Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





gerasimova412210@yandex.ru. Тема: Практическая работа «Послевоенное советское общество, духовный подъем людей



 

Конец формы

Работы выполнять письменно в тетрадях, присылать на адрес электронной почты:

gerasimova412210@yandex.ru

 

Тема: Практическая работа «Послевоенное советское общество, духовный подъем людей"

Цель: сформировать представления обучающихся о послевоенном советском обществе

Обучающийся должен знать: основные направления искусства XX века в СССР

Обучающийся должен уметь: анализировать основные направления искусства XX века в СССР

Теоретическая часть:

В послевоенные годы продолжался взлет творчества корифеев исполнительского искусства XX в.

— В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана. Началась

творческая биография С.Т. Рихтера, M.JI. Ростроповича — победителей первого послевоенного

конкурса музыкантов- исполнителей. В Большом театре были поставлены балеты С.С.

Прокофьева.

В творчестве композитора классические традиции органично сочетались с новыми принципами

музыкальной драматургии. Участие в этих спектаклях стало одной из вершин в творчестве Г.С.

Улановой, М.Т. Семеновой и плеяды великих артистов, принесших советскому балету мировую

славу. В 1946 г. в Ленинграде состоялась премьера первой части оперы-эпопеи Прокофьева

«Война и мир».

В Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинс- кий, первый исполнитель пяти симфоний

Д.Д. Шостаковича. Седьмая («Ленинградская») симфония, которую композитор создавал в 1941 г.

в блокадном городе, стала символом непобедимого духа народа, боровшегося против фашизма.

Критики конца XX в. назвали Шостаковича «последним великим симфонистом» в истории

классической музыки. Его творчество воплотило глубокие философские раздумья о мире и

человеке, о трагедиях и конфликтах современности.

В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения

художников. Размышляя о духе того времени в эпилоге романа «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак

писал, что «хотя просветление и освобождение, которых ждали.

В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко.

Выбор не случайно пал на ленинградских литераторов. Этот удар был косвенно направлен против

руководителей городской парторганизации Ленинграда. Происходившее отражало

развернувшуюся борьбу за власть и столкновение позиций вокруг приоритетов развития страны в

высшем руководстве и стало прелюдией к «ленинградскому делу». Постановление обличало «дух

низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Именно это являлось

важнейшим направлением идеологического «главного удара» на фронте «холодной войны».

Аналогичные по тональности обличения содержались в других подобных постановлениях: «О

репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая

жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (1946—1948). Обвинения в «аполитичности»

и «безыдейности» и жесткая критика прозвучали в адрес многих известных деятелей культуры, в

том числе кинорежиссера С.М. Эйзенштейна за вторую серию фильма «Иван Грозный» (первая

была удостоена Сталинской премии в 1946 г.). Режиссерская концепция картины, построенная

вокруг проблем пагубности насилия, какими бы высшими целями оно ни оправдывалось, и

одиночества, порождаемого безграничной властью, была расценена как «невежество в

изображении исторических фактов».

Жесткое следование идеологическим установкам больно ударило по ряду направлений

отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е.С.

Варга и др.), историки и философы, физики (Л.Д. Ландау,

П.Л. Капица и др.). В науку по-прежнему переносились «классовые» оценки. В некоторых случаях

(генетика, кибернетика, исследования мировой экономики) эти нападки привели к закрытию

целых научных направлений или существенному ограничению исследований.

Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же

время в возвращавшемся к мирной жизни обществе, жившем в обстановке скудного

послевоенного быта, остро ощущалась потребность в радости и красоте. Огромной популярностью

пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие, как поставленный в жанре

музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» (реж.И.А. Пырьев, 1950). В них звучал

идеологический посыл о преимуществах советского строя. Искусство создавало радостный и

привлекательный миф-сказку о советском образе жизни, о светлом будущем, в него хотелось

верить. Символами эпохи стали монументальные общест- Киноафиша 1950 г.

венные сооружения — вестибюли Московского метрополитена (станция «Комсомольская

кольцевая», архитекторы А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин), знаменитые высотные здания,

постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г. Осуществление этих и многих

других грандиозных проектов должно было свидетельствовать о незыблемости социалистического

строя и величии духа народа-победителя.

Задание :

1. Заполните таблицу:

Направления искусства   Фамилии   Открытия , творческие начинания  
     

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.