Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План занятия №21. Тема: Законодательство об охране окружающей среды



План занятия №21

Дисциплина:«Охрана труда»

Тема занятия: «Экологическая безопасность автотранспортных средств»

Цель занятия:изучить требования  по экологической безопасности автотранспортных средств

Планируемые результаты:

- образовательные:сформировать знания по экологической безопасности автотранспортных средств

- развивающие:развивать интерес к обеспечению экологической безопасности- - воспитательные: формировать правильное отношение к природе, способствовать к экологическому воспитанию

Вид занятия:лекция

План занятия:

1.Законодательство об охране окружающей среды.

2.Экологическая безопасность автотранспортных средств.

3.Способы уменьшения загрязнения окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов автомобилей.

4.Методы контроля и нормы допустимой токсичности отработавших. 5.Техника безопасности при диагностировании двигателя.

Оснащение: доска, презентация

Литература:М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 206-215

Д.1Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте-.М:ИД ФОРУМ-ИНФА-М,2009 стр 144-153

Преподаватель:Штука Ю.Л.

 

 

Тема: Законодательство об охране окружающей среды

1.Законодательство об охране окружающей среды.

2.Экологическая безопасность автотранспортных средств.

3.Способы уменьшения загрязнения окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов автомобилей.

4.Методы контроля и нормы допустимой токсичности отработавших газов.

5.Техника безопасности при диагностировании двигателя.

Вопрос 1

Охрана окружающей среды — это система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользова­ние, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей.

Автомобильный транспорт относится к основным источни­кам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объемов вредных выбросов.

В среднем при пробеге 15 тыс. км автомобиль сжигает 1.5—2 т топлива и 25—30 т кислорода.

По воздействию на организм человека компоненты отрабо­тавших газов двигателя внутреннего сгорания делятся на:

• токсичные;

• канцерогенные;

• раздражающего действия.

К токсичным относятся оксид углерода, оксиды азота, окси­ды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения; к канцерогенным — бенз(а)пирен; к компонентам раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды.

Наибольший вред оказывают резервуары, заполненные по объему около 60 % и менее, так как внутри них образуются взрывоопасные концентрации паров бензина с воздухом.

Действующие в настоящее время методологии предусматри­вают проведение инвентаризации выбросов для автотранспорт­ ных предприятий от передвижных и стационарных источников. К передвижным источникам относятся автомобили, передвигаю­щиеся и хранящиеся на территории предприятия, к стационар­ным источникам — помещения и производственные площади, предназначенные для технического обслуживания и ремонта ав­томобилей, их узлов и агрегатов, а также вспомогательные цеха и участки.

К организованным источникам относятся специальные уст­ройства, предназначенные для отвода загрязненного воздуха из рабочей зоны в атмосферу, — вытяжные трубы, воздуховоды, га­зоходы и т. п. Организованные источники позволяют использо­вать для очистки воздуха специальные фильтры и другие устрой­ства.

Неорганизованные источники не оборудованы газоотводя­щими и газоочистными устройствами, и загрязняющие вещества от таких источников поступают непосредственно в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ включает в себя следующие работы:

• обследование и краткое описание технологических про­цессов, выполняемых на предприятии;

• определение перечня выбрасываемых загрязняющих ве­ществ и источников их выделения;

• определение наличия и составление перечня очистных устройств и вентиляционных систем с их техническими характеристиками, получаемыми из паспортов и актов ис­пытаний;

• определение валовых и максимальных выбросов загряз­няющих веществ;

• определение количества загрязняющих веществ, улавли­ваемых очистными установками.

В зависимости от состава и характера выполняемых работ на различных производственных участках выбрасываются различ­ные по составу загрязняющие вещества.

Ниже приведены наиболее типичные для автотранспортных предприятий работы, зоны, цеха и участки, в том числе:

• стоянка автомобилей;

• зона технического обслуживания и ремонта;

• мойка автомобилей;

• участок покраски автомобилей;

• участок сварки и резки металлов;

• шиноремонтный участок;

• механический участок;

• участок обкатки и испытания двигателей;

• участок ремонта и регулировки топливной аппаратуры;

• участок контроля токсичности отработавших газов автомо­билей;

• мойка деталей, узлов и агрегатов.

