Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 8 страница



Проекты стандартов разрабатываются комитетами и рабочими группами, в состав которых входят специалисты института, а также представители компаний и корпораций, разрабатывающих, добывающих, перерабатывающих и потребляющих нефть и газ, соответствующих государственных ведомств, научно-исследовательских организаций и учреждений.

Стандарты устанавливают требования к безопасности в процессе разведки и разработки месторождений, добычи, транспортировки, хранения, переработки и потребления нефти и газа, а также к их потребительским свойствам и показателям качества. В стандарте могут содержаться как минимальные нормативы и требования к безопасности и качеству, так и рекомендации по этим вопросам.

Ежегодно институт проводит инвентаризацию стандартов, вносит изменения и дополнения в действующие и разрабатывает новые стандарты. Соответственно, на каждый календарный год составляется план стандартизации. В него, к примеру, были включена подготовка стандартов о противопожарной защите на нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятиях, о защите от переполнения резервуаров на нефтехранилищах, об электропроводке на нефтеперерабатывающих предприятиях, о проверке материалов для трубопроводов, об отборе и хранении образцов, о проведении испытаний, о защите систем механизмов, о вентиляторах с центрифугой для нефтяной, химической и газовой индустрии, о внесении дополнений в стандарты о разработке и конструировании больших сварных хранилищ низкого давления, о проверке, ремонте, переоборудовании, реконструкции резервуаров и др.

Вторая группа разработчиков - это создаваемые по отдельным производственным сферам производственно-хозяйственные ассоциации, в состав которых могут входить изготовители конечной сложной продукции и их смежники, поставляющие комплектующие изделия, узлы и детали; конструкторские организации - разработчики продукции; оптовые и розничные торговые организации; потребители; предприятия и организации, осуществляющие техническое обслуживание и сервис, а также оказывающие иные виды услуг: финансовые, консалтинговые, маркетинговые, юридические.

В качестве примера такого рода ассоциаций можно привести Национальную ассоциацию изготовителей электротоваров (National Electrical Manufacturers Association (NEMA)), созданную в 1926 г. Ассоциация - одна из крупнейших в мире по производству и реализации электротоваров.

Ассоциация является ведущим разработчиком стандартов в электроиндустрии. Она разрабатывает, в частности, стандарты на электрооборудование и электротовары, на различного рода оболочки, покрытия и т.п., предохраняющие продукцию от вредного воздействия окружающей среды: воды, пыли, нефти, холодоносителей, а также коррозионно-опасных веществ.

Установка электрооборудования регулируется кодексами (National Electrical Code - NEC). В ассоциации действует следующий порядок разработки и принятия стандартов и кодексов. Проекты документов, подготовленные техническими комитетами и рабочими группами, направляются на рассмотрение специального комитета стандартов и кодексов (Codes and Standards Committee), который и выносит окончательное решение об их принятии и публикации в качестве документов ассоциации.

Ассоциация новейшей медицинской аппаратуры (Association for the Advancement of Medical Instrumentation (AAMI)) является разработчиком стандартов и аккредитована ANSI как разработчик Американских национальных стандартов, получивших широкое международное признание. Членами ассоциации являются как организации и учреждения, так и частные лица, специалисты в данной области. Среди них организации и учреждения здравоохранения, научно-исследовательские организации, компании и предприятия промышленности и торговли, испытательные лаборатории и центры, государственные органы, другими словами, все организации государственного и частного сектора, деятельность которых связана с разработкой, производством, реализацией, испытаниями и использованием (применением) медицинской аппаратуры.

