Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

 

Методическое пособие по теме:

 «Старый город»(батик). 

4 класс ДХШ,

количество часов 8

предмет: прикладная композиция

 

 

                                                                       Выполнил:

                                                                       Студент 4 курса

                                                                       Группы 4 А

                                                                       Кривельский Иван Владимирович

 

 

ВОРОНЕЖ 2020

 

Класс: 4

Тема: «Старый город» (батик).

Количество часов по теме:8 часов

Цель методического пособия: Изучение основ композиционного построения и гармоничного сочетания цветов, выработка умений работы с материалом, дать представление о батике. Создать композицию, подобрав правильную конфигурацию объектов. Верно выдержать размер фигур, их соотношение с форматом листа, что бы всё пространство было задействовано, не было пустоты и фигурам не было тесно.

Задачи:

1. Обучающая.

Усвоение основ общей композиции, усвоение основ работы с батиком и краской для ткани, знакомство и закрепление специфики декоративной композиции.

2. Развивающая.

Совершенство умений и навыков при работе в технике батика. Развитие образа мышления, способности стилизации. Формирование колористического чувства и чувства пропорции.

3. Воспитательная.

Воспитание эстетического вкуса. Воспитание усердия и аккуратности в работе с декоративными элементами.

 

Оборудование:

а) для преподавателя: методические разработки – аналоги, формальные композиции, цветовые гармонии, стилизация форм, поиск композиции и цветовое решение. Наглядное пособие.

б) ) для учащегося: карандаш, резинка, точилка, кисти (маленькая и средняя), набор акварели из 12 цветов, стаканчик для воды, палитра, листы формата а4, лист формата а2, линейка на 30 сантиметров, ткань для батика ,резервирующий контур и краска для ткани 6-х цветов, под-рамник 45 на 55 сантиметров.

 

 

Используемая литература (учебники):

Литература:

1. Бадян В.Е., Денисенко В.И Основы композиции: Учебное пособие для вузов. – Москва: Академический проект; Трикста, 2017. – 175 с. + 48 с. цв. вкл.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.: ил. – (Изобразительное искусство)

Электронный ресурс удалённого доступа:

1. Колосветова И. Б. Педагогический сайт Колосветовой Изабеллы Валерьевны [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bella-master.ru/cvetovaya-garmoniya/

2. Какие бывают батики ? [Электронный ресурс] // Режим доступа: irenabatik.ru›batik-obuchenie/batik-texniki/batik…

 

 

1 лист Аналоги к композиции «Старый город»»

Тема «Старый город» является частью основной тематики по плану для детей четвёртого класса «Город». Исходя из этого, аналоги к городу подойдут к теме батика.

Мы можем наблюдать, что в большинстве своём дома построены на композициях из гибких и диагональных линий. Этот создаёт динамику в городе и оживляет его улицы. Данный приём можно использовать, однако не следует переполнять композицию динамичными линиями, что бы не получить путаницы.

Статичная композиция тоже имеет место быть. Так город будет лучше читаться и можно будет уделить внимания декоративным элементам зданий, не боясь при этом перегрузить композицию. Имея множество объектов на плоскости, не стоит уделять каждому слишком много детализации, достаточно будет показать композиционный центр, на который зритель должен будет обратить внимание, через его детализацию. Если же объектов не слишком много, то можно украсить их, что бы композиция смотрелась интересно за счёт мелких элементов.

Актуальнее всего в данной теме используются дома и здания, но надо не забыть, что в городе могут так же находиться парки, скверы, водоёмы другие места, которые тоже являются частью города. А так же можно использовать изображение людей, животных и птиц, которые придадут городу более оживлённый вид.

Главная задача – понять, с какой точки можно посмотреть на привычный и всеми знакомый город. Можно использовать привычную и понятную панораму, но так же на город можно смотреть сверху, снизу, с воды и из здания. Всё зависит от фантазии учащихся

Основываясь на данных аналогах, мы можем позаимствовать для своей композиции похожие построения, техники и точки зрения на город.

2 лист Формальная композиция

 

 

В процессе создания декоративной композиции размещение и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логичной последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованны, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль.

Статика – возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальных и горизонтальных осей формата композиции симметричной формы.

Динамика – возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, верх и вниз. Композиция считается динамичной, если в ней присутствуют диагонали.

Закон равновесия - это размещение элементов композиции, при котором каждый элемент находиться в устойчивом положении. Его местонахождения не вызывает сомнения и желание передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон (симметрия всегда уравновешена, а равновесие не всегда симметрично).

Симметрией – это пропорциональность или гармония в расположении одинаковых частей по отношению к плоскости или к линии.

Асимметрия – это противоположное симметрии метод построения и организации пространства.

