Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ростислав Захаров



 

   Беседа «На фронтовой эстраде»

 

В первые дни войны многие артисты думали, что их деятельность в искусстве закончилась, и были готовы к тому, чтобы выполнять любую работу, необходимую Родине. Однако оказалось, что задушевная песня, страстный монолог и танец помогали людям переходить роковой рубеж, отделявший их прежнюю жизнь от будущего, в которое они вступили, перешагнув порог призывных пунктов, другие – проводив своих близких на фронт.

В концертах для призывников сразу же приняли участие эстрадные артисты и артисты академических театров. Но у тех и у других возникли проблемы с репертуаром. Не все призывные пункты располагали большими помещениями. Подчас приходилось выступать на каких-нибудь десяти квадратных метрах обыкновенного пола, в непосредственной близости от зрителя. В дальнейшем, во фронтовых условиях, и такая сценическая площадка казалась роскошью - утоптанный кусочек земли, открытый кузов грузовика стали привычным местом выступлений. Разумеется, там можно было исполнять лишь номера с компактной композицией – сольные и дуэтные танцевально-игровые миниатюры или народно-сценические танцы.

Но не только нехватка места определяла отбор репертуара: народная песня и танец особенно глубоко затрагивали души людей и были равно близки любой аудитории. Куда бы ни приезжали артисты – на передовые позиции, в резервные части или тыловые госпитали, - стоило раздаться знакомой мелодии и появиться танцорам, в национальных костюмах, как лица бойцов разглаживались, глаза теплели.

В годы войны в любом концерте в основу репертуара наряду с сатирой и патетикой речевых жанров входили народная песня и танец.

Разумеется, патриотический пафос наиболее полно выражался в военной пляске, получивший в те дни огромное распространение в программах многочисленных ансамблей песни и пляски. Огромное значение для развития современных форм армейской пляски имела деятельность П. Вирского. Многие его постановки продолжают жить в репертуаре воинских ансамблей и по сей день, приобретя значение классических образцов. В «Кавалерийской сюите» в «Пляске всех народов войск» и других Вирскому удалось создать обобщающий образ армии-освободительницы, интернациональной по своему духу, многонациональной по составу, дисциплинированной, владеющей передовой техникой.

Немало поработал в этом жанре хореографии и Ростислав Владимирович Захаров (1907-1984). Он ставил в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях развернутые композиции, в которых сочетались хореографические фрагменты с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами. Искусной лепкой больших масс участников балетмейстер передавал очертания и движения различных средств вооружения: самолетов, танков, кораблей. Для своих постановок Захаров часто использовал популярные массовые песни, раскрывая их содержание.

  В военных ансамблях пошли хорошую школу и многие эстрадные танцоры. В частности, вместе с Вирским служил во фронтовых и в Краснознаменных ансамблях киевлянин Борис Камелькович, ставший в дальнейшем талантливым постановщиком танцевальных миниатюр и целых эстрадных программ. Прежде чем стать солистом Краснознаменного ансамбля, служил во многих ансамблях Ленинградского фронта и Павел Малиновский, одаренный исполнитель и постановщик русских плясок. ….

В суровые годы войны выступление танцоров в концерте всегда поднимало настроение аудитории. Но совершенно по-особенному оно воспринималось в Ленинграде во время блокады. Деятельность артистов, оставшихся в это трагическое время в городе, может быть по праву названа героической.

Как велика была сила воли и трудовая дисциплина танцоров, если они могли заставить себя регулярно тренироваться и выступать, получая тот же голодный паек, что и все ленинградцы!

Алла Ким рассказывает, что после того, как один из её партнеров по «Трио Кастелио», Владимир Плисецкий, ушел добровольцем в Балтийский флот, где героически сражался и погиб, она продолжала работать в составе ансамбля под руководством Клавдии Шульженко и Владимира Коралли вместе с Анатолием Козырьковым. В любой мороз приходилось выходить на сцену в легком костюме, и никогда не было уверенности в том, что у партнера хватит сил поймать её на поддержку.