Стратегия стандартизации медицинской аппаратуры, как и большинства выпускаемой в США продукции, базируется на принципе: государственные органы должны участвовать в разработке стандартов, но не быть их головным разработчиком. Государственные органы по определению, за исключением, может быть, продукции стратегического назначения, не располагают достаточными ресурсами и возможностями для разработки собственных стандартов и систематического их обновления с учетом достижений науки и техники. Разумеется, эти разработки должны координироваться на национальном и международном уровне, чтобы избежать дублирования и неоправданных расходов. Вместе с тем, когда речь идет о безопасности людей, принятым добровольным стандартам полностью или частично должна придаваться обязательная сила решением управомоченного на то государственного органа. В этом как раз и заключается главная задача соответствующих министерств и ведомств.

В настоящее время в ассоциации работают более 100 комитетов и рабочих групп по подготовке стандартов, рекомендаций и технических отчетов по вопросам качества и безопасности медицинской аппаратуры.

Ассоциация руководит подготовкой международных стандартов в ряде технических комитетов Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission).

В третью группу принято включать организации, специально созданные для разработки стандартов, в отличие от отнесенных к первым двум группам профессиональных обществ, компаний, ассоциаций, выполняющих, помимо разработки стандартов, и другие функции.

Американское общество испытаний и материалов (Society for Testing and Materials - ASTM) было основано в 1898 г. по инициативе ряда ученых и инженеров в связи с многочисленными случаями разрушения железнодорожных рельсов на бурно развивающемся железнодорожном транспорте. Результатом проведенных исследований стало принятие стандартов на сталь, используемую при строительстве железных дорог, что значительно повысило безопасность на транспорте.

С течением времени объектами стандартизации, проводимой в рамках ASTM, стала основная масса материалов, используемых во всех отраслях производства, а также методы испытаний различных материалов (металлы, пластики, ткани, цемент, бетон и др.), и из национальной организации по разработке стандартов ASTM стало международной организацией, в работе которой участвуют представители промышленных и торговых компаний, научно-исследовательских организаций и учреждений, а также государственных органов более 120 стран.

Проекты стандартов разрабатывают более 130 специализированных технических комитетов. Общее количество членов, организаций и частных лиц, превышает 30 тыс. ASTM - один из крупнейших в мире разработчиков добровольных стандартов. Все принимаемые в рамках ASTM международные стандарты публикуются в ежегодно издаваемом сборнике.

Национальная ассоциация противопожарной охраны (National Fire Protection Association - NFPA) - нехозрасчетная американская (хотя членами ее являются и представители других стран) организация - разработчик стандартов и кодексов, устанавливающих нормы и требования, направленные на предотвращение пожаров и борьбу с ними.

NFPA аккредитована ANSI как организация - разработчик Американских национальных стандартов. Круг стандартизуемых объектов достаточно широк: от проектирования, строительства и эксплуатации зданий до оборудования, используемого пожарными командами при тушении огня. В рамках NFPA функционирует более 200 технических комитетов.

NFPA была основана в 1896 г. по инициативе нескольких страховых компаний в связи с необходимостью стандартизовать поступающие на рынок системы пожаротушения (спринклеры). Затем возникла необходимость в разработке стандартов на электросистемы зданий, что было обусловлено стремительным массовым электроснабжением производственных и жилых помещений, а затем и на все виды жизнеобеспечения при проектировании и строительстве зданий.

Одновременно расширялся и состав членов NFPA. С 1904 г. - за счет предприятий промышленности и частных лиц, а в 1905 г. членом NFPA впервые стало пожарное управление Нью-Йорка. В настоящее время членами NFPA являются ассоциации, компании и корпорации промышленности и торговли, страховые компании, территориальные пожарные управления, профсоюзы и частные лица, причем как специалисты, так и рядовые граждане. Свыше 75 тыс. человек из более чем 100 стран являются членами NFPA.

В качестве примеров принятых NFPA документов можно назвать стандарт на установку систем пожаротушения (Standard for the Installation of Sprinkler Systems), стандарт на портативные огнетушители (Standard for Portable Fire Extinguishers), стандарт на системы огнетушителей с углекислым газом (Standard on Carbon Dioxide Extinguishing Systems), стандарт на установку стационарных насосов для защиты от огня (Standard for the Installation of Stationary Pumps for Fire Protection), стандарт на резервуары с водой для защиты от огня (Standard for Water Tanks for Private Fire Protection), Национальный кодекс электричества (National Electrical Code (NEC)), Кодекс о сооружении зданий и их безопасности (Building Construction and Safety Code), Кодекс о воспламеняющихся и горючих жидкостях (Flammable and Combustible Liquids Code).

