Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр Закушняк. Молодым рассказчикам



                                               Александр Закушняк

Основоположником нового жанра художественного рассказывания[именно рассказывания, а не чтения. Декламации. Театральной инсценировки чьего-либо произведения] был  выдающийся артист Александр Яковлевич Закушняк [1879-1930]

Молодым рассказчикам

1.Рассказывая рассказ прежнего автора, самому рассказчику необходимо быть человеком сегодняшнего дня.

2.Основная разница между актером театра и рассказчиком – в том , что театральному актеру. Играя Лапкина[ «Злой мальчик» Чехова ],надо перевоплощаться в этого Лапкина, а рассказчику необходимо Лапкина показать. Лапкин, например, объясняется в любви. Актер театра должен это делать в качестве самого Лапкина, а рассказчик, словно «подсматривая за Лапкиным, показывает, как этот Лапкин объясняется в любви: смешно. Трогательно или грубо (это зависит от отношения рассказчика к действующему лицу).

  Актер театра, играя толстого человека. Сам должен быть толстым, а рассказчик. Рассказывая о толстом человеке. Может быть худым.

  Играя хохочущего человека, актер театра действительно должен хохотать, а рассказчик может сказать «Он страшно хохотал» (без хохота) и будет очень смешно.

  Актер театра. Играя человека. Который очень быстро говорит, и сам должен говорить очень быстро, а рассказчик может показать быстро говорящего человека именно замедленным, с большими паузами темпом и достичь полного впечатления большой поспешности речи.

Актер театра. Играя мальчика. Старика и т.п., дает именно этого и только этого мальчика, старика и т.п., а рассказчик, показывая мальчика или старика, должен в этом образе давать то детское или то старческое, что свойственно всем детям, всем старикам. Рассказчику надо творить образ ребенка, старика и т.д. в воображении слушателя. Слушатель должен заинтересоваться и представит себе этого ребенка или старика.

3.У рассказчика нет помощников(грим ,костюм, декорации, партнеры и т.п.),он должен все изобразить собой- всю внешнюю и внутреннюю обстановку.

4.Один и тот же рассказ у пяти талантливых рассказчиков получает пять разных трактовок, так как у каждого из них будет ко всему свое отношение.

5.В отношении рассказчика к действующему лицу и ко всему, что происходит в рассказе, -вся соль искусства рассказывания (отсюда родится интонация).

6.Отношение рассказчика к показываемым им действующим лицам и положениям необходимо утверждать четко и определенно.

   Например: «И,однако, непоколебимая в своем экзальтированном упорстве, она наотрез отказывалась принять его, узнать его имя, говорить с ним» («В дороге» Мопассана). Выгодно взять для этого куска такое отношение рассказчика: «Подумайте только, какая чудачка!»

7.Рассказчик может особенно любить какое –нибудь действующее лицо.

8.Надо четко разграничивать два положения. Первое: «Я- рассказчик, и это я рассказываю публике».  второе: «Я – рассказчик, и я рассказываю за рассказчика, фигурирующего в этом рассказе».

9.Надо вести психологическую линию в рассказе, а не только сюжетную.

10.Рассказчик должен все время наблюдать за действующими лицами; что и как они делают и с каким отношением. Например: «Стоя на крыльце, он увидел Надю» («Невеста» Чехова. Как он,Саша относится к Наде? От этого зависит и как будет произнесено слово «увидел» и вообще вся фраза. Почему Надя любила жениха, почему она разлюбила его. Как она относится к Саше? Все это надо абсолютно точно знать рассказчику. Раз жених Наде не нравится, это должно ощущаться все время.

11.Как найти юмор? Относиться подсмеиваясь. Например: «После венчания не было даже легкой закуски» («Анна на шее» Чехова],то есть «Что же это за свадьба?».

12.Надо знать, как САМ рассказчик (действующее лицо) чувствует себя, рассказывая какую-нибудь историю. Например. В разговоре с любовницей о возвращении мужа(«Мужики» Чехова): считает ли себя этот рассказчик правым или виноватым? Хочет ли оправдаться и в чем - либо убедить? И в то же время: как его оценивает сам артист? Это надо точно решить и показать.

13.Надо давать самочувствие и положение рассказчика в тот момент, когда происходило то. О чем он теперь рассказывает.

14.необходимо общение с тем, кому в рассказе действующее лицо рассказывает. Так же как и самому артисту-рассказчику – необходимо общение с публикой, которой он рассказывает.

15.Перед тем как начать рассказывать, надо «собрать» публику. Очень важно это ощущение: «Я начинаю».

,16.Начиная рассказывать, надо, чтобы установка была такой: «Какой интересный рассказ я сейчас прочту вам».

17.Хорошо, если будешь чувствовать- хотя бы вообразив его,- что в публике есть человек, который очень хорошо слушает и очень хорошо все понимает.

18.Надо уметь заинтересовать публику, «держать секрет». Например, читая «В дороге» Мопассана: «Он опустился на колени…»( ну а дальше что?), «…собрал золото…»( ну, ну! Что же дальше?).

19.Действующие лица надо как бы ПРЕДСТАВЛЯТЬ публике: технически- надо их имена и фамилии произносить выделяя. Громче. Отчетливее.

20.Чтобы подчеркнуть, что именно говорится публике, надо сделать движение ( можно сказать какую-нибудь точно кому-нибудь из публики).

21.Кончая одно положение и переходя к другому, надо успокоиться , оставить все и ОПРЕДЕЛЕННО перейти к другому. Нельзя мазать.

