Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская роспись



11.

& Литература для чтения детям о промысле:

Маврина Т.А. "Городецкая живопись". - М.: Просвещение, 2003. - 145с.

Жегалова С.К. "Русская народная живопись". - М.: Просвещение, 2006.-54 с.

16.

& Методические статьи о Городецкой росписи:

 

Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.

 

 


Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

 

1.Место нахождения промысла: в селе Хохлома в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области.

2.Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

 

3.Способы украшения, материалы: Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

 

4.Виды продукции: Виды хохломы – роспись «верховая» и «под фон»

Золотой фон, образованный оловянным порошком под слоем обожженной олифы, и красно-черные узоры поверх: так выглядит классическая верховая технология хохломской росписи. Это наиболее распространенный и простой способ оформления изделий; мастер работает тонкой кисточкой, нанося элементы традиционных орнаментов – «травка», «под ягодку», «под листочек». Травяные стилизации выполняются резкими узкими мазками, «ягодные» отличаются многоцветьем, «листовые» прорисовываются с узором прожилок.

Отдельный вид верхового письма в хохломе называется просто и вкусно: «пряник». Здесь главенствуют геометрические фигуры, соотносимые с квадратом или ромбом, обязательно присутствует солнечный круг и травянистое обрамление.

Золотая роспись по красному либо черному – второй вид хохломской росписи, «фоновый». Создать такой рисунок значительно труднее, ведь элементы не прокрашиваются, а наносятся контурно; закрашиваются, наоборот, свободные от росписи участки. То есть, золотые лепестки, завитки, ягодки и т.п. в данном случае не прорисованы поверх, а представляют собой кусочки основного фона, созданного порошком олова под олифой после обжига заготовки.

5.

6.Цветовая гамма (закрасить):

7.Изображение ягод:

 

 

1.Изображение листьев:

2. Изображение цветов:

 

3.Изображение зооморфных мотивов:

 

 

4.Композиция узоров:

Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

5. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки и кисточку:

  • Рука должна быть подвижна, как циркуль, поэтому кисточку держат не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально к поверхности.
  • Средний палец лежит на железке, над ним указательный, а с другой стороны, между ними - большой палец.
  • Безымянный при этом поджат, опора приходится на мизинец.

Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать ее. Такой прием с прокручиванием используют в урало-сибирских росписях.

Поначалу с непривычки такая постановка руки может показаться неудобнй, а потом станет понятно, что по-другому традиционые приемы долго не получаются.

Кроме того, мастерами используются и варианты опор для рабочей руки:

  • Планка - это рычаг, который легко переносит руку над рабочей поверхностью.
  • При росписи мелких предметов удобен прием - замок - когда опорой для рисующей руки служит другая рука.

 

6.Использование в ДОУ:

Упражнения с массажными мячиками по методике Ермаковой И.А. я провожу перед началом занятий с детьми первого года обучения, чтобы разогреть и подготовить руки к работе, и во время занятий, чтобы снять усталость и напряжение.

Дети второго и третьего годов обучения выполняют упражнения по необходимости.

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами хохломской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

7.Ведущие мастера: Н.А. Гущин, О. Н. Веселова

 

8.  

& Литература для чтения детям о промысле:

 

Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

 

9.

& Методические разработки по Хохломской росписи:

 

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

 



М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень

  1. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

 

  1. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

 

  1. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

 

5. Цветовая гамма (закрасить):

6. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи

7. Изображение растительных  мотивов: 8 Изображение зооморфных мотивов:

 

 

 

Композиция узоров: Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.

 

  1. Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами мезенской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

 

Цель и задачи:

1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами.

2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах.

4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.

5 .Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти,акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.

Здравствуйте, дети!

Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.)

Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение

Светланы Ледковой «Мезенская роспись»

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками,которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.

-Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)

-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)

Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.

-Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)

-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)

Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами

Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг

Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.

Подвидение итогов:

-С какой росписью мы сегодня познакомились?

-Назовите элементы росписи. (ответы детей)

-Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.

 

  1. Ведущие мастера:

Семьи палащельских мастеров: Аксёновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.

& Литература для чтения детям о промысле:

& Величко. Н. Мезенская роспись. — АСТ-Пресс, 2014.

& Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.

 

& Методические разработки по Мезенской росписи:

 

Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995.

Русская роспись


П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области

2. Материал первоосновы: при росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись.

3. Способы украшения, материалы: В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

4. Виды продукции: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

5. Цвет фона

Ф О Н    

6. Цвет изображений

 

             

  1. Цветовые сочетания

Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А

 

 


  1. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов.

 

 

  1. Изображение храмов, мельниц и домов:

 

 

  1. Изображение птиц:

 

  1. Изображение майданской розы:

 

  1. Композиция узоров:

Композиции росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

 

  1. Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

 

Тема: украшение полоски Полхов-Майданской росписью.

Цель: познакомить детей с росписью Полхов - Майдана.

Программное содержание:

Образовательные:

- обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- развивать у детей воображение, зрительную память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В: Ребята,послушайте пословицу: «Красна птица перьем, а человек уменьем». А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?

Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

Д: ответы.

В: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)

В: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись) .

В: Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Д: ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья).

В: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской.

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) .

Воспитатель начинает свой рассказ.

В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

С тех пор прошло очень много лет.Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

«Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется».

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия).

В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

В: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

В: Правильно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный

В: Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан, а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В: Как расположены листики на веточке?

Д: ответы (сверху и снизу).

В: Какого цвета листик? Какой формы?

Д: ответы (зеленого, овальной).

В: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).

В: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок. Три — раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В: Ребята, хотите стать мастерами.

- Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).

В: Какие красивые бочонки у нас получились.

В: А какие элементы использовали в росписи полоски?

В: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи?

Д: ответы

В: В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.

 

  1. Ведущие мастера:

П.Е.Казаков и Г.А.Авдюков.

& Литература для чтения детям о промысле:

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.

16. Методические разработки по Полхов-Майданской росписи:

 

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.

Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.