Действующие сейчас 300 стандартов и кодексов NFPA были разработаны и приняты как добровольные документы и становились обязательными в соответствии с решением государственных органов управления: федеральных, штатов и локальных. Однако, независимо от того, придавалась ли им сила обязательного документа или нет, суды учитывали их нормативы и требования при вынесении решений по рассматриваемым хозяйственным спорам.

Среди наиболее известных и старейших нехозрасчетных организаций - разработчиков стандартов следует назвать корпорацию так называемых гарантийных испытательных лабораторий Underwriters Laboratories Inc. (UL), основанную еще в 1894 г., которая является также одной из ведущих в стране организаций, проводящих сертификацию продукции в качестве третьей стороны.

UL разрабатывает стандарты и правила испытаний их безопасности достаточно широкой номенклатуры продукции: сырья, материалов, узлов, деталей, агрегатов, инструментов, приборов и оборудования. Первый стандарт UL был принят еще в 1903 г. UL является разработчиком более тысячи стандартов, многие из которых получили статус Американского национального стандарта.

В качестве примеров можно назвать контрольное оборудование для промышленности (электронную аппаратуру, механические приборы, электромеханику, вспомогательные механизмы, различного рода блоки управления и регуляторы и т.п.); электрические корпуса, камеры, оболочки; промышленные контрольные панели; высоковольтные промышленно-контрольные приборы; оборудование для преобразования энергии.

Все стандарты и иные нормативно-технические документы, разрабатываемые и принимаемые организациями указанных трех групп, - результат консенсуса заинтересованных сторон и являются добровольными. Они становятся обязательными в тех случаях, когда:

- соответствующий государственный орган делает на них ссылку и придает им тем самым силу обязательного документа (в целом или отдельных его положений);

- при заключении хозяйственного договора стороны делают на них ссылку, те становятся неотъемлемой частью договора и их соблюдение - одним из условий выполнения договорных обязательств.

На современном этапе развития общества в разработке федеральных законов США, законов штатов и других нормативных актов, в том числе обязательных стандартов на продукцию, работы, услуги и окружающую среду, активно участвуют добровольные общественные организации и объединения граждан и профессионалов.

Осуществляемый ими контроль включает в себя наряду с проверкой соблюдения требований действующих стандартов также контроль за уровнем закрепляемых в них норм, требований и правил. Суть общественного контроля - проверка, соответствуют ли они запросам потребителей и общественным интересам, разумеется, с учетом новейших достижений науки и техники.

По результатам мониторинга и контроля эти организации и объединения предъявляют судебные иски к соответствующим государственным органам с требованием вынести судебное решение, обязывающее эти органы:

- принять стандарт, поскольку это не было сделано в установленный законом или программой срок;

- пересмотреть устаревший стандарт;

- закрепить в стандарте более строгие требования к изготовителям продукции или потенциальным загрязнителям окружающей среды.

Подготовка и рассмотрение таких исков требует основательной проработки технических и экономических вопросов, для этого привлекаются соответствующие специалисты и проводится независимая экспертиза.

К сказанному следует добавить, что это не единичные иски, а широкая практика, постоянно освещаемая в средствах массовой информации. Недаром на американском сленге общественные организации называют watchdogs, что можно перевести как "сторожевые псы".