Количественными показателями допустимого воздействия вредных веществ на окружающую среду являются такие, как предельно допустимые концентрации (ПДК); предельно допус­тимые дозы (ПДД) и предельно допустимые уровни (ПДУ). По­скольку влияние вещества зависит от времени воздействия, ис­пользуются различные ПДК, например максимально разовые ПДК (ПДКмр), когда действие вещества происходит в течение 20 мин, среднесуточные ПДК (ПДКсс), ПДК рабочей зоны (ПДКрз) и др.

Величины ПДК утверждаются Минздравом, и их учет обяза­телен в производственной деятельности.

На основании величин ПДК рассчитывают предельно допус­тимые количества загрязняющих веществ, выделяемых конкрет­ными источниками в окружающую среду. Для атмосферы — это предельно допустимые выбросы (ПДВ), для водоемов — пре­дельно допустимые стоки (ПДС). Нормы ПДВ и ПДС ограничи­вают выбросы до такого уровня, чтобы на данной территории с учетом всех источников выбросов какого-либо загрязняющего вещества их значения не превышали бы допустимые.

ПДВ и ПДС являются экологическими нормативами для ка­ждого источника выбросов. Превышение их значений является основанием для применения к предприятиям экономических и административных санкций (штрафов, закрытия предприятий).

Вопрос 2

Состав отработавших газов двигателей автомобилей дает представление о полноте сгорания топлива и коэффициенте из­бытка воздуха. По составу отработавших газов можно судить о техническом состоянии цилиндропоршневой группы двигателя, системы питания и зажигания. Состав отработавших газов —

один из параметров, определяющих пригодность эксплуатации автомобилей; при повышенном содержании оксида углерода (СО) эксплуатация автомобилей запрещена Правилами дорож­ного движения. Отработавшие газы автомобилей состоят из мно­гих химических компонентов: азота, двуоксида и оксида углеро­да, паров воды и других элементов. Самым ядовитым компонен­том является оксид углерода, содержание которого доходит у неисправных карбюраторных двигателей до 10 %. Оксид углеро­да — результат неполного сгорания топлива и показатель техни­ческого состояния двигателя в целом, поэтому при диагностиро­вании двигателей в первую очередь определяется содержание СО в отработавших газах.

Наибольший выброс оксида углерода происходит при работе двигателя на режимах холостого хода и при разгоне автомобиля. На режимах холостого хода на содержание оксида углерода су­щественное влияние оказывает регулировка смеси с помощью винта качества.

https://www.youtube.com/watch?v=KwiWzpUP8bA

Вопрос 3

Уменьшение количества и изменение качественного состава вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду с отра­ботавшими газами, достигается целым комплексом мероприя­тий. Среди них следует отметить ряд конструктивных разрабо­ток — специальные конструкции камер сгорания для работы на бедных смесях, в том числе с различными типами форкамер, ре­циркуляция отработавших газов, т. е. подача их части на вход в двигатель, системы регулирования фаз газораспределения, уменьшающие перекрытие клапанов на пониженных режимах, и т. д. Однако даже при использовании в конструкции двигате­лей всех самых передовых решений удовлетворить нормам ток­сичности, установленным, например, в США, Японии и странах Европы, не удается. Вследствие этого современные автомобили с бензиновыми двигателями снабжаются каталитическими нейтра­лизаторами.

Нейтрализатор состоит из носителя, заключенного в корпус. Носитель представляет собой керамический материал (сотовой конструкции или в виде шариков), покрытый тонким слоем ка­тализатора из благородных металлов, например платины, палла­дия, родия. При температуре поверхности катализатора свыше 250—300 °С содержащиеся в отработавших газах окислы углерода СО эффективно окисляются, а их концентрация в выхлопных газах снижается во много раз.Окисление углеводородов СН происходит при более высокой температуре (400 °С). Окислени СО и СН происходит в присутствии свободного кислорода воз­духа, неебольшое количество которого образуется в результате сгорания:

 

 

Такие реакции могут происходить в широком диапазоне из­менения состава смеси — необходимо только, чтобы отработав­шие газы имели коэффициент а более 1,0, что достигается рабо­той двигателя на обедненной смеси или подачей в систему вы­пуска дополнительного воздуха.

