Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сборник игр и упражнений. по развитию мелкой моторики у детей. Введение



 

ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр

психологической службы системы образования»

Сборник игр и упражнений

по развитию мелкой моторики у детей

 

Составитель:

практический психолог

ГУ «Донецкий республиканский  учебно-методический центр

психологической службы системы образования»

Терещенко Наталья Вадимовна


Введение

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

        Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

    Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

    Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином. Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

    К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Рекомендации для родителей:

v Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим видом деятельности.

v Не прерывайте занятия на длительный срок, с ребенком нужно заниматься ежедневно.

v Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу. Много не значит хорошо.

v Не делайте ни чего через силу. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).

v Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.).

v Создавайте выставки работ малыша, например, для родственников/друзей или создайте коллаж из его работ в детской комнате.

v Продумайте хорошо режим дня ребенка.

v Занятия должны приносить ребенку радость!

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как

· чистка мандаринов, апельсинов, отварных яиц от скорлупы;

· помощь в собирании рассыпавшихся по полу предметов (пуговиц, фасоли, бусин);

·  развешивание белья, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка);

·  собирание ягод;

· наклеивание и отклеивание наклеек;

· затачивание точилкой карандашей;

· стирание нарисованных каракуль ластиком;

· перемотка ниток;

· завязывание и развязывание узелков;

· водные процедуры: переливание воды из одной емкости в другую (для усложнения - емкости могут быть разные по объему и форме); мытье посуды, стирка белья (можно предложить все процессы: замачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание); и т.д.;

· собирание разрезных картинок;

· разбор круп и так далее;

· лепка из теста.

    Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите крохе кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога. Предложенные ниже игры и упражнения позволят приблизить этот момент быстрее и сделать этот процесс более интересным и ярким.


«Сухой бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развитие умения различать по признакам.

Материал: емкость, наполненная любым сыпучим материалом (горохом, гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.), на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки).

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая, например, горох, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

    «Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

    Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.