Характерным примером обязательной стандартизации в США является практика закрепления в обязательных федеральных стандартах требований к безопасности автотранспортных средств. Автоиндустрия традиционно является одной из ведущих отраслей американской экономики

Техническое регулирование и стандартизация безопасности автотранспортных средств. Безопасность автомашин обеспечивается их конструкцией, оснащением, оборудованием и приборами и технологией производства, отвечающими новейшим достижениям науки и техники. Все это направлено на предотвращение аварий и максимальную охрану жизни и здоровья людей: водителей, пассажиров и пешеходов.

Обеспечение безопасности используемых на дорогах США автомашин - одна из главных задач созданного в 1966 г. Министерства транспорта США (United States Department of Transportation).

Конгресс США принял в 1966 г. (с дополнениями 1994 г.) Закон "О безопасности дорожного движения и автотранспорта" (National Traffic and Motor Vehicle Safety Act), в котором содержится поручение Министерству транспорта США наряду с другими мероприятиями по обеспечению безопасности на дорогах страны утвердить комплекс стандартов безопасности автомашин (49 U.S.C. & 30101 et. seq.).

Право утверждать федеральные стандарты и другие нормативные акты по вопросам безопасности автотранспортных средств Министерство транспорта делегировало Агентству по вопросам безопасности на дорогах США (The National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)), которое входит в систему этого министерства.

Специальные положения о федеральных ведомствах (министерствах), как это принято в Российской Федерации, в США не утверждаются. Их статус определяется соответствующими законами и административными актами и распоряжениями Президента США или руководителя ведомства, если этот орган входит в состав другого ведомства, как это имеет место с NHTSA.

NHTSA как федеральное ведомство было создано в 1970 г. во исполнение Закона "О безопасности на дорогах США" (Highway Safety Act of 1970). Руководитель агентства (Administrator) назначается Президентом США и утверждается, как и руководители других федеральных ведомств, Сенатом. Главная задача NHTSA - обеспечение безопасности людей, предотвращение причинения вреда жизни здоровью и имуществу людей, максимальное сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и аварий из-за технических неполадок автотранспортных средств.

На NHTSA возложена обязанность утверждения и пересмотра обязательных федеральных стандартов безопасности автотранспортных средств (Federal Motor Vehicle Safety Standards - FMVSS), отмены федеральных стандартов, противоречащих законодательным и иным нормативным актам или не отвечающих современным требованиям, а также обеспечение внедрения и соблюдения федеральным стандартов.

Кроме того, NHTSA утверждает и обеспечивает соблюдение обязательных федеральных стандартов допускаемого расхода горючего, имея в виду как экономное расходование топлива, так и сокращение загрязнения атмосферного воздуха, что в настоящее время все более отрицательно влияет на здоровье людей.

Все автотранспортные средства, приборы и оборудование к ним должны соответствовать федеральным стандартам, закрепляющим требования безопасности. Можно выделить два вида требований к безопасности автотранспортных средств. Первый - требования к безопасности в процессе их эксплуатации (тормоза, колеса, освещение и др.); они направлены на предотвращение аварий. Второй вид - требования, обеспечивающие защиту водителя и пассажиров в случаях аварий (ремни безопасности, воздушные подушки, амортизирующие рулевые колонки, сидения для детей, мотоциклетные шлемы и др.).

NHTSA публикует проект федерального стандарта (Notice of Proposed Rulemaking) в Федеральном регистре (Federal Register) для получения отзывов, замечаний и предложений от изготовителей, торговых компаний, общественных организаций по охране прав потребителей и других заинтересованных организаций, а также граждан. На основе изучения и анализа полученных материалов NHTSA разрабатывает окончательную редакцию и утверждает новый стандарт или изменения и дополнения к действующему стандарту.

NHTSA утверждает порядок проверки и оценки соответствия импортируемых в США автотранспортных средств, имея в виду, что при необходимости они могли бы быть изготовлены или модифицированы в соответствии с требованиями американских стандартов.

Утверждаемые стандарты базируются на проведенных в системе NHTSA исследованиях. NHTSA постоянно ведет работу, связанную с анализом дефектов автотранспортных средств, выявленных в процессе их эксплуатации.

