Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подробнее см. комментарий к ст. 19.) 12 страница



10. Порядок приема заявок и определения участников аукциона установлен ч. ч. 15, 16 комментируемой статьи, разд. III Методических указаний.

Так, для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям Методических указаний и ЛК РФ. При подаче заявки заявитель или уполномоченный представитель заявителя предъявляет документ, удостоверяющий личность.

В судебной практике возник вопрос о том, вправе ли организация подать заявку на участие в указанном аукционе не лично с представителем, а по почте.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 24.01.2011 N КА-А40/14826-10 пришел к выводу, что в соответствии со ст. 79 ЛК РФ заявки на участие в аукционе представляются заявителями, т.е. подаются только лично, на приеме, так как извещение должно содержать сведения о месте подачи заявок. Возможность подачи заявки по почте, факсимильной связью или иным образом законом прямо не предусмотрена в связи с отсутствием упоминания об определении адреса о направлении заявок по почте. Однако данное требование императивно не установлено. Кроме того, как указал суд, из содержания спорной аукционной документации не усматривается запрета для заявителей на возможность подачи заявок посредством почтовой связи.

Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме.

Однако из арбитражной практики можно сделать вывод, что факт поступления задатка на счет, указанный организатором аукциона, свидетельствует о выполнении организацией условий, предусмотренных ЛК РФ, при этом непредставление участником аукциона выписки по банковскому счету не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 23.04.2010 по делу N А55-16781/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 N 17АП-5230/2010-АК по делу N А50-42619/2009).

Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

Если на аукционе проводятся торги по нескольким лотам (аукционным единицам), заявитель вправе подать только одну заявку на один и тот же лот, при этом заявитель вправе подать несколько заявок на разные лоты. На каждый лот заявитель оформляет отдельную заявку с приложением всех необходимых документов к каждой заявке. Если заявитель претендует на участие в аукционе по более чем одному лоту аукциона, допускается предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в копиях по каждому из последующих лотов. В указанных случаях копии соответствующих документов заверяются нотариально.

Отзыв заявки осуществляется путем представления организатору аукциона письменного заявления об отзыве заявки в свободной форме, подписанного заявителем или уполномоченным им лицом.

Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем 14 дней, а заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем 5 дней.

Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, другой - у заявителя. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором аукциона в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре описи документов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.

Заявка, поступившая по истечении срока ее приема вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления заявителю или его уполномоченному представителю под расписку.

Важно отметить, что при рассмотрении заявок учитываются ограничения на предоставление лесных участков отдельным категориям лиц, установленные законодательством РФ. Так, например, в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 15) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками".

 

Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе.

Протокол приема заявок подписывается организатором в течение одного дня после даты окончания срока подачи заявок. С этого момента заявитель становится участником аукциона. Важно отметить, что заявители, допущенные к участию в аукционе, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе.

 

Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

 

Комментарий к статье 80

 

1. В комментируемой статье закреплен порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанный порядок более детально урегулирован в разд. IV Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания).

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона". При этом, если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Если же после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников не предложил более высокую цену предмета аукциона, то в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи организатор аукциона объявляет победителя аукциона.

3. В целях большей прозрачности проводимых процедур в комментируемой статье закреплено право любого лица, присутствующего при проведении аукциона, осуществлять аудио- и видеозапись аукциона, а в отношении организатора аукциона установлена обязанность по осуществлению аудиозаписи аукциона, что способствует прозрачности процедуры проведения аукциона.

Кроме того, прозрачности всей процедуры проведения аукциона, в том числе по его завершении, способствует норма ч. 9 комментируемой статьи, предусматривающая требование об опубликовании информации о результатах аукциона организатором в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в том же периодическом печатном издании, в котором ранее было опубликовано извещение о проведении аукциона, и в тот же срок разместить такую информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Аукцион проводится в указанном в извещении о проведении аукциона месте, в соответствующие день и час. При проведении аукциона в месте его проведения присутствует только один уполномоченный представитель от каждого участника.

Процедура проведения аукциона в соответствии с Методическими указаниями проводится в следующем порядке:

а) аукцион ведет аукционист, назначаемый из числа членов аукционной комиссии;

б) аукцион начинается с объявления председателем аукционной комиссии об открытии аукциона;

в) аукционист оглашает последовательность проведения аукциона по включенным в него лотам (аукционным единицам);

г) по каждой аукционной единице аукционист оглашает наименование, основные характеристики и начальную цену предмета аукциона, а также "шаг аукциона";

д) аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины); "шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем 5% от начальной цены предмета аукциона;

е) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона;

ж) после объявления аукционистом начальной цены предмета аукциона по аукционной единице участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек участника. После заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена называется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;

з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену три раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается;

и) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже аукционной единицы, называет продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними.

