Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»



 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

300002, г. Тула, ул. Галкина, 17

Тел. (4872) 47-31-01

E-mail: psyholog_centr@tularegion.org

Сайт: psyhologcentr.ru

 

 

ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИГРЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

И НЕ ТОЛЬКО…

 

Уважаемые родители!

Провести в условиях карантина, самоизоляции несколько недель, особенно когда в семье маленькие дети, испытание не для слабонервных. Чем же заниматься с ребенком 3-4 лет в условиях самоизоляции? Конечно же играть! О роли игры в жизни ребенка написано и сказано немало. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, исследует все, что происходит вокруг, игры учат его быть наблюдательным устанавливать элементарные взаимосвязи, осваивать различные социальные роли…

Чтобы вы могли с пользой провести время вместе с детьми, мы предлагаем вашему вниманию подборку игр на месяц.

ПОДХОДИТ — НЕ ПОДХОДИТ Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас. Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы: ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка и т.д. (все предметы должны быть безопасны для ребенка). Разделите предметы и разложите в 2 кучки. Возьмите предмет из одной кучки и покажите ребенку, пусть он выберет из другой кучки соответствующий ему предмет. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока ребенок не соберет все пары.    
  ЧУДЕСНАЯ РУКА Применив воображение, ваш ребенок может создать удивительные вещи из контура собственной руки. Обведите кисть руки ребенка на нескольких листах бумаги. предложите ребенку раскрасить контуры руки, превратив их во что угодно: петушка, восход солнца, дикобраза, смешное чудовище и т.д. Посмотрите, сколько разных вариантов рисунка может придумать ребенок.  
КУКЛА — Я Ребенку обязательно понравится бумажная кукла, которая будет похожа на него самого. А может ему захочется поиграть и с куклами, представляющими других членов семьи. Купите набор бумажных кукол, подходящие вашему ребенку по возрасту и полу. Вырежьте голову из фотографии вашего ребенка и приклейте к голове бумажной куклы. Если ребенок захочет, сделайте и кукол с лицами других членов семьи. Так ребенок во время игры может устроить представление с бумажными куклами и рассказать историю о жизни семьи.

 

СДЕЛАЙ КНИЖКУ Предложите ребенку придумать историю и самому сделать книжку, совсем как настоящие. Вырежьте 8-10 рисунков из детских журналов или книжек с картинками (каких не жалко). Наклейте картинки на бумагу (по одной на страницу), оставив внизу место для текста истории. Пусть ребенок выберет первый рисунок, затем второй и т.д., пока все картинки не будут сложены в стопку. Положите сверху чистый лист бумаги и скрепите степлером все страницы. Пусть ваш малыш, глядя на первую страницу с картинкой, начнет рассказывать историю, которая каким-то образом связана с рисунком. Запишите это под картинкой. Переверните страницу, и дайте ребенку продолжить рассказ. Продолжайте до последней картинки. Предложите ребенку придумать название и напишите его на обложке. Прочитайте рассказ вместе. Как вариант: можно предложить ребенку сначала сочинить рассказ (сказку) и записать ее. Затем предложить нарисовать к ней картинки.    
  ПРЫГ-СКОК  Встаньте на просторном месте, чтобы ничего не мешало ребенку выполнять ваши команды. Дайте одну из команд — прыгнуть на месте, в сторону или на одной ноге, проследите, чтобы он правильно выполнял ее. Дайте другую команду и проследите, чтобы он изменил вои действия. Продолжайте давать команды все быстрее и быстрее, пока все не закончится смехом. Сыграйте еще раз, добавив команды посложнее, например: танцуй, кружись и т.д. Сыграйте в игру во время прогулки: давайте команды ходить по-разному, например, медленно, быстро, задом наперед, боком, маленькими шажками, гигантскими шагами, прыжками и т.д.

 

 

ТАНЕЦ С ШАРФАМИ Просто удивительно, как пара шарфов способна проявить творческие способности ребенка и улучшить общие моторные навыки. Привяжите один конец каждого шарфа к палочкам. Включите какую-нибудь музыку. Пусть ребенок возьмет по палочке в каждую руку и начнет размахивать шарфами. Когда у ребенка получится двигать руками под музыку, предложите ему потанцевать, чтобы шарфы двигались еще лучше. Пусть ребенок придумает свой танец с шарфами. Возьмите сами одну палочку с шарфом и потанцуйте с ребенком вместе. можете попробовать сплетать шарфы во время танца и посмотрите, что получится.  
  ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? Ребенок с удовольствием будет угадывать, чего не хватает, особенно, если вы подберете интересные для него предметы. Разложите предметы перед ребенком. После того, как он их изучит, назовите все их вслух по очереди. Накройте предметы и вспомните их названия. Уберите один предмет так, чтобы ребенок не видел, и откройте оставшиеся предметы. Спросите: «Чего не хватает?». Играйте так с остальными предметами. Чтобы усложнить игру, можно использовать большее количество предметов, подобрать сходны друг с другом предметы или пропустить пункт с обзором названий. Чтобы ребенку было легче, уменьшите число предметов или назовите их несколько раз.
ЧТО ЛИШНЕЕ? Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр.  

