Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа



Практическая работа

По дисциплине: Основы математики с методикой обучения

Тема работы: Формирование у учащихся старших классов геометрических понятий

Цель работы: ознакомить студентов с методами, приемами, средствами формирования геометрических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы, показать основные направления работы по закреплению данного материала в процессе практической и бытовой деятельности школьников, формировать умение организовывать работу над геометрическими фигурами и телами.

Выполнила: Усеинова Э.

1. Содержание геометрического материала, который предлагается для изучения в старших классах вспомогательной школы. Какое место занимает раздел «Элементы наглядной геометрии» в программе по математике для старших классов?

В соответствии с программой вспомогательной школы учащиеся изучая наглядную геометрию знакомятся, во-первых:

· с геометрическими фигурами: точка, отрезок, круг, многоугольник и т.д.) и геометрическими телами ( шар, прямоугольный параллелепипед, в частности, куб, цилиндр и др.), их элементами, свойствами, моделированием;

· с взаимным расположением фигур и геометрических тел ( предметов) на плоскости и в пространстве;

· с величинами ( длина, площадь, объём) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими).

· С инструментами для измерения и вычерчивания геометрических фигур ( линейка, рулетка, чертёжный треугольник, циркуль, транспортир);

Во – вторых - приобретают навыки измерения , вычерчивания и моделирования фигур;

В – третьих - учатся полученные знания связывать с жизнью, например, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические формы и применять знания при изучении других учебных предметов.

Геометрический материал в программе по математике в вспомогательной школе расположен концентрически. Почти на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней расширяются, углубляются, систематизируются.

2. Основные свойства геометрических фигур и тел, которые изучаются в старших классах.

В старших классах, кроме умения выделить, подсчитать число элементов геометрической фигуры или тела, от учащихся требуется описать основные свойства их элементов (равенство всех сторон и всех углов квадрата, равенство противоположных сторон и всех углов в прямоугольнике и т. д.). Пользуясь такой схемой, учащиеся запоминают ее, и им уже не требуется задавать дополнительных вопросов. В старших классах учащиеся должны уметь называть линии, которые можно провести в фигуре (радиус, хорду, диаметр, высоту и т. д.).

При целенаправленно организованных наблюдениях ученики способны подметить также общие признаки, т. е. существенные свойства фигур, и отвлечься от несущественных. Например, для треугольника существенным признаком является наличие трех углов (сторон, вершин), несущественным — длина сторон, положение, материал; для угла существенным признаком является наличие двух лучей, которые исходят из одной точки — вершины угла, а несущественным — направление лучей, длина.

3. Объясните роль наглядности при изучении геометрического материала в старших классах вспомогательной школы.

Изучение геометрического материала в школе VIII вида должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т. д.

Все это требует от учителя широкого оснащения уроков гео-1 метрии наглядным материалом. В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллелепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т. д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемым* геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур,) наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, строительные конструкторы), диафильмы, кодоскопы и др. ТОО.

4. Методика формирования у умственно отсталых учащихся умений пользоваться чертежным принадлежностям и решать задачи геометрического содержания.

Среди практических работ по изучению геометрического материала значительное место отводится чертежу. До 5-го класса ученики уже должны овладеть навыками работы с линейкой, угольником, циркулем, выполнять простые графические работы. Во время чертежи их нужно научить правильно оформлять лист (сверху проводится прямая линия, над которой записывается фамилия и имя ученика, класс, число), на котором выполняется чертежи, размещать его симметрично относительно краев и центра, используются знаки ┴, <Δ, ║, обозначать фигуру соответствующими буквами.

