Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература. Приложение №1 ( гр.122). Практическая работа № 22



                                                Литература

Приложение №1 ( гр.122)

                            Практическая работа № 22

Тема: М. Горький. «Старуха Изергиль». Композиция.

Цель и

задачи :

1.  Изучение творчества М.Горького в процессе анализа текста рассказа «Старуха Изергиль».

2. Выяснить идеал писателя в ходе сопоставительного анализа легенды о Ларре и о Данко.

3. В процессе урока развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся в лингвистическом и литературном анализе текста:

- составление характеристики героев;

- выявление авторской позиции;

- анализ композиции и её особенностей;

- использование цитат;

- анализ худ. языковых средств (антитеза, эпитет, метафора, символ, олицетворение и т.д.)

Вопросы урока:

1) Достойны ли были люди подвига Данко?

2) Был ли смысл в героическом поступке героя?

 

Рубеж веков, особенно 90-е, 900-е годы – время общественного подъема в России.

«Время как бы делало заказ на боевую, приподнятую и в то же самое время мажорную музыку», - так определил настроение общества А.В.Луначарский.

Горький, как и любой гениальный русский писатель, чутко реагировал на перемены в общественном сознании. В одном из писем А.П.Чехову он свидетельствовал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей… Героическое дело требует героического слова». Поэтому в своих ранних романтических рассказах писатель стремится, по его собственному признанию: «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного».

Безусловно, ярчайшим произведением М.Горького этого, раннего периода стал рассказ «Старуха Изергиль».

История создания.

«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бесарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.

После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».

Ответьте письменно на вопросы, пользуясь интернетом:

 

- Кто рассказывает «Старуху Изергиль»? ( ……………..         ).

- Как называется этот литературный прием построения произведения? (………………….).

- Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М.Горький в качестве основного композиционного приема? (это придает произведению достоверность; позволяет представить несколько точек зрения; объединяет истории о разных людях).

- Из каких 3 частей состоит рассказ? (……………….)

- Что общего и чем различаются первая и последняя части? (………..: легенды, время и место действия, в центре сильная личность, романтический герой; …………….: разные жизненные позиции, символы, итоги).

- По какому принципу они соотносятся? (……………….)

- Что это дает для выполнения замысла писателя?

- Как называется такой принцип композиции? (…………..).

К роме того, М.Горький использует ступенчатую композицию: от антигероя к идеалу.

 

Таким образом, в «Старухе Изергиль» М.Горький использует в качестве основного прием антитезы, композиция произведения ступенчатая, зеркальная. Это способствует…? (Учащимся предлагается самостоятельно закончить вывод). Обмен мнениями. (постепенному, наиболее яркому, полному и доказательному выявлению идеала М.Горького).

Для более точного выявления обратимся к анализу легенд.

Расскажите о Ларре (………………………)

 

Обращение к схеме.

Человека мы оцениваем через поступки. Они могут быть…

Итог – преступление.

 

Расскажите, в чем состояло преступление Ларры, каково наказание и итог жизни?

Чтение.

Монологический ответ учащихся.

Таким образом, рисуя образ Ларры, М.Горький осуждает эгоизм, индивидуализм и себялюбие. Жить вне общества нельзя, ибо человек – общественное существо, поэтому одиночество и абсолютная свобода становятся для Ларры мукой.

Антиподом Ларры выступает Данко.

Расскажите о Данко (имя, символ, образ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства).

 

Обращение к схеме.

Подвиг –

Самоотверженность –

 

Расскажите, в чем состоял подвиг Данко, каков итог его жизни?

Художественное чтение.

Монологический ответ учащихся.

 

Таким образом, Данко совершает героический поступок, бескорыстно спасая людей. Его поступок переходит в трагедию, ибо цена подвига – жизнь героя.

При этом налицо странное несовпадение, на первый взгляд. Рядом с героями легенд люди, они судят Лару и Данко, 1 – отпускают, 2 – хотят убить. В итоге Данко приносит себя в жертву, но один осторожный человек наступает на его сердце ногой, остальные не замечают этого, Þ встает вопрос. Проблемный вопрос. Элементы дискуссии.

- Достойны ли люди подвига Данко? (………..).

- Был ли смысл в его героическом поступке? (……….).

 

Таким образом, М.Горький убеждает читателя, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, ибо на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М.Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

Задание:

Вставьте на место пропусков (……………) подходящие слова (слово), ответьте на вопросы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.