Во исполнение закона NHTSA утвердило комплекс обязательных федеральных стандартов безопасности, в которых закреплены дифференцированные нормы, требования и правила к отдельным видам транспортных средств: легковые автомашины, мотоциклы, школьные автобусы, автомашины для перевозки более десяти человек, грузовики, тягачи, трейлеры, прицепы и др.

В настоящее время в США действует более 60 стандартов безопасности автотранспортных средств, опубликованных в Кодексе федеральных нормативных актов (49 C.F.R., Part 571).

В качестве примеров можно привести следующие федеральные стандарты:

- Standard No. 102: Порядок переключения рычага трансмиссии, замок-фиксатор предохранитель стартера и тормозной эффект трансмиссии (Transmission Shift Lever Sequence, Starter Inter lock, And Transmission Braking Effect);

- Standard No. 103: Оттаивание и предотвращение запотевания ветровых (лобовых) стекол (Windshield Defrosting and Defogging Systems);

- Standard No. 104: Системы вытирания и мойки ветровых (лобовых) стекол (Windshield Wiping and Washing Systems);

- Standard No. 105: Системы гидравлических и электрических тормозов (Hydraulic and Electric Brake Systems);

- Standard No. 110: Выбор колес (Tire Selection and Rims);

- Standard No. 111: Зеркала заднего вида (Rearview Mirrors);

- Standard No. 207: Система сидений (Seating System);

- Standard No. 208: Защита пассажиров в случаях аварии (Occupant Crash Protection Standard);

- Standard No. 209: Комплекты ремней безопасности (Seat Belt Assemblies);

- Standard No. 213: Системы крепления детей (Child Restraint Systems);

- Standard No. 216: Прочность крыши в случаях аварии (Roof Crash Resistance);

- Standard No. 218: Шлемы мотоциклетные (Motorcycle Helmets);

- Standard No. 222: Размещение пассажиров в школьных автобусах и меры безопасности в случаях аварии (School Bus Passenger Seating and Crash Protection);

- Standard No. 224: Защита от ударов сзади (Rear Impact Protection);

- Standard No. 302: Воспламеняемость материалов внутренней отделки (Flammability of Interior Materials).

В обязательных федеральных стандартах, закрепляющих нормы расхода горючего для отдельных типов, видов, моделей автотранспортных средств, устанавливается в качестве норматива дальность пробега на один галлон горючего.

Федеральные стандарты закрепляют минимальные требования безопасности, то есть определяют нижний уровень (границу), нарушение которого является незаконным.

Стандарты штатов могут его повысить, установить более строгие, жесткие требования, но ни в коем случае не ниже федеральных. К примеру, в штате Калифорния утверждены более жесткие нормативы допускаемого выброса выхлопных газов автотранспортом с учетом степени загрязнения атмосферного воздуха и исходя из климатических условий, рельефа, инфраструктуры. Автотранспорт до настоящего времени - ведущий вид транспорта штата.

В рассматриваемом законе 1966 г. установлено общее правило: производство, выпуск, реализация, продажа и импорт автотранспортных средств и оборудования к ним с отступлением от требований федеральных стандартов к их безопасности запрещаются.

NHTSA вправе выдать временное разрешение на отступление от требований стандарта сроком до 3 лет по ходатайству изготовителя, учитывая его технические и экономические трудности. Это разрешение может быть продлено сроком еще до 2 или 3 лет, в зависимости от вида транспортного средства. При этом на бампере помещается маркировочный знак (label) с указанием о разрешении на отступление от определенного стандарта. Кроме того, уведомление об этом направляется дилеру или первому покупателю.

Закон предусматривает еще одно специальное исключение из общего правила: отступление от требований стандартов допускается, когда автотранспортное средство используется для исследовательских или учебно-тренировочных целей, расследования причин аварий, гонок, выставок, демонстраций и т.п.

