственности предусмотрены в ст. 1064 ГК РФ.

--------------------------------

<1> См.: Романов В.И. Соотношение гражданского и природоресурсного законодательства по искам о возмещении вреда, причиненного природным объектам // Российская юстиция. 2011. N 2.

 

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А26-8076/2009 Арбитражный суд, руководствуясь ст. 100 ЛК РФ, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. п. 1.4, 5.1.3 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1, отказал в удовлетворении исковых требований Министерства лесного комплекса республики о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду незаконной вырубкой, поскольку пришел к выводу, что возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками, возможно при наличии состава деликтного правонарушения, включающего наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, вину причинителя вреда. Учитывая, что истец не представил доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола, суд посчитал протокол недопустимым доказательством и признал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Возмещение причиненного лесным правонарушением вреда осуществляется двумя способами: путем взыскания установленной законом неустойки (например, за нарушение требований заготовки древесины) и взыскания таксовой стоимости причиненного ущерба (срубленных деревьев, отстрелянных животных и т.д.).

В рассматриваемых отношениях действует общее правило, согласно которому в случае противоречий между законом, устанавливающим общие правила имущественных отношений (Гражданский кодекс РФ), и законом, устанавливающим специальные правила (Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и т.д.) применительно к конкретным природоресурсным отношениям, применяются положения специального закона, а к имущественным отношениям - требования Гражданского кодекса РФ, если в Лесном, Земельном кодексах и других специальных законах не установлено иное.

3. Указанные в ч. 2 комментируемой статьи таксы (размеры) и методики расчета причиненного ущерба определяются специальным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства".

В Постановлении устанавливаются таксы расчета причиненного вреда в соответствии со ст. 100 ЛК РФ и статьей 260 УК РФ.

В приложениях к Постановлению Правительства РФ определяются:

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение N 1);

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2);

- методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3);

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4).

Ущерб определяется исходя из разновидности пород деревьев, кустарников, лиан от 5-ти до 50-кратной их стоимости. Учитывается также степень повреждения, определяемая как препятствующая дальнейшему росту и не препятствующая ему. Таксы установлены непосредственно для каждого субъекта РФ.

При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

Если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

- в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

- в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);

- в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;

- в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов РФ.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре - январе.

Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.

 

Глава 14. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,

ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

 

Статья 101. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

 

Комментарий к статье 101

 

1. Комментируемая статья устанавливает судебный порядок разрешения споров в области использования, охраны и защиты лесов, в отличие от порядка, действовавшего до 2006 года, которым в случаях, установленных законом, допускался административный (внесудебный) порядок разрешения споров.

Виды использования лесов установлены ст. 25 ЛК РФ. Можно выделить следующие категории отношений, споры по поводу которых регулируются ст. 101 ЛК РФ:

- по поводу заготовки древесины;

- по поводу заготовки живицы;

- по поводу заготовки второстепенных лесных ресурсов;

- по поводу побочного лесопользования;

- по поводу пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- по поводу пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

- по поводу пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;

- по вопросам управления использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;

- по поводу возникновения и прекращения права лесопользования;

- по поводу организации лесного хозяйства;

- по поводу воспроизводства лесов и лесоразведения, повышения продуктивности лесов;

- по поводу охраны и защиты лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов.

2. Комментируемая норма не распространяется на споры, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, так как, согласно ст. ст. 3, 9 ЛК РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским и земельным законодательством, а также законодательством о концессионных соглашениях. Таким образом, споры по поводу аренды, безвозмездного пользования участками лесного фонда, концессии, краткосрочного пользования, бездоговорного (свободного) пользования участками лесного фонда не относятся к спорам, подпадающим под действие ст. 101 Кодекса, но разрешаются также в судебном порядке согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 11 ГК РФ. В этом случае по соглашению сторон спор может быть передан на разрешение третейского суда.

Кроме того, споры, связанные с лесными отношениями, но не подпадающие под действия ст. 101 ЛК РФ, могут возникать в результате защиты гражданами своих прав в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которому каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия для их осуществления либо незаконно возложена какая-либо обязанность.

3. Споры, возникающие из отношений по использованию, охране и защите лесов, в зависимости от субъектного состава и содержания могут быть подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам исходя из гражданского процессуального законодательства и арбитражного процессуального законодательства, в частности ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 27 - 33 АПК РФ. Территориальная подсудность указанных выше споров определяется соответственно ст. ст. 23 - 33 ГПК РФ и 34 - 39 АПК РФ, как правило, по месту нахождения ответчика или органа, действия и решения которого обжалуются. В то же время споры, связанные с определением правового режима пользования лесными участками, подсудны суду по месту нахождения лесного участка в силу ст. 30 ГПК РФ и ст. 38 АПК РФ.

Арбитражными судами, например, рассматриваются дела о взыскании ущерба от незаконной вырубки лесов, о привлечении юридических лиц к административной ответственности за нарушения правил заготовки древесины, правил отпуска древесины на корню, правил санитарной безопасности в лесах и другие нарушения лесного законодательства, о нарушении границ пользования лесным участком.

Судами общей юрисдикции, например, рассматриваются споры о привлечении физических лиц к административной ответственности за нарушения правил заготовки древесины и правил санитарной безопасности в лесах и другие нарушения лесного законодательства. Верховный Суд РФ, в соответствии со ст. 27 ГПК РФ, вправе рассматривать дела о признании недействительными нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, регулирующих отношения в области использования, охраны и защиты лесов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды города федерального значения, суды автономной области и суды автономного округа в соответствии со ст. 26 ГПК РФ могут рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Рассмотрение дел о признании недействительными нормативных правовых актов, регулирующих отношения по использованию, охране и защите лесов, не входит в компетенцию ВАС РФ в силу ограничения, установленного ч. 1 ст. 29 АПК РФ, согласно которому в Высшем Арбитражном Суде РФ могут быть обжалованы только нормативные правовые акты, регулирующие отношения в определенных сферах.

Судебные споры, вытекающие из имущественных отношений, рассматриваются по правилам искового производства. При обжаловании ненормативных актов органов государственной власти, уполномоченных на управление лесным фондом или его охрану, споры подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, вытекающих из административных правоотношений.

 

Глава 15. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСА И ОСОБО ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСОВ

 

Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

 

Комментарий к статье 102

 

1. Лесной кодекс РФ 2006 года классифицирует леса по принципу их целевого использования, подразделяя их на защитные, эксплуатационные и резервные (см. ст. 10 ЛК РФ). Поскольку одним из важнейших принципов лесного законодательства в соответствии с п. 2 ст. 1 ЛК РФ является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, то это вызывает необходимость выделять в лесном фонде защитные леса и особо защитные участки лесов с дополнительными ограничениями лесопользования.

В ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года устанавливалась иная классификация лесов. Леса распределялись по трем группам в зависимости от их экономического, экологического, социального значения, местоположения и выполняемых функций.

В первую группу входили леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы делились на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требовалось ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относились леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. В свою очередь, такие леса подразделялись на два вида: освоенные и резервные.

В лесах всех трех групп могли выделяться особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.

В ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы с принятием нового Лесного кодекса 2006 года признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, указанными в комментируемой статье.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.