Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Так как мы будем декорировать тарелку, поговорим о ней. Тарелка должна быть фарфоровой, глазурованной (т.е. гладкой) и чисто белой. Если на ней есть ободок (каёмка), это интересно и может пригодиться. А вот если есть небольшой рисунок по краю тарелки, это сложнее: придётся обыгрывать этот рисунок. Лучше, если тарелка будет без рисунка. Можно соответствующую тарелку подобрать дома. Но любую, даже новую купленную тарелку перед работой надо обезжирить. Для этого смачиваем двойной ватный диск спиртом и тщательно протираем поверхность тарелки перед росписью. Перед тем, как приступим к декору тарелки, необходимо обезжирить и пальцы рук: акриловые краски на водной основе, поэтому на жирной поверхности они не будут распределяться равномерно.

РАБОТА НАД ЭСКИЗОМ.

1. Желательно начинать с самого простого рисунка, лучше симметричного (на следующей тарелке рисунок можно усложнить). Чертим на листе ватмана круг диаметром равным диаметру тарелки (или просто кладём тарелку донцем вверх на лист и очерчиваем контур карандашом, нам надо два экземпляра: для эскиза и нескольких трафаретов).

2. Я выбираю рисунок, который делит круг тарелки на 4 сектора; в каждом секторе повторяющийся узор.

3. Чтобы не ошибиться в размерах секторов, так как это исказит симметричность, мы сделаем трафареты, как показано на фото:

4. Делаем первый трафарет:

 *с помощью циркуля и линейки делим круг на четыре части, чертим в круге крест;

*откладываем от линий креста в каждую сторону по 5мм; получаем крест из двух полос шириной в 1 см; это и будет наш самый главный трафарет,

*который мы вырезаем, но длина полос креста должна быть немного больше размера диаметра тарелки.

 

 

 

 

 

5. После вырезания трафарета в форме креста у нас от круга остались четыре сектора; на одном из них рисуем повторяющийся узор эскиза карандашом; но вырезаем только основные крупные детали узора.

6. Создаём сам эскиз – образец будущей росписи: для этого на следующем куске ватмана, располагаем трафареты по очереди и очерчиваем их карандашом, дополняем эскиз деталями поменьше и тонкой прорисовкой.

Замечание: всё это можно упростить, переведя с помощью листа копирки изображение рисунка непосредственно на бумагу, а потом таким же образом на тарелку.

7. Приступаем к росписи эскиза. Можно подойти профессионально к этой части работы: работая кистью по соответствующему алгоритму. Например: касание-нажим-протяжка-отрыв. Или: касание, потом нажим с извивом и мягкий отрыв во время протяжки… В этом случае понадобятся различные кисти. Но, так как саму тарелку мы будем расписывать совершенно по-другому принципу, то в росписи эскиза нам важна не тренировка мазка, а только цветовые акценты самого орнамента. Поэтому, эскиз можно раскрасить фломастерами, карандашами или гуашью.

 

 

Мы закончили работу над эскизом. Прежде, чем приступить к росписи тарелки, закрываем баночки с гуашью. Меняем воду в ёмкости. Готовим кисти, трафареты, фломастер, скотч и акриловые краски. Руки и особенно пальцы рук тщательно протираем спиртом. Эскиз лежит рядом.

РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ.

1. Накладываем на тарелку (или на круглое блюдо) трафарет в форме креста; полоски креста, загнув за край тарелки, закрепляем с обратной стороны скотчем.

2. Прижимаем указательным пальцем левой руки трафарет в центре и фломастером (он в правой руке) очерчиваем «крест» по контуру. Снимаем трафарет.

3. Теперь по той же схеме работаем с трафаретами основного узора в каждом секторе круга.

 

4. Добавляем некоторые детали фломастером, но уже на глаз.

 

Замечание: можно под копирку перенести рисунок на тарелку, но это малоэффективно (копирка плохо отпечатывается на гладкой поверхности). Можно вырезать крупную снежинку, простую (какую вырезает неопытный ребёнок), такая снежинка будет служить трафаретом для нанесения линий на тарелку фломастером. Голубой фломастер не будет заметен, так как роспись сине-голубая под Гжель. А со временем и опытом мастеру не понадобятся для росписи даже трафареты.

5. Рисунок нанесен на тарелку, остаётся приступить к росписи. Работаем акриловым рельефным контуром.