Подобные нейтрализаторы получили широкое распростране­ние на автомобилях с начала 80-х годов, в том числе с карбюра­торной системой подачи топлива. Однако последовательное уже­сточение норм токсичности потребовало создания нейтрализато­ров, снижающих не только концентрацию.

Именно ужесточением норм токсичности (а не требования­ми экономичности или мощности) объясняется повсеместное внедрение на автомобилях сложных электронных систем топли- воподачи. Сложность этих систем со временем, вероятно, будет увеличиваться вместе с дальнейшим ужесточением норм токсич­ности.

В отличие от бензиновых двигателей дизели имеют сущест­венно более низкий уровень выбросов СО, NOх и СН. Наиболее низкий уровень выбросов СО и СН достигается обычно в режи­мах средних нагрузок.

Большие различия в уровне и характере изменения выбросов в зависимости от состава смеси у дизелей по сравнению с бензи­новыми двигателями связаны с иной природой процесса сгора­ния — у бензинового двигателя с помощью свечи поджигается хорошо перемешанная смесь воздуха и паров топлива, а в дизелепроисходит самовоспламенение в факеле распыляемого топлива в зонах с концентрацией топлива около а = 1.

В выхлопных газах дизеля присутствуют, иногда в больших количествах, частицы углерода (сажа). Это происходит из-за на­личия зон богатой смеси в струе распыляемого топлива. Саже- выделение дизеля создает характерный черный дым выхлопа и так же, как и другие вещества, ограничивается нормами токсич­ности. Снижение сажевыделения достигается более ранним впрыском (ограниченным, правда, «жесткостью» сгорания и по­вышением нагрузок на детали) и ограничением подачи насоса. Среди конструктивных мероприятий следует отметить увеличе­ние скорости впрыска и качества распыливания топлива за счет увеличения давления подачи, а также электронное регулирова­ние подачи. Дымление двигателя резко возрастает при прибли­жении состава смеси к стехиометрическому (а = 1), поэтому ди­зели, несмотря на то, что вблизи а = 1 мощность и крутящий мо­мент максимальны, имеют ограничение а по пределу дымления. Сравнительно низкий уровень СО, СН и NOx в отработавших газах дизеля не требовал в прошлом установки специальных уст­ройств для снижения токсичности. Однако в последние годы ужесточение норм токсичности коснулось и дизелей — на мно­гих моделях автомобилей с дизельными двигателями уже появи­лись системы снижения токсичности выхлопа, включающие ре­циркуляцию выхлопных газов, каталитический нейтрализатор и специальный сажевый фильтр.

Вопрос 4

Дымность отработавших газов оценивается по оптической плотности отработавших газов, которая представляет собой ко­личество света, поглощенного частицами сажи и другими све­топоглощающими дисперсными частицами, содержащимися в газах. Она определяется по шкале прибора АВТОТЕСТ-01 СО-СН-Т-Д — компактного газоанализатора-дымомера (СО, СН, мин-1, дымность); он представляет собой два прибора в од­ном, где установлены жидкокристаллические индикаторы с подсветкой, диапазоны измерений: 0—10 % СО, 0—5000 ppm СН, 0—10000 мин -1, 0—10 мин -1 /0—100 % дымность (рис. 4.1, а), или МД-01 — измерителя дымности отработавших газов ди­зельных двигателей, который работает по принципу просвечи­вания мерного объема газа. Состоит из оптического блока с ра­бочей камерой и пульта управления с 4-строчным дисплеем. Выводит протокол измерений на встроенный в пульт принтер и разъем 118-232 для связи с компьютером. Установка нуля и об­работка результатов измерений автоматизированы. Эффектив­ная длина просвечивания — 0,43 м. Диапазон измерений 0-10 м -1 /0—100 % (рис. 4.1, б). МЕТА-01 МП.01-КБ232 - пор­тативный цифровой дымомер с выходом на ПК и принтер (см. рис. 4.1). Этот прибор удобен при труднодоступных системах выпуска отработавших газов. Состоит из приборного блока и оптического датчика. Диапазон измерений: 0—10 м -1 /0—100 %. Универсальное электропитание: 12 В, 220 В, и автономно от аккумулятора напряжением 9 В (рис. 4.1, в). ДО-1 — дымомер для экспресс-контроля отработавших газов дизельных двигате­лей. Работает по принципу просвечивания мерного объема газа. Состоит из оптического детектора (формирование и просвечи­вание потока газа) и измерителя со стрелочным индикатором. Шкала прибора линейная (в %). Для перевода в абсолютные