5. Результаты аукциона согласно ч. 3 комментируемой статьи, в том числе итоговая цена, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в двух экземплярах в день проведения аукциона. Протокол подписывается организатором аукциона в лице председателя аукционной комиссии и победителем аукциона и в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона передается организатором аукциона победителю аукциона в одном экземпляре. Важно отметить, что указанный протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора аренды или договора купли-продажи, который должен быть заключен в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аукциона, на что указывает норма ч. 6 комментируемой статьи.

Следует отметить, что в случае признания аукциона несостоявшимся организатор аукциона в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый организатором аукциона и председателем аукционной комиссии.

6. Часть 7 комментируемой статьи содержит закрытый перечень оснований для признания аукциона несостоявшимся. Среди них:

1) участие в аукционе менее чем двух участников;

2) ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона.

Однако наличие одного участника в аукционе не означает невозможность заключения таким лицом договора, предмет которого выставлялся на аукцион. Так, ч. 8 комментируемой статьи предусматривает процедуру, согласно которой в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем лишь одного участника, такой участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).

7. Важно отметить, что в случае уклонения одной из сторон от заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо договоров купли-продажи лесных насаждений, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения на основании ст. 448 ГК РФ. Следует напомнить, что согласно нормам ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

Глава 9. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

 

Комментарий к статье 81

 

1. Безусловно, лесной сектор играет немаловажную роль в экономике РФ и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов РФ, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. Именно поэтому рациональная организация управления в сфере лесных отношений является одной из приоритетных и стратегически важной задачей государства.

Одной из мер повышения эффективности государственного управления лесами является разграничение полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области лесных отношений.

Согласно Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, должны проводить скоординированную политику в области лесных отношений. Одной из целей развития лесного хозяйства также является создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, т.е. соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесов, современное и качественное воспроизводство лесов, их сохранение. Для этого необходимо осуществить ряд мер, в частности, организовать качественное и эффективное управление в области лесных отношений.

2. Согласно п. 1 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений относится установление возрастов рубок лесов. Согласно ст. 16 комментируемого Кодекса рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Закрепленное полномочие является императивным и означает, что только органы государственной власти РФ устанавливают возраст рубок лесов, т.е. возраст, начиная с которого можно рубить лес. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, к полномочиям данного Агентства относится установление возраста рубок лесов. Таким образом, именно Рослесхоз является федеральным органом государственной власти, устанавливающим возраст рубок лесов. И именно Рослесхоз устанавливает, с какого именно возраста можно рубить лес, и утверждает расчетные лесосеки.

3. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет, что установление перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Только они, а не органы субъектов РФ или органы местного самоуправления имеют право устанавливать такой перечень. Перечень видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержден Приказом Минсельхоза России от 02.08.2010 N 271. В данном Перечне перечислены 52 вида деревьев и 6 видов пород деревьев, заготовка которых на территории РФ запрещена. Стоит отметить, что в настоящее время полномочие по принятию такого документа передано Федеральному агентству лесного хозяйства (см. п. 5.3.30 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).

4. Согласно п. 3 ст. 81 ЛК РФ форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи утверждается федеральным органом исполнительной власти. Ранее данное полномочие закреплялось за Министерством сельского хозяйства РФ, теперь же оно отнесено к компетенции Рослесхоза (см. п. 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).

Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (лесопользователи), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган) не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

Согласно Приказу Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529 "О Лесной декларации" (как ранее уже говорилось, функции Министерства сельского хозяйства переданы Рослесхозу) в лесной декларации должны содержаться: полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса; дата и номер договора; декларируемый период; наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения. Декларация должна быть представлена не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

5. Пункт 4 ст. 81 ЛК РФ закрепляет полномочия федеральных органов власти по установлению правил заготовки древесины. Федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим правила заготовки древесины, ранее являлось Министерство сельского хозяйства РФ, сейчас эти полномочия переданы Федеральному агентству лесного хозяйства. На сегодняшний день Приказом Минприроды России от 28.10.2011 N 867 признаны утратившими силу Правила заготовки древесины, утвержденные Минприроды России от 16.07.2007 N 184. Данные Правила устанавливали права и обязанности лиц, осуществляющих заготовку древесины, основания, при которых заготовка древесины запрещена, характеристики древесины, для которой рубка запрещена, и характеристики древесины, для которой допускается рубка. При этом новые правила заготовки древесины пока не готовы. Таким образом, лесной сектор на какое-то время останется вообще без правил заготовки древесины.

Как отмечают специалисты, это может привести к беззаконию на территории рубок и делянок, поскольку правила заготовки древесины представляют собой важнейший нормативный правовой акт лесного хозяйства. Как свидетельствует судебная практика, на территории России прежние Правила заготовки древесины часто не соблюдались лесопользователями.

В качестве примера можно привести решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2010 по делу N А60-49904/2009-С9. Данным решением был удовлетворен иск о взыскании неустойки, начисленной за нарушение лесохозяйственных требований при заготовке древесины, поскольку факты лесонарушений (незаконная рубка, повреждение до степени роста деревьев хвойных и лиственных пород, уничтожение, повреждение молодняка естественного происхождения и подроста, повреждения, не влекущие прекращение роста деревьев хвойных и лиственных пород) подтверждены материалами дела. Также данным решением произведен расчет неустойки в соответствии с утвержденными таксами.