5. Объясните последовательность и методику организации работы по изучению в 5-10-х классах основных геометрических фигур: - угол; - круг, круг; - треугольники; - квадрат, прямоугольник

1. Угол-  

В 5-м классе учитель несколько уроков отводит на знакомство с диаграммой. Для этого он предлагает учащимся сделать сокращенную запись задачи и решить ее. В 6-м классе умственно отсталых учеников знакомят с таким понятием, как масштаб (на современном этапе некоторые педагоги используют термин "Мерило"). Для объяснения этого материала создается проблемная ситуация:"С одного населенного пункта в другой вышел мальчик, который двигался со скоростью 4 км / ч. С другой населенный пункт} / в направлении первого, через30 мин вышла девочка, которая двигалась со скоростью 3 км / ч. Какое расстояние преодолеет каждый из них к встрече, если расстояние между населенными пунктами 16км? "Учитель ставит перед учащимися задачи: решить задачу, сделав ее графическую запись. В 7-м классе учеников знакомят с биссектрисой угла. Учитель дает определение: биссектриса угла - это луч, который выходит из вершины угла и делит его на две равные части. Такое определение он закрепляет выполнением практических упражнений. Сначала школьники вырезают намеченный угол и перегибают его пополам. Педагог указывает, что линия, которая образовалась, делит его на две равные (или симметричные) части. Это и есть биссектриса угла. В 8-м классе школьники чертят геометрические фигуры, симметричные относительно оси. Педагог объясняет: чтобы построить треугольник, симметричный данному, нужно построить точки, симметричные его вершинам относительно оси симметрии, а затем совместить их между собой. На первых этапах работы целесообразно подбирать фигуры, при построении симметричных которым точки не является на одной прямой. Это нужно потому, что умственно отсталые школьники изначально не осознают, что на одной прямой, которую мы проводим для образования симметричной фигуры, может размещаться сразу две симметричные точки. В 10-м классе учитель закрепляет представления о различных вариантах диаграмм: линейные, столбиковые, круговые. В этот период школьники учатся чертить круговые диаграммы. Работая над формированием умения их строить, учителю сначала нужно напомнить, что такое диаграмма и когда она используется.

2. Круг-

С кругом и кругом ученики встречались в младших классах, но полного представление об этих фигуры у них еще нет. Поэтому в 5-м классе проводится повторение этого материала. В соответствии с программой в 6-м классе школьники изучают новый элемент круга - диаметр. Педагог дает определение: диаметром называется прямая линия, которая соединяет две его точки и проходит через центр. Он объясняет, что диаметр проводится через три точки: две из которых лежат на окружности и одна обозначает его центр. При этом должен образоваться отрезок. если прямая линия не образуются - это не диаметр. После рассмотрения диаметра учеников знакомят с хордой. В 7-м классе учитель закрепляет эти знания и объясняет некоторые свойства хорд: чем она дальше от центра круга - тем меньше ее длина; самая хорда не превышает длины диаметра круга. В 10-м классе в соответствии с требованиями новой программы учитель знакомит умственно отсталых с сектором и сектором. Этот материал можно связать с дробями и делением круга на части. Целесообразно сначала показать части на рисунке.

3. Треугольник-

Первое знакомство с типами треугольников по величественной углов умственно отсталые получают в 4-м классе. Задача учителя в 7-м классе - закрепить эти знания и научиться использовать их в практической деятельности.

После рассмотрения материала об основных типах треугольников учитель знакомит школьников с построением треугольника, если известны длины всех его сторон. Для этого целесообразно использовать памятку:

1.Вимиряй первую сторону, якe ты берешь за основу и начертай ее.

2.Визьмы циркуль и измерь ним другую сторону.

3.Постав ножку циркуля на начало отрезка, которого ты принял за основу и

с той стороны, где планируешь чертить фигуры, проведи полукруг.

4.Вимиряй третьей стороны циркулем.

5.Постав ножку циркуля в конечную точку отрезка, которого ты принял за

основание и проведи полукруг таким образом, чтобы оно пересеклось с первым

полукругом.

6.Постав в этом месте точку.

7.Сполучы точки отрезка, принятого за основу, с точкой,

образовалась после пересечения двух полукругов. Ты получил треугольник заданных

размеров. Выполни проверку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.