Доминанта – композиционный центр, где завязывается основная композиция, возникают основные связи. Варианты организации доминанты:

 

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойными и равномерными их рассредоточением на других участках;

2. Выделение элементов цветом, остальные параметры, расмеры и формы одинаковые;

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот;

4. Увеличение одного из элементов композиции или наоборот: среди крупных элементов располагается мелкий, который так же резко будет отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть ещё это тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

 

3 лист Цветовые гармонии

Цветовые гармонии – это согласование между собой цветов в результате найденной пропорциональностей их площадей и форм, равновесия и созвучии, основанное на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человека определённые положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.

Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

 Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Квадрат – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

Триада– разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположены напротив друг друга.

 

 

4 лист Средства выразительности

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений. 

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Линия – основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и выражения.

Существует три вида линий: прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные); кривые (окружности, дуги); кривые с переменным радиусом кривизны (параболы, гиперболы и их отрезки). Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания. Толстые линии выступают вперёд, а тонкие отступают вглубь плоскости.

Точка – в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно-прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передачи условного контраста.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

 

5 лист Эскизы. Динамика

Для выполнение эскизов карандашом надо следовать законам построения композиции.

При компоновке форм на плоскости большое значение играет масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции.

Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изображаемой плоскости, мелкое – увеличивает.

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.

Модуль – единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.

При решении вопросов равновесия и композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент находящийся вне этих основных линий.

Компактность, то есть степень, с которой масса концентрируется вокруг своего центра, так же влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее, нежели распадающееся в стороны, когда вес стремиться выйти за пределы формата.

Для выразительности в декоративной композиции немало важную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

 

6 лист Эскизы в цвете

 

Роль цвета в декоративной композиции так же велика, как и в любом другом живописном произведении. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта.

Когда мы даём характеристику цвету, то обычно говорим о трёх признаках: цветовом тоне, насыщенности и светлоте.

Цветовой то – это качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, жёлтый, зелёный и т. д.

Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты (то есть темнее или светлее, но речь идёт об активности пигмента).

Цветовой тон и насыщенность – качественные характеристики цвета количественную его сторону характеризует светлота (напряжённость) цвета. Малейшее изменение одной из трёх величин влечёт за собой изменение цвета. Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимно дополнительными.

Собственные качества цвета, это те качества, которые ему обыкновенно присущи (цвет, тон, светлота, насыщенность). От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объём и эмоциональный настрой композиции. При использовании слабонасыщенных цветов (высветленных или затемнённых) объём будет чувствоваться меньше, чем при использовании насыщенных.

Изменение объёмности изображения зависит от насыщенности цвета. Активно насыщенные цвета делают изображение более объёмным, нежели цвета слабо насыщенные или затемнённые. Раз бел и затемнение не только снижают активность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты между пятнами. Монохромное изображение, так же как и насыщенное, способно активно передавать объём, приближенный к ахроматическому варианту. 

При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда выступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определённое влияние; и в тоже время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости.

 

7 лист Инструменты и материалы

 

 

Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

 

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

 

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи.

 

Набора из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного достаточно.

В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

 

 

8 лист Последовательность ведения работы.

1-й этап подготовительный рисунок

На листе формата 45 на 55 сантиметров необходимо нарисовать эскиз карандашом для последующего использования. Для этого необходимо переписывать выбранный набросок из 5 листа методического пособия: «Эскизы в графике» на большем формате, при этом сохранить

Данный эскиз карандашом не подлежит раскрашиванию акварелью, потому что цвет будет мешать видеть контур. Так же не стоит карандашом делать толстые и тонкие линии, будет лучше, если они все будут однородными. Толщину линий можно показать плёнкой, если это необходимо.

 

 

9 лист последовательность ведение работы

2-й этап перенос эскиза на ткань

 

 

3-й этап резервирование

 

Готовый эскиз необходимо перевезти на ткань. Предварительно батик надо хорошо натянуть на подрамник.

После того, как эскиз приклеен на обратную сторону батика. Для того, что бы картинка получилась ровной, а краска не расплылась по ткани используют резервный контур для батика. Прорисовку контуров надо делать специальной стеклянной трубочкой для резерва. Работать надо с предельной аккуратностью что –бы контура получились ровные и не расплылись  Ориентироваться стоит по эскизу, прикреплённого снизу.

 

10 лист продолжение работы

4-й этап нанесение больших локальных пятен

 

 

5-й этап проработка заднего плана и отражения

После застывания контура можно приступить к нанесению основных больших цветовых форм. Для этого используем кисти тонкие плоские и широкие плоские кисти, а так же краску для ткани.

 

11 лист:

6-й этап: продолжение работы

 

7-й этап прорисовка декора

 

 

12 лист итоговый результат

8-й этап: завершение работы­

 

Нужно детализовать те вещи, которые не были сделаны раньше.

Данный батик можно оформить в рамку и повесить над окном или поставить его на стол против света, что бы цвета стали ярче. Если на него будут падать солнечные лучи, то на столе будет оставаться цветное отражение.

Если же нет возможности поставить его или повесить на окно. Но сзади можно вставить белый лист и повесить на стену.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.