 

 

 

Рис. 4.1. Приборы для измерения дымности дизельных двигателей: а - АВТОТЕСТ-01 СО-СН-Т-Д; 6 - МД-01; в - МЕТА-01 МП.01-Я5232; г - ДО-1; 1 — газоотборники; 2 — измерители со стрелочным индикатором; 3 — аккумулятор

Значения (м'1) приведен график. Эффективная длина просвечи­вания 0,43 м, диапазон измерений 0—100 %, электропитание 12 В и 220 В или 24 В и 220 В.

Отбор исследуемых газов осуществляется с помощью газоот- борника 1.

Измерение дымности проводится в двух режимах работы двигателя — на холостом ходу и свободного ускорения до макси­мальной частоты вращения вала. Температура отработавших га­зов не должна быть ниже 70 °С.

Дымность отработавших газов у автомобилей КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ и их модификаций в режиме свободного ускорения не должна превышать 40 %, а на максимальной частоте враще­ния — 15 %.

 

Таблица 4.1. Влияние технического состояния двигателя и автомобиля на расход топлива и токсичность ОГ.

 

Изменение параметра

Увеличение относительно нормы, %

расход топлива выброс СО выброс СХНУ
Увеличение пропускной способности главных жикле­ров на 10 % 6—7
Повышение уровня в поплавковой камере на 4 мм 2—4 36—40
Неплотности посадки клапана экономайзера 100—500
Преждевременное включение клапана экономайзера 15—17
Засорение воздушного фильтра 9—10 150—200 130—190
Неправильная регулировка системы холостого хода 30—35 100—150
Отклонение зазора в контактах прерывателя на 0,2 мм от нормы 7—8 200—300
Отклонение зазора в свечах на 0,2 мм от нормы 3—5
Отказ одной свечи зажигания 20—30 500—900
Отклонение угла опережения зажигания на 1° 0,3—1,0
Отклонение зазоров в клапанном механизме на 0,2 мм от нормы 7—8
Нарушение регулировки ТНВД дизельных двигателей 5—25 5—50 5—25
Неисправность форсунок 10—20 25—50 50—100
Неправильная затяжка подшипников ступиц колес 6—7
Неправильная затяжка подшипников редуктора задне­го моста
Снижение давления в шинах на 10—15 % от нормы
Отклонение схождения колес на 1 мм от нормы 3—4
Снижение температуры охлаждающей жидкости в дви­гателе на 10 °С 2—3    

 

* ОГ — отходящие газы (по данным НПО «Экосистема» и др.).

В 1992 г. Россия присоединилась к международному Согла­шению по экологическим требованиям Правил ЕЭК ООН, что создало правовую основу для контроля по их выполнению со стороны государства.

В табл. 4.2 приведены нормы на содержание основных вред­ных веществ в отработавших газах.

 

 

Таблица 4.2. Нормы содержания вредных веществ в отработавших газах, гДкВтч).

