Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АР НУВО (МОДЕРН)



АР НУВО (МОДЕРН)

АР НУВО (МОДЕРН) (фр. art nouveaux – новое искусство) или модерн (фр. moderne – новейший, современный) стиль в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и скульптуре.

АР НУВО, возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в.

Время его формирования – 1890-е годы. Когда художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными.
Живописцы и скульпторы отвергали принцип подражания природе, архитекторы и дизайнеры осуждали копирование старых стилей.
Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве.
Главными особенностями стиля, были:
- образная ассоциативность;
- изощренный символизм форм и значений;
- подчеркнутая декоративность;
- двухмерность изображения;
- бег извилистых гибких линий;
- плоскостные узоры.
Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.

 

Источники АР НУВО разнообразны, к ним можно отнести стиль:
- рококо;
- искусство Ирландии и Шотландии;
- позднюю, «пламенеющую» готику;
- яванские батики;
- этрусскую вазопись;
- японскую гравюру на дереве.
Однако, непосредственным прародителем тех художественных идей, которые будут развиты мастерами АР НУВО, стало «Движение искусств и ремесел», возникшее в Англии в 1880-е.
Стиль АР НУВО, приобрел интернациональный статус и быстро распространился по всей Европе и обеим Америкам.

В Великобритании, черты характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков АР НУВО был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки не столько иллюстрировали конкретные эпизоды литературного произведения, сколько служили своеобразным комментарием к ним, содержание которого выходило далеко за пределы текста.

АРХИТЕКТУРА.
Одним из ведущих представителей АР НУВО в Великобритании, был Ч.Р.Макинтош - шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы, от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра.
Творчество Макинтоша, оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.

Во Франции, где и возник термин «АР НУВО», этот стиль был тесно связан с символизмом в поэзии и живописи. У истоков французского АР НУВО стояли Поль Гоген и художники его круга. Наиболее известным мастером АР НУВО во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. В своих плакатах и литографиях он отдал должное характерному для АР НУВО,графическому узору, напоминающему арабеск, позволив линиям течь легко и энергично.

Важную роль в развитии АР НУВО во Франции, сыграли:
-  архитектор Эктор Гимар (1867–1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей;
- ювелир Рене;
-художник по стеклу и мебели Эмиль Галле (1846–1904).
Значительное место в искусстве АР НУВО,принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде (1863–1957) и Виктору Орта (1861–1947); Брюссель был центром развития этого стиля на раннем этапе.
АР НУВО имел множество последователей и в Германии, где он получил название «югендстиль».
В Испании архитектор Антонио Гауди создал, пожалуй, наиболее индивидуальный и оригинальный вариант АР НУВО.

 

В США архитектор Луис Салливан (1856–1924) использовал орнаменты в стиле АР НУВО для украшения фасадов спроектированных им зданий.
Ведущим представителем АР НУВО,был Луис Комфорт Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.

Стиль АР НУВО достиг высшей точки своего развития на рубеже XIX–XX вв., но затем был вскоре забыт.
Ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе.
Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала XX в.
АР НУВО вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя.

В России, для этого стиля принято название - модерн,
в Австрии – сецессион,
в Италии – либерти.

 

ДИЗАЙН ИНТРЕЬЕРОВ.
В интерьере, этот стиль нашёл себя очень удачно и надолго полюбился очень многим. Огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимали форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались, почти в каждой детали интерьера: мебели, окнах, дверных проёмах, отделке.
Зачастую волнообразные линии встречались и в лепнине.
Стремление к природе выражалось и через цветы- в АР НУВО они повсюду. Самые популярные цветы - лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале XX-го века.
Кованое железо использовалось очень часто: для лестничных перил, решеток на окнах, мебели и декоративных элементов.
Еще один важный для АР НУВО элемент – витражное стекло, которое стало чрезвычайно популярным и использовалось для оформления окон, декорирования стен, мебели, создания аксессуаров.

 


ВОПРОСЫ.

1. Возникновение и определение названия стиля – МОДЕРН.

2. Основные черты стиля МОДЕРН.

3. Как назывался стиль МОДЕРН, в различных странах.

4. Примеры интерьеров, в стиле АР НУВО. (2-3 шт.), с описанием.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.