Технологическая карта. рисование. В гости к нам пришла матрёшка». г. Кушва 2015
Технологическая карта
рисование
«В гости к нам пришла матрёшка»
Составитель:
Музафарова Алёна Зиннатовна
г. Кушва 2015
Тема: «Семёновская матрёшка».
Возрастная группа: средняя группа.
Форма совместной деятельности: НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Учебно-методический комплект:
1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева СПб.: «Детство – пресс», 2014.
2. Т.А. Бударина , О.А Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб.: «Детство – пресс», 2010. – 400 с.
3. И.С. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» СПб.: «Детство – пресс», 2013. – 352 с.
Средства:
- наглядные -матрёшки, плакаты, иллюстрации, образцы росписи семёновских матрёшек;
- литературные - пословицы; загадки;
- музыкальные -весёлые русские народные песни о матрёшках (мелодии)
- оборудование – CD – проигрыватель; матрёшки; шаблоны – силуэты матрёшек (по желанию детей); карандаши цветные, и простые (по количеству детей);
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с семёновской матрёшкой.
Задачи:
- Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения семёновской матрёшки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о матрёшках, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
- Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи семёновских матрёшек.
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы семёновских матрёшек, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
- обогащать словарь детей: семёновские мастера, семёновская матрёшка, семёновская роспись;
- развивать умение договариваться о совместных действиях
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Обратить внимание на положение простого карандаша в руке у Вики, Лизы и Миши;
- Предложить Кариму и Андрею выбрать цвета карандашей для разукрашивания матрешек;
Ход деятельности:
Этап деятельности
| Содержание совместной деятельности
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| Планируемый результат
| 1 этап
Организационный
-ситуативный разговор
-пословица, загадка
| Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на то, что русские люди всегда любили красоту и умели её творить, создавать. Обратите внимание на выставку работ.
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных умельцев, о красоте их творчества?
В народе говорили: «умелец да рукоделец и себе и людям радость принесёт».
Умелец это кто?
Про какого человека говорят, что он рукоделец?
Настоящие умельцы не только создавали, но и украшали настоящим искусством свой дом. Делали игрушки для своих детей, посуду для кухни и изделия для всей семьи.
Давайте же посмотрим, какими красивыми предметами из дерева, украшали дома: волчки, упряжка – каталка, птичка-свистулька, мельница, солонка, коробочка, ваза, копилки.
| Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой
Предлагает вниманию детей выставку картин об изделиях из дерева. Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность
| Приветствуют друг друга и гостей.
Дети рассматривают выставку, высказывают свои мысли о том, кто такие умелец и рукоделец. Рассказывают о деревянных предметах.
| Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
| 2 этап
Работа над темой
-проблемная ситуация
-загадка
-рассказ
| Ребятки, всё ли вы перечислили что умельцы делали из дерева. Кажется не всё….
Отгадайте загадку?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……(матрёшка).
Подлинным русским сувениром стали наши матрёшки. Очень нравятся они гостям из других стран, туристам и путешественникам. Как приезжают – так купить желают. Но в разных местах, в разных областях, деревнях и сёлах стали изготавливать матрёшек по-разному, по-своему. Сегодня мы с вами поговорим о Семёновских Матрёшках.
Семёновские матрёшки очень любят цветы. Цветы всегда украшали одежду этих матрёшек – это может быть большой букет или всего один цветок. А их мужья – семёновские кавалеры – любили дарить своим красавицам цветы, а ещё любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют – могут и топор в руки взять и дом построить.
| Задаёт проблемную ситуацию.
Загадывает загадку.
Рассказывает о семёновских матрёшках.
| Решают проблемную ситуацию.
Отгадывают загадку, и картинка с матрёшками появляется на выставке.
Дети рассматривают все деревянные изделия.
| Умение делать вывод и его аргументировать
|
|
| Слушают, рассматривают матрёшек.
|
| Физкультминутка
| Есть у меня одна игра! Собирайся детвора.( Я беру в руки матрёшку, даю её вам в руки, дети её передают.)
У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладоши.
Кто матрёшку в руки взял,
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
| Собирает детей на игру.
Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, и играет.
| Активно играют.
| 1. Умение слушать, выполнять выбранные правила.
2. Умение ориентироваться в пространстве.
3. Реализована потребность детей в общении
| -продуктивная деятельность
| - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров.
Расписывание матрёшек.
Проходите в нашу мастерскую и там каждый украситсвою матрёшку.
(дети садятся за столы).
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
-Что у неё на голове? (платок)
-На туловище? (сарафан)
-Чем украшен сарафан? (цветами)
- На сарафан надет фартук, он всегда украшен цветами или узорами.
- У каждого из вас есть цветные карандаши, но они не просто – карандаши, а карандаши с секретом. Ими мы и будем расписывать матрёшек.
Сначала украсим платочек, сарафан.
А теперь нарисуем фартук. Украсили своих матрёшек? А теперь цветными карандашами можно их разукрасить.
| Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям взять шаблоны и постепенно нарисовать матрёшек.
Сначала нарисуют
голову – на голове платочек, на туловище сарафан, на сарафане цветы.
Постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
При разукрашивании матрёшек включается музыка.
| Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны –силуэты матрёшек. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.
Рисуют под музыку.
| 1. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
2. Умение подбирать цвета для работы;
3. Умение делать логический вывод;
4. Умение следовать правилам
| Физкультминутка
| Есть у меня ещё игра! Собирайся детвора:
«Бабушка Маланья»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей.
Все без бровей,
С такими глазами
С такими носами
С такими усами
С такой головой,
С такой бородой.
Целый день сидели,
На неё глядели,
И делали вот так….
| Собираются на игру, встают в круг.
| Активно играют.
| | 3 этап
Итог творческой деятельности
| Делу время – а потехе час? Я приглашаю вас в нашу мастерскую, чтобы рассмотреть красоту сделанную своими умелыми руками.
- Рассмотрим наших семёновских матрёшек. Какие они? (без цветов)
Вот беда, так беда?
Ой, кажется, большая матрёшка что – то нам сказать хочет
( она предлагает украсит своих матрёшек цветами).
Ой, спасибо матрёшка.
Ребятки, а как вы думаете, где матрёшки хотят водить хороводы.
Они хотят оказаться в лесу, возле русской берёзки.
| Предлагает рассмотреть матрёшек, украсить сарафаны цветами.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии, обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где матрёшки хотели бы водить хороводы.
| Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
(Выставка работ детей)
| 1. Умение оценивать результат своей деятельности;
2. Умение выражать чувства;
3. Умение делать выводы;
4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
|
|