Правила ЕЭС Год введения N0 СО СН Твердые частицы
ЕСІ149.00 3,5 Не регламентировано
Евро-0 14,4 11,2 2,5 То же
Евро-1 4,5 1,1 0,36
Евро-2 1,1 0,15
Евро-3 5,0 2,0 0,6 0,1

 

В России также принят ряд законов, направленных на усиле­ние охраны окружающей среды и ужесточение контроля по их исполнению.

Закон Российской Федерации об охране окружающей среды принят и введен в действие в декабре 1991 г. Закон состоит из 15 разделов и 94 статей.

https://www.youtube.com/watch?v=oX23txKo9Xg

 

Вопрос 5

Техническое состояние автомобиля и его агрегатов следует проверять в основном при неработающем двигателе и затормо­женных колесах, за исключением опробования тормозов, про­верки работы систем питания и зажигания.

При осмотре допускается пользоваться переносной лампой с предохранительной сеткой на напряжение не выше 42 В. Если работа производится в осмотровой канаве, то переносная лампа должна быть напряжением не выше 12 В.

Пуск двигателя осуществляется, как правило, с помощью электростартера. Перед пуском вручную проверяют прочность крепления штифта пусковой рукоятки. Во избежание поврежде­ния кисти руки от обратного удара рукоятку берут так, чтобы все пальцы правой руки располагались с одной стороны ручки. По­ворачивают коленчатый вал двигателя только снизу вверх. Пово­рачивание вниз и «вкруговую» не допускается.

На постах диагностирования оборудование и приборы уста­навливают так, чтобы оператор мог легко наблюдать со своего рабочего места за всеми автомобилями, находящимися на по­стах. Рабочее место оператора должно быть оборудовано вра­щающимся регулируемым по высоте стулом.

Диагностические и другие посты, где автомобиль устанавли­вается с работающим двигателем, должны быть оборудованы эф­фективными местными отсосами для удаления отработавших га­зов. Технологический процесс по проверке автомобильных дви­гателей на токсичность и дымность должен отвечать общим требованиям безопасности труда в соответствии с действующи­ми нормативными документами.

При работе с газоанализаторами и дымомерами инспекторы руководствуются специальными правилами техники безопасно­сти, которые предусмотрены инструкциями по эксплуатации этих приборов. Запрещается производить техническое обслужи­вание прибора без отключения его от сети.

Все проверки проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подго­товительные операции, исключающие самопроизвольное дви­жение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг пе­реключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упо­ры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Перед подключением приборов измерения токсичности и дымности к выпускной системе автомобиля проверяется исправ­ность системы выпуска отработавших газов внешним осмотром. Система не должна иметь дефектов, приводящих к утечкам отра­ботавших газов или подсосу воздуха.

Если контроль на токсичность и дымность осуществляется в закрытых помещениях, они должны быть оборудованы принуди­тельной или естественной вентиляцией. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны не долж­ны превышать установленных норм по ГОСТ 12.1.005—88 и «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

В случае отсутствия рабочего места (поста) проведения изме­рений выбор места для этих целей должен исключить возмож­ность случайного наезда автомобилей на лиц, проводящих заме­ры. Водителей проверяемых автомобилей следует предупредить об отъезде с места проверки (или подъезде к нему) только по сигналу инспектора, проводящего замеры.

Очередной автомобиль должен останавливаться для проведе­ния измерений не ближе 2 м от автомобиля, находящегося на проверке. Скорость движения автомобиля на подъездных путях не должна превышать 10 км/ч, а в помещениях, на узких проез­дах, в непосредственной близости от места измерений — 5 км/ч.

Работникам, проводящим замеры, категорически запрещает­ся осуществлять запуск двигателя и управлять транспортным средством.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют законодательные акты РФ об охране окружающей среды?

2. Какие основные направления в мире по повышению экогологической безопасности автомобилей?

3. Какие существуют способы уменьшения загрязнения окружающей среды выхлопными газами автомоболей?

4. Как контролируют токсичность отработавших газов?

5. Какие существуют требования ТБ при диагностировании двигателей?

 

Домашнее задание:

Изучить конспект;

Ответить на контрольные вопросы;

Изучить материал учебника М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 206-215.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.