Здесь важно помнить, что на гладкой поверхности тарелки акриловые краски будут растекаться, так как они на водной основе. Поэтому принцип росписи такой же как «под витраж». Вот почему мы сначала наносим на тарелку рельефные линии акриловым рельефным контуром. Чётко повторяем рисунок по линиям фломастера.

 

Замечание: поскольку потом красочку мы будем заносить кистью в границы контура, важно, чтобы все линии смыкались; если линия по контуру фрагмента (листика, лепестка, круга) будет разорвана, то краска будет перетекать из одного фрагмента в другой; работа будет не чёткой.

 

Работая с контуром, держите и прижимайте тубу только снизу.«Носик» тубы периодически подтирайте. Такой вид росписи очень похож на рельефную керамику.

6. После того, как роспись тарелки контуром завершена, необходимо время, чтобы контур высох. Продолжаем работу через 2-3 часа. Теперь наносим акриловые краски мягкой кистью в границы каждого фрагмента. Густые краски слегка разводим водой.

Замечание: важно подобрать правильную консистенцию: жидкая краска будет течь, особенно на покатых частях тарелки; густая -- ляжет неравномерными мазками. Работать надо аккуратно: не залить контур.

7. Основная работа по декору тарелки завершена.

Надо внимательно её всю осмотреть. Если есть места, где мы фон тарелки замазали, или подтёрли краску не очень аккуратно, а, возможно, что и сама тарелка с браком из наших старых запасов (сколы, царапины, некачественная деколь старого рисунка, который мы неудачно спрятали под новый рисунок), то у нас для устранения этих дефектов есть белый грунт. Теперь на все белые места наносим аккуратно кистью этот грунт. После высыхания тарелку покрываем акриловым лаком (желательно 2-3 слоя лака и каждый следующий слой лака после высыхания предыдущего). Если мы с грунтом не работали, нет необходимости покрывать тарелку лаком.

 

 

ФИКСАЦИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ.

 

Для того, чтобы наш труд не был напрасен, краски, которыми расписана тарелка надо закрепить. Это делается низкими температурами в домашних условиях. Духовку разогреваем до 250 градусов по Цельсию (иногда достаточно и 200 градусов), кладём тарелку на решётку в духовке, закрываем её, через 34 минуты духовку выключаем, но тарелку извлекаем только после полного остывания духовки (это важно). Зачем нужна фиксация росписи? Эта процедура необходима, так как все акриловые краски на водной основе (в том числе и краски «для росписи по холодному фарфору»), т.е.: при соприкосновении с водой такие краски с керамической бисквитной поверхности не смоются, а со стекла, с металла и с гладкого фарфора слезут тонкой плёнкой. Разумеется, слой лака предохранит на какое-то время красочный слой, но лак также необходимо фиксировать, хотя бы горячим феном. Качественная, надёжная несмываемая роспись получится и без акрилового лака, работайте аккуратно и ваша тарелка «проживёт» долго. Но сегодня в продаже есть универсальный акрил для росписи стекла и фарфора, который не обязательно фиксировать в духовке. В любом случае важно помнить, что принимать пищу из такой тарелки не рекомендовано (краски не пищевые), такая тарелка предназначена исключительно для украшения интерьера.

 

 

Замечание: на керамических заводах температура обжига окислов металлов (керамических красок) до 1250 градусов по Цельсию для подглазурных красок. Краски бывают и надглазурными.В нашем же случае мы имеем дело с очень низкотемпературными акриловыми красками.

Наше произведение искусства можно считать завершённым. Всё, что нам понадобится, это подставка для тарелки.

Многие спрашивают, почему нельзя расписать тарелку гуашью и закрепить краску акриловым лаком? Отвечаю: акриловый лак не сможет закрепить гуашь, он просто «развезёт» гуашь грязно по тарелке. В духовке гуашь сгорит даже при 150 градусах.

Художественный акрил «для росписи по холодному фарфору» – это краски, приближённые по своему составу к керамическим, т.е. к окислам металлов, но самые низкотемпературные. Спасибо науке, такой акрил и сопутствующие товары (рельефы, гели, лаки, полимерные массы) дают возможность для поиска новых творческих идей и находок.

Создавайте свои авторские уникальные варианты росписи ваз, тарелок, даже сервизов. Чудо своими руками – это реально!

Для тех, кому интересно узнать как можно больше  о керамике (её терминологии), привожу маленький глоссарий.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.