Законом устанавливаются также и другие случаи, когда общее правило об обязательном соответствии автотранспортных средств требованиям федеральных стандартов не применяется:

- при продаже бывшей в употреблении автомашины, купленной первым покупателем для личного пользования, а не перепродажи;

- при импорте автомашин, когда требования стандартов другой страны отличаются от американских (например, когда машина импортируется для личного пользования, а не для продажи, когда гражданин США, работавший за рубежом, получает разрешение на ввоз иномарки, когда автомашина ввозится с целью ее дальнейшей доработки, необходимой для выполнения тех или иных функций), и др.

Во исполнение закона NHTSA утвержден обязательный унифицированный стандарт безопасности для всех бывших в употреблении автотранспортных средств (Uniform Safety Standard for All Used Motor Vehicles).

Наряду со стандартами NHTSA, как и другие федеральные ведомства, утверждает обязательные нормативные акты организационно-нормативного характера (regulations).

В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: О порядке выдачи временного разрешения на отступление от требований стандартов (Temporary Exception from Motor Vehicle Safety and Bumper Standards), О порядке разработки и пересмотра стандартов (Rulemaking Procedures).

Координация деятельности компаний, корпораций и фирм автоиндустрии по разработке стандартов осуществляется Американским обществом автоинженеров (Society of Automotive Engineers - SAE), независимой профессиональной компетентной общественной организацией, членами которой являются изготовители и поставщики (продавцы) готовой продукции, комплектующих изделий, узлов и деталей.

Техническое регулирование (стандартизация) различных видов продукции производственного назначения и товаров личного потребления имеет свою специфику. Возьмем, к примеру, пищевые продукты. В целях обеспечения их качества и безопасности в стандартах и других нормативно-технических документах закрепляются требования к условиям производства, получения, добычи и т.п. конкретных употребляемых в пищу продуктов.

Автор занимался этими проблемами применительно к рыбоводству, то есть искусственному разведению и выращиванию рыбы в специально предназначенных для этого водных объектах. Традиционная добыча рыбы, рыболовство уже не в состоянии полностью обеспечить потребность людей в рыбной продукции.

В настоящее время рыбоводство обеспечивает примерно половину потребляемой в мире, в том числе в США, рыбы. Общепризнано, что аквакультура - наиболее эффективный способ удовлетворения потребностей в рыбной продукции в условиях стремительного роста населения планеты. Соответственно, аквакультура является одной из самых быстрорастущих отраслей производства продуктов питания в мире. Тем не менее аквакультура США не в состоянии удовлетворить спрос на рыбную продукцию.

Китай стоит на ведущем месте по развитию аквакультуры в мире. Следом идут Индия и Вьетнам. США занимают лишь 13-е место. США импортируют примерно 90% потребляемой рыбной продукции, несмотря на то, что часть выращиваемой рыбы экспортируется в другие страны. По данным Министерства торговли США, примерно половина импортируемой в США рыбной продукции поступает от хозяйств, занимающихся рыбоводством.

Американский рынок достаточно привлекателен для потенциальных экспортеров рыбной продукции. В 2014 г. две трети рыбной продукции были импортированы всего из шести стран: Китая, Канады, Таиланда, Вьетнама, Индонезии и Чили. Естественно, что конкуренция должна вестись по двум главным критериям: цена и качество, прежде всего, разумеется, безопасность рыбной продукции.

Следует отметить, что к рыбной продукции Китая имеются серьезные претензии с учетом ее качества, содержания вредных компонентов и веществ как результата не отвечающих современным требованиям условий ее разведения. И мне это знакомо не понаслышке, а из жизненного опыта проживания в Америке в течение 25 лет.

Представляет интерес следующий пример.