6. Пункт 5 ст. 81 комментируемого Кодекса закрепляет полномочия федеральных органов власти по установлению правил заготовки живицы. Федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим правила заготовки живицы, является Рослесхоз (согласно п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).

Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Живица - это сиропообразное смолистое вещество цвета светлого янтаря, выделяющееся при поранении хвойных деревьев - ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2010.

<1> См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997. С. 271.

 

На сегодняшний день действуют еще старые Правила заготовки живицы, утвержденные Приказом Минприроды России от 21.06.2007 N 156. Согласно данным Правилам заготовка живицы осуществляется гражданами и юридическими лицами в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов на основании договора аренды лесного участка. Проведение подсочки лесных насаждений включает выполнение следующих видов работ: подготовительные, основные производственные и заключительные, требования к которым установлены данными Правилами. Также особо оговорен порядок хранения живицы, правила отвода лесных насаждений в подсочку, состав лесных насаждений, которые могут включаться в подсочку, особенности производства подсочных работ.

7. В соответствии со ст. 11 комментируемого Кодекса "граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов". Таким образом, каждый гражданин РФ имеет право свободно использовать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд. Но по-другому ситуация обстоит, если граждане или юридические лица заготавливают лесные пищевые ресурсы и лекарственные растения на продажу.

В соответствии с Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и Правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.04.2007 N 83, заготовка пищевых лесных ресурсов и недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса, которая может осуществляться гражданами и юридическими лицами только на основании договоров аренды лесного участка (за исключением сбора этих видов ресурсов для собственных нужд граждан).

К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Граждане и юридические лица могут осуществлять заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесного участка.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами и юридическими лицами осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка. При этом невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Лица, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов, должны представлять документы, подтверждающие законность получения пищевых лесных ресурсов (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2010 по делу N А56-62490/2009).

Таким образом, сбор грибов или ягод жителями лесных деревень и поселков на продажу (важный, а во многих случаях - практически единственный источник доходов значительной части жителей этих населенных пунктов) становится незаконным, а собирающие грибы и ягоды на продажу граждане автоматически становятся нарушителями лесного законодательства. То же относится и к тем, кто занимается традиционными народными ремеслами с использованием недревесных продуктов леса. При этом заключение договора аренды для этих целей часто невозможно в силу разных причин (в том числе по причине многочисленности пользователей).

8. Пункт 7 ст. 81 ЛК РФ относит к компетенции Российской Федерации утверждение правил заготовки и сбора недревесных пищевых ресурсов. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов утверждены Приказом Минприроды России от 10.04.2007 N 84. Согласно данным Правилам заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса, которая должна осуществляться на основании договоров аренды лесных участков на основании регламента лесничества или лесопарка.

9. Пункт 8 ст. 81 закрепляет, что установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 10.04.2007 N 85 утверждены Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (на данный момент полномочия Минприроды России по этому вопросу переданы Рослесхозу). Данные Правила закрепляют, что использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений осуществляется гражданами и физическими лицами только на основании договора аренды лесных участков. Также данными Правилами установлены требования к использованию лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, права и обязанности лиц, использующих леса для выращивания вышеуказанных растений. Так, запрещается использовать для выращивания растений лесные участки, на которых встречаются виды растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов РФ. Также запрещается использование для выращивания растений защитных лесов и особо защитных участков.

Так, например, суды отказывают в удовлетворении требований заявителя о предоставлении земельного участка в том случае, если истребуемый лесной участок находится в зоне защитных лесов (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 N 15АП-7243/2010 по делу N А01-391/2010).

10. Согласно п. 8.1 ст. 81 ЛК РФ теперь на федеральном уровне планируется устанавливать правила выращивания лесных растений. Так, Федеральным агентством лесного хозяйства вначале был разработан проект Приказа, регулирующий отношения в этой области, и размещен на официальной страничке Рослесхоза для независимой экспертизы и ознакомления. На сегодняшний день уже разработаны Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (см. Приказ Рослесхоза от 19.07.2011 N 308). Данным нормативным правовым актом устанавливаются нормы, регулирующие вопросы прав собственности на саженцы (сеянцы), устанавливаются права и обязанности лиц, выращивающих лесные растения, а также требования к использованию лесов для выращивания посадочного материала и требования к самому посадочному материалу.

11. Согласно п. 9 ст. 81 ЛК РФ установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности относится к полномочиям Российской Федерации. Уполномоченным органом по принятию правил использования лесов для научной и образовательной деятельности на сегодняшний день является Федеральное агентство лесного хозяйства. Но по-прежнему продолжает действовать Приказ МПР России от 28.05.2007 N 137, которым утверждены Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности. Согласно данным Правилам использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, проведения рубок лесных насаждений, работ по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков. Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов. При использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности допускается:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.