Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сообщение 2.



Сообщение 2.

Уважаемые коллеги!

При первой встрече с обучающимся с помощью видеоконференцсвязи учитель настраивает его на положительное отношение к такой форме проведения занятия. В дальнейшем создание деловой и эмоционально комфортной атмосферы при проведении занятий с помощью видеоконференцсвязи является одним из важных условий качественного обучения.

На занятиях с глухим обучающимися, особенно в начале работы с использованием видеоконференцсвязи, желательно присутствие одного из родителей; нарушение слуха у родителей не является препятствием их присутствия на занятии.

Перед началом систематических занятий с использованием видеоконференцсвязи необходимо проверить, воспринимает ли обучающийся на слух (с помощью индивидуальных аппаратов) звучание голоса учителя, подобрать оптимальную громкость звучания на компьютере.

Для этого целесообразно провести две проверки:

· ощущает ли обучающийся на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) звучание голоса учителя при использовании видеоконференцсвязи,

· различает ли обучающийся на слух слова в условиях ограниченного наглядного выбора и распознает ли новые слова при использовании видеоконференцсвязи.

Проверка ощущения обучающимся (с помощью индивидуальных аппаратов) звучания голоса учителя при использовании видеоконференцсвязи проводится на основе его условной двигательной реакции на речевые стимулы.

Стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов выражается в том, что в момент их предъявления учителем (слогосочетаниий папапа...пупупу...пипипи..., слов: имя ребенка, дом, барабан, бабушка, собака, шишка, чай и др. ), обучающийся точно на начало сигнала поднимает руку или выполняет другое действие с предметами (например, в домашних условиях можно использовать складывание карандашей в коробку) или без предметов.

Сначала учитель предлагает обучающемуся задание, формулировка которого должна соответствовать его возрасту и индивидуальным особенностям: «Будем играть!» или «Проверим, как ты слышишь!». Если обучающийся затрудняется в слухозрительном восприятии данных фраз, сурдопедагог использует письменную табличку при одновременном произнесении речевого материала. Обучающийся, как обычно на занятиях, повторяет задание. Затем учитель повторяет задание еще раз устно, предварительно настроив обучающегося: «Послушай еще раз!» Ребенок воспринимает слухозрительно и снова повторяет воспринятое.

Сначала у обучающегося вырабатывается стойкая условная двигательная реакция при слухозрительном восприятии им речевых стимулов (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов). Речевые стимулы учитель предъявляет голосом разговорной громкости при постоянном изменении продолжительности пауз между ними, в ответ обучающийся точно на начало звукового сигнала поднимает руку.  Затем, когда он начинает действовать уверенно, учитель предъявляет речевые стимулы, закрыв лицо экраном до уровня глаз. Обучающийся воспринимает речевые стимулы на слух и выполняет задание.

При уверенном выполнении задания можно предположить, что обучающийся ощущает на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) голос разговорной громкости.

Отметим, что важное значение имеет субъективная оценка обучающегося комфортности восприятия речевых стимул. В большинстве случаев, глухие дети, с которыми проводилась работа по развитию речевого слуха с помощью звукоусиливающей аппаратуры, могут самостоятельно оценить, как они слышат с аппаратами. Поэтому учитель спрашивает: «Как ты слышишь?», и обучающийся отвечает.

При затруднении обучающегося в выполнении задания или в случае, если он говорит, что слышит плохо (дети часто говорят: «Тихо!»),  родитель, присутствующий на занятии,  по просьбе учителя очень аккуратно увеличивает громкость звучания на компьютере.  

В новых условиях работа продолжается: учитель снова предъявляет обучающемуся речевые стимулы за экраном и наблюдает его реакцию. При этом сурдопедагог интересуется и субъективной оценкой комфортности восприятия речевых стимулов обучающимся.

При достижении положительного результата, следует попробовать уменьшить громкость на компьютере, определяя оптимальное звучание для обучающегося.

При проведении второй проверки – различение на слух слов в условиях ограниченного наглядного выбора, сначала используются группы слов, резко противопоставленные как по временным, так и ритмическим характеристикам (например, мяч, рыба, барабан), затем предъявляются слова с разной слоговой структурой и местом ударения (два двусложных с разным словесным ударением, одно – трехсложное, типа папа, тетрадь, бумага) и после этого с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударного слога - в начале, середине и конце слова (например, бабушка, собака, самолет).

       Сначала учитель должен убедиться, что обучающийся эти слова знает, картинки может назвать самостоятельно.

В подготовительной части обучающийся учится на основе слухозрительного восприятия (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) различать слова первой группы (например, мяч, рыба, барабан). Учитель ставит на подставке три картинки так, чтобы их видел обучающийся, и, каждый раз показывая на соответствующую картинку, произносит слово голосом разговорной громкости. В ответ, обучающийся, подражая учителю, повторяет слово и указывает на картинку на экране (правильность  его действия проверяет родитель). Три картинки учитель может также предъявить в презентации на экране компьютера, обозначая курсором картинку, соответствующую слову, которое он произносит. Картинки должны быть пронумерованы: обучающийся не только повторяет слово, произнесенное учителем, но и указывает на картинку на экране и называет ее номер, чтобы учитель убедился, что задание выполнено правильно. Аналогично повторяются все слова по два – три раза в случайной последовательности. Затем учитель предлагает: «Теперь сам(а) слушай, повтори и покажи картинку (или «…, назови номер картинки»). Он предъявляет данные слова в случайной последовательности (мяч - рыба - мяч - барабан - рыба - барабан и т.п.), каждое слово повторяется не менее трех раз, обучающийся одновременно указывает на картинку (что контролирует родитель) и повторяет слово или указывает картинку на презентации и называет ее номер.

После того, как учитель убеждается, что задание понято правильно, он приступает к обучению восприятию данных слов на слух. Работа строится аналогично, учитель использует экран.

В контрольной части проверкикартинки и таблички остаются перед обучающимся. Учитель голосом разговорной громкости предъявляет данные слова за экраном в случайной последовательности (каждое слово не менее, чем по три раза), обучающийся воспринимает слова на слух, каждый раз повторяет слово и указывает на одну из картинок, которые стоят на столе учителя (или повторяет слово, указывает на картинку в презентации и называет ее номер).

Если достигнуто различение на слух слов первой группы (не менее 60% правильных ответов), обучающемуся предлагается следующая группа слов, более близких по слогоритмической структуре, например, папа, тетрадь, бумага. Методика обучения та же. После того, как обучающийся справляется и с этим заданием, т.е. уверенно различает на слух слова второй группы, ему предлагается следующая группа слов, приступают к следующей группе слов, например, самолет, корзина, бабушка. Обучение и проверка строятся аналогично.

На завершающем этапе после уверенного выполнения последнего задания, обучающемуся предъявляются на слух слова из всех этих трех групп. Работа строится аналогично.

После этого учитель предъявляет за экраном разные слова, которые обучающийся знает, но которые могли включаться или не включаться в слуховые упражнения на индивидуальных занятиях в школе, например, погода, чай, шишка и др.. Эти слова обучающийся может повторять точно или приближенно (правильно повторять в словах слогоритмическую структуру и отдельные звукокомплексы).

При проведении этой работы учитель аналогично первой проверке интересуется субъективной оценкой обучающегося, как он слышит. Подбирается оптимальная громкость звучания голоса учителя по видеоконференцсвязи.

Эта работа может проводиться на одном или нескольких занятиях в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, возможностей родителей включиться в работу с использованием видеоконференцсвязи. 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.