22.Если в одном рассказе есть несколько глав. Несколько картин. То каждая должна отделяться от другой ТЕМБРОМ голоса. Начало, середина и конец рассказа, первая и вторая части и т.д… введение и эпилог – это все разные вещи. Каждый раз. Начиная другое положение в рассказе, необходимо менять тембр голоса.

23.Когда в рассказе кто –нибудь появляется впервые , надо решить. Важен он как действующее лицо или не важен. И вообще решить о нем все. Отсюда рождается фантазия.

24.При всех повторных появлениях действующего лица необходимо создать его СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ, соединять. Вести его образ через весь рассказ.

25.Взяв в качестве рассказа определенные краски для какого-либо образа. Тем самым берешь на себя обязательство сохранить эти краски до конца рассказа. Если нет прямой речи, а есть что-то. Относящееся к данному образу. Краски должны быть все те же, характерные для этого персонажа. Но даваться должны они легче. Иногда только намеком [эхо].

26.Слушатель вместе с самим рассказчиком должен ВИДЕТЬ всю историю.

27.На ритм рассказа важно положить два отношения:1/отношение действующего лица, рассказывающего историю, и 2/отношение того артиста. Который этот рассказ рассказывает публике.

   Например; Вот скоро этот Кузька и родился» («Мужики» Чехова].С каким отношением говорит это действующее лицо рассказа и какое отношение к Кузьке, его рождению у артиста? Какое отношение действующего лица к природе. О которой он рассказывает [так же и как относится к природе сам артист?]?

28.РИТМОМ разрешается [характеризуется] ее или его [действующего лица]настроение.

29Рекомендуется ломать ритмы. Вдруг сказать одну или несколько фраз кому-то другому. Например: разговор о возвращении мужа в тех же «Мужиках». ГДЕ происходит этот разговор? КАКОЙ забор? КАКОЕ крыльцо? Всю обстановку надо видеть и знать точно. Через “забор” подсматривать до тех пор, пока у автора забора больше не будет.

30.Ритм не должен обкрадывать эмоции. Найдя крепко ритм, надо жить в нем ярко разнообразными эмоциями.

31.Перед всяким эмоциональным действием надо сначала увидеть, ощутить. А уж потом сказать, сделать.

32.Надо давать совершиться действию . Например:”Приезжий умылся. Помолился…” ит.д. Кроме того. Так как здесь несколько глаголов и каждый выражает особое действие. От этого должен быть и разный тембр в каждом действии. Как он молится? Как он . умывается? Как постилает полость?..

33.Нельзя забывать того. Что было сказано на первой странице рассказа. Например:”Дело происходило летом”.Это обязывает навесь рассказ.

34.Необходимо во время рассказа точно знать(видеть) расположение всех действующих лиц: где кто стоит, сидит, лежит, откуда входит куда уходит и т.д.

35.Если действие происходит, к примеру. В цирке («Мексиканец» Лондона) или на вокзале («Анна на шее»), то интонация должна возникнуть от самого еста действия. Надо говорить так, чтобы передавалась атмосфера. Ритмы цирка. Вокзала.

36.Передавая действие. Происходящее в саду. На улице и т.п.. как правило надо говорить громче. Чем в том случае. Когда происходят сцены в доме.

37.Надо знать, ОТКУДА и КУДА говорит действующее лицо. Например: «Здравствуйте, Иван Кузьмич» («Дочь Альбиона» Чехова] говорится с крутого берега – вниз. Значит, и самый звук голоса должен быть соответствующим. Сидя действующее лицо говорит иначе, чем стоя. Зимой - иначе, чем летом.

38.Когда говорит толпа надо её показать разными тембрами голоса.

39.Огромное значение в искусстве рассказывания имеют ПАУЗЫ. Необходимо выучиться их держать и владеть ими.

40.Интонации зависят друг от друга. Как сказал партнер-это очень важно для ответа (услышанная интонация рождает ответную).

41.Выгоднее вести речь на глаголах (они выражают движение). Произнося глаголы (например: «Они опустились, уселись…» и т.п.-«Злой мальчик Чехова») ,надо передавать ТЕМП этих поступков.

42.Глаголы для выражения эмоции (например: «Поликей растирал лекарство»- в «Поликуше» Л.Н.Толстого) надо ВЫДЕЛЯТЬ и , ощущая каждую букву, передавать интонацией само действие (изобразительно).

43.Необходимо ощущать пространство сценической площадки.

44.Действующих лиц рассказа выгодно помещать вправо и влево от себя . почти наравне с первым рядом зрителей.

Не держать мелких профилей. Боком можно становиться только в редком случае.

45.Все буквы в словедолжны «играть».Буква-помощник интонации.

46.Чем быстрее произносятся слова, тем важнее артикуляция.

47.Надо давать выпуклость, скульптурность в рассказе.

48.Места, произносящиеся как ДОКЛАД, говорятся громко, отчетливо. Иногда крикливо.

49.Если какое-нибудь место в рассказе никак не выходит. Можно в крайнем случае прибегнуть к техническому приему: неудающееся место говорить как доклад.

50.Кто родил слова , тот их правильно дал; он их пережил , и потому они эмоционально несут в себе то состояние, которое их родило.

51.Работая, можно пропускать. Переставлять или менять некоторые слова и фразы. Можно добавлять восклицания и т.п. Важно добиться правильного самочувствия, а потом уже можно очистить текст. Уточнить.

52.И снова: всегда помните, что. Рассказывая рассказ прежнего автора, самому рассказчику необходимо быть человеком СЕГОДНЯШНЕГО дня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.