В 2007 г. Федеральное агентство продовольственных товаров и лекарств (Federal Food and Drug Administration - FDA) приняло решение о введении дополнительных мер контроля за продукцией аквакультуры (сом, карп, креветки, угорь и др.), импортируемой из Китая, поскольку она неоднократно вызывала нарекания со стороны потребителей. В названных видах рыбы содержались вредные для здоровья людей вещества, нарушающие требования, закрепленные в обязательных стандартах. Отобранные пробы исследовались. В результате лабораторных испытаний было установлено, что такие противомикробные агенты, как nitrofurans, malachite green и gentian violet, при длительном употреблении могут вызывать у животных раковые заболевания, а применение fluoroquinolones может повысить их устойчивость к антибиотикам. Эта продукция задерживалась на границе до тех пор, пока документально не было подтверждено их соответствие установленным требованиям.

Конгресс США принял 26 сентября 1980 г. Закон "О национальной политике, планировании и развитии аквакультуры" (National Aquaculture Policy, Planning, and Development), с последующими изменениями и дополнениями <1>.

--------------------------------

<1> 16 U.S. Code. Chapt. 48.

 

Интересно, что до этого только 13% мирового потребления рыбы приходилось на долю рыбоводства, а в США доля аквакультуры составляла примерно 5 - 7%.

В преамбуле Закона отмечалось, что природно-климатические условия (земли и воды) страны позволяют эффективно развивать индустрию рыбоводства. Для этого необходимо решение комплекса проблем: научных, технических, финансово-экономических, правовых.

Главные цели Закона:

- определение национальной политики;

- разработка, принятие и реализация плана развития рыбоводства в США;

- содействие развитию аквакультуры как в государственном, так и в частном секторе, на который главным образом предполагалось возложить ответственность за производство и удовлетворение потребности страны в рыбе.

Головным федеральным ведомством в сфере аквакультуры назначалось Министерство сельского хозяйства (Department of Agriculture). На него возлагалась координация деятельности всех федеральных ведомств, в компетенцию которых входит деятельность, связанная с развитием и созданием необходимых условий для эффективного рыбоводства.

Министерству предоставлено право утверждать обязательные для других министерств и ведомств, хозяйствующих субъектов государственного и частного сектора, а также индивидуальных предпринимателей и граждан нормативные акты (regulations).

В соответствии с федеральным законом "О продовольственных товарах, лекарствах и косметике" (Federal Food, Drug, and Cosmetic Act - FFDCA) от 25 июня 1938 г., с последующими изменениями и дополнениями <1>, продовольственные товары, отечественного производства и импортные, должны быть безопасны для здоровья людей.

--------------------------------

<1> 21 U.S. Code. Chapt. 9.

 

Производство, упаковка, хранение и реализация продовольственных товаров должны осуществляться согласно установленным требованиям, гарантирующим их безопасность. Имеется в виду, что из оборота должны быть исключены не только опасные для здоровья людей пищевые продукты, но даже продукты, которые могут представлять такую опасность.

Закон делает упор не на контроле безопасности уже выпущенной продукции, а на предотвращении выпуска опасной продукции. Поэтому хозяйствующие субъекты обязаны внедрить системы управления качеством продукции, а контролирующие органы - осуществлять превентивный контроль и проводить инспекционные проверки на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Соответственно, в разрабатываемых стандартах и других НТД, как утверждаемых государственными органами, так и принимаемых самими хозяйствующими субъектами, производственно-хозяйственная деятельность должна регламентироваться таким образом, чтобы исключить случаи потребления людьми опасных для их здоровья пищевых продуктов.

Во исполнение этого закона FDA утвердило в 1997 г. специальный нормативный акт применительно к отрасли рыболовства и рыбоводства (Procedures for the Safe and Sanitary Processing and Importing of Fish and Fishery Products). Этот акт действует в настоящее время, с изменениями и дополнениями от 1 апреля 2003 г. Обычно его называют теперь "Правила оценки безопасности рыбы, отечественного производства и импортной, и анализа вероятности рисков ее потребления людьми в качестве пищевых продуктов" (Seafood Hazard Analysis and Critical Control Point (HACCP)) <1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.