Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие (2 часа). Тема: Основы педагогической риторики. ХОД ЗАНЯТИЯ. Ответы на вопросы.



     21.04 2020

11.30 СДО-О-19

Практическое занятие (2 часа)

Выполнила студентка группы С(Д)О-19 Рахимова Динара

Тема: Основы педагогической риторики

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ответы на вопросы.

1. Назовите характерные особенности педагогической риторики?

Ø содержит заранее составленные компоненты;

Ø допускает расширение круга адресатов;

Ø носит не только информирующий, но и воздействующий характер.

 

2. Что такое повествование, каковы его характерные особен­ности в работе педагога-дефектолога?

Повествование – один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени

Характерные особенности:

Ø событийностью или сюжетностью;

Ø последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий; логичностью и связанностью изложения; ведется от первого или третьего лица;

Ø имеет четкую композицию, в которой различают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;

Ø преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.

 

3. Каким образом можно придать динамику повествованию?

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т. д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту.

 

4. Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

 

Для описания характерно использование простых предложений, часто с однородными членами предложения. Яркой характерной чертой описания является статичность. Описание предполагает в первую очередь перечисление наблюдаемых предметов, сообщение их признаков. Основной смысл описания выражается словами, обозначающими предметы, признаки, состояния. Глаголы в описании либо семантически ослаблены, либо передают свойство, характеристику предмета, а не обозначают активное действие. Они выполняют качественно-изобразительную функцию. Большей статичностью обладают действия, названные глаголами в форме настоящего времени.

 

5. Что такое рассуждение (размышление) и каковы его харак­терные особенности?

Рассуждение – ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.

Характерные особенности

Ø изложение построено на причинно-следственных связях: «это так, потому что…»;

Ø каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;

Ø аргументированность высказываний (приведение доказательств);

Ø преобладает абстрактная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.

 

6. Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога

Полемика – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.

Можно выделить два вида полемичности:

Ø имплицитную (или скрытую, внутреннюю)

Проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне ее.

Ø эксплицитную (или открытую, внешнюю).

Связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном - если оппонент персонифицирован, назван, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению. Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в защиту своих взглядов.

Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т. д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

Ораторы пользуются всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оценочных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность, «картинность» речи, пословицы, поговорки и другие классические ораторские приемы, связанные с речевым контрпланом.

Благодаря полемичности усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора. Полемический характер выступления связан с рядом обстоятельств: в аудитории всегда находятся люди, которые имеют противоположную точку зрения или скептически относятся к идеям автора, и этих людей следует убедить; истины, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы; данная форма позволяет сопоставить и оценить различные теории и тем самым проверить подлинность суждения.

В работе педагога-дефектолога существуют особенности полемичности речи. Дефектолог не должен вступать в полемику с родителями или тем более с детьми. Необходимо уметь создать теплую атмосферу для начала создания речи. Такой атмосфере способствует вежливое, уважительное обращение к собеседнику. Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Невская М. А. Риторика/М. А. Невская//Сайт «Вики Чтение» [Электронный ресурс] URL: https://www.wikireading.ru/ 

2. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум : учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев ; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php

4. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php

5. СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ//Сайт «Вологодской областной универсальной научной библиотеки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/222/7.htm

6. Петрякова, А. Г. Культура речи : учебное пособие / А. Г. Петрякова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90274. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

7. Былкова, С. В. Культура речи. Стилистика : учебное пособие / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 400 с. — ISBN 978-5-89349-675-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109525 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

8. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога : учебно-методическое пособие / Н. Н. Щербакова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-9765-2190-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70435 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

9. Подготовка речи к публичному выступлению. Лексические категории

[Электронный ресурс] URL: https://vuzlit.ru/914888/osnovnyh_voprosa_skazat

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.