Солисты Театра имени Кирова Ольга Иордан, Надежда Красношеева, Наталия Сахновская и Роберт Гербек выступали перед ленинградцами, исполняя сложнейший классический репертуар.

Артисты, преодолевая голод, холод и страх перед артиллерийскими обстрелами, и только смерть исключала их из строя. Они несли службу, убеждая себя и врага, - живы, несмотря ни на что!

  Один из волнующих эпизодов войны – это история создания танцевального ансамбля Ленинградского флота, в который вошли подростки, занимавшиеся перед войной в студии Ленинградского Дворца пионеров. Её возглавляли Р. А. Варшавская и Аркадий Ефимович Обрант (1906-1973), умные, чуткие педагоги, поощрявшие творческую инициативу ребят, способствовавшие развитию их патриотических чувств.

В первые дни войны Обрант вступил в народное ополчение, а в феврале 1942 года он получил распоряжение политотдела фронта отыскать своих бывших учеников для пополнения агитбригады 55-й армии. Ему удалось собрать всего лишь девять крайне истощенных ребят. Но уже через месяц Обрант подготовил с ними несколько танцевальных номеров.

   «…30 марта 1942 года приняли участие в концерте на слете сандружинниц и врачей… Ребята танцевали, превозмогая слабость… А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слез при виде изможденных блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать», - вспоминает А.Е. Обрат.

  Гражданский подвиг детей, преодолевших физическую слабость и сумевших совладать с горем сиротства, был оценен всей армией, ставшей для них родной семьей. «Командование… окружило ансамбль настоящей заботой, обеспечив необходимые для роста условия службы, труда, учебы и отдыха».

  Сохранилось много воспоминаний участников обороны Ленинграда, посвященных юным танцорам и их руководителю Аркадию Обранту, которого в те годы шутливо называли «киндерлейтенантом». Все они воздают должное общественному значению деятельности коллектива. Здесь же хотелось бы подчеркнуть его художественные достоинства.

  После отдыха и лечения в полевом госпитале подростки начали работать с энтузиазмом и вскоре приобрели отличную танцевальную форму. В каждый номер – а они преимущественно исполняли танцы героического содержания: красноармейские пляски, огневую «Тачанку» и другие – ребята вкладывали столько темперамента и страсти, будто сражались в настоящем бою.

    Ансамбль дал более трех тысяч концертов ля бойцов Ленинградского фронта и жителей города.

   9 мая 1945 года, во время торжеств, происходившей на Дворцовой площади, юные танцоры исполняли ликующий «Марш Победы». Они по праву заслужили высокую честь участвовать в этом празднике. Подобной чести были удостоены многие артисты, выступавшие в этот незабываемый день на площадях нашей страны перед многотысячными зрителями. Отечественная война подтвердила, что советские артисты всегда были с народом – и в годину бедствий, и в дни побед.

  После окончания войны все участники ансамбля (состоявшего уже из восемнадцати человек) были награждены орденами и медалями и демобилизованы из армии.

   Однако же иной организационной формы существования коллектива не было найдено, и в 1945 году ансамбль передали в Ленгосэстраду, где на его основе был создан Молодежный ленинградский ансамбль танца.

   В суровые военные годы искусство танца оказало сильнейшее эмоциональное и идеологическое воздействие на тогдашнюю аудиторию, остро нуждавшуюся в светлых, радостных впечатлениях. И это нерасторжимая связь с народной жизнью дала новый толчок развитию советской хореографии, в том числе и эстрадному танцу, подсказав и новые темы и новые формы их воплощения.

 

 

Ростислав Захаров

Имя при рождении

Ростислав Владимирович Захаров

Дата рождения

25 августа (7 сентября) 1907

Место рождения

Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя

Дата смерти

15 января 1984[1] (76 лет)

Место смерти

· Москва, СССР

Гражданство

· Российская империя

· СССР

Профессия

артист балета, балетмейстер, оперный режиссёр, балетный педагог

Театр

Мариинский театр,
Большой театр

Награды
 
 

 

 
IMDb

ID 0952275

Медиафайлы на Викискладе



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.