 

ЧТО ПРОИЗОШЛО?  Выберите историю, события в которой ребенок может предугадать и начните читать ее. Прочитав немного, спросите ребенка, что, по его мнению, произойдет дальше. Переверните страницу, прочитайте историю дальше и выясните, правильно ли догадался ребенок. Продолжайте, пока не дойдете до конца. Вместо книжки с картинками возьмите иллюстрации из журналов и придумывайте по ним истории. Начните с вопроса: «Что здесь происходит?»  
  ЧЬЯ ОДЕЖДА? Вырежьте из журналов изображения мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Затем вырежьте изображения предметов для мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Разложите изображения людей, рядом положите изображения одежды. Возьмите первое изображение предметов одежды и дайте его ребенку. Спросите, кому подходит эта одежда, и пусть он приложит ее к соответствующему бумажному человечку. Продолжайте, пока не разложите всю вырезанную одежду.
  КАТАЕМ ПРЕДМЕТЫ Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге.  

 

 

ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать.  
  СРАВНЕНИЕ Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики).
КТО ЧТО ЛЮБИТ? Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей.

 

ОШИБКИ Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности. Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности.    
      ОДНИМ СЛОВОМ Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети.  
  НАЗОВИ СЛОВА Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр. Наоборот Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ.    

 

 

    ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ? Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например, «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя.
  ДОКРАСЬ Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам.
    ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром. (Также можно положить предметы в непрозрачный мешочек. Правила игры те же).

 

 

  ИГРАЕМ В ОБЕЗЬЯНОК Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений. Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом.  
  В ОЧЕРЕДИ Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка.
  УМЕНЬШАЕМ И УВЕЛИЧИВАЕМ Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например, дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него. Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр. Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр.

 

    ЧТО ТЫ СЛЫШАЛ?  Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр. Где звенит? Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание. Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик.  
    СЛЕДУЙ ЗА НАКЛЕЙКАМИ Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка идти по следам. А куда они приведут — зависит от вас!.. Для этого нам понадобятся наклейки. Большое количество недорогих наклеек можно купить в магазине Fix Price. Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок дома или во дворе. Поместите наклейки на виду через каждые 30 см по пути следования. В конце пути положите награду. Объясните ребенку, что нужно искать знаки-стикеры, которые приведут его к награде. Не забудьте поздравить, когда он отыщет сокровище.  

 

 

СНАЧАЛА И ПОТОМ Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как: Сначала ты просыпаешься, а потом... Сначала наливают чай, а потом... Сначала курочка откладывает яичко, а потом... Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить. Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака».      
    ЧТО ТАМ, ВНУТРИ? Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи.  

 

 

ВСЕ, ЧТО ВОКРУГ При помощи этой игры можно развивать у детей не только внимательность, но и речевые навыки, а также увеличить его словарный запас. Правила игры: называть предметы, которые видит ребенок вокруг себя. Например, мама начинает говорить, что возле нее стоит диван. Малыш должен продолжить — стул, мама — люстра и т. д. За каждое новое слово положен маленький приз: печенье-крекер, конфетка-монпансье или фишка. Если слово повторяется — положен штраф (приз забирается).    
      СОБЕРИ ВМЕСТЕ Эта игра помогает формировать у ребенка логическое мышление, пространственное представление и тренирует мелкую моторику. Если хотите занять двух-трехлетнего малыша на 10–15 минут, вырежьте из твердого фетра его любимую зверюшку, например, зайку. Потом разрежьте его на детали (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали). На концах соединяющихся между собой деталей пришейте липучки или крючки, а для детей постарше — пуговички и петельки). Задача — быстро и правильно собрать зверюшку.
СОБЕРИ ВСЕ ПОДАРКИ Эта игра не только развивает в ребенке настойчивость, но и учит считать. Расскажите ему, что утром к вам приходили ежик и зайчик и принесли подарки. Только пока несли, растеряли их по всей комнате. Сами же заранее спрячьте в доступных и безопасных для ребенка местах яблоки, конфеты, грецкие орехи и т. д. Предложите малышу их найти. Но договоритесь, что пробовать угощения можно будет только тогда, когда он соберет пять, семь или десять презентов.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.