Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приемы композиции.



 

Тема методического пособия: Декоративная композиция на тему «Цирк»

Класс: 2

Количество часов по учебному плану: 8 часов.

Цели методического пособия:

1. Построить и нарисовать композицию. 

2. Развить эстетический интерес к цирковому искусству.

Задачи:

1. Обучающие:

- расширить представление детей о цирковом искусстве, раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

- закрепить понятия об основных правилах композиции;

2. Развивающие:

- развивать творческую и познавательную активность; восприятие, чувство цвета;

- развивать практические навыки работы с художественными материалами;

3. Воспитывающие:

- приучать учащихся к аккуратности, трудолюбию, настойчивости в достижении конечного результата;

                                   

                                  

 

 

Оборудование и материалы:

Для учителя: разработки методического пособия, аналоги, работы предыдущих лет обучения, композиция;

Для ученика: бумага формата А2, кисти, карандаш простой, ластик, пластиковая палитра, стаканчик для воды, краски гуашевые.

 

 

Литература:

Электронный ресурс удаленного доступа:

1. Выразительные средства рисунка.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://helpiks.org/8-97327.html

2. Законы композиции. Контраст, нюанс и повторение.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://expert-polygraphy.com/zakony-kompozitsii-kontrast-nyuans-i-povtorenie/

3. Методическая работа по прикладной композиции Выразительные средства композиции. Линия, пятно, штрих.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-po-prikladnoy-kompozicii-virazitelnie-sredstva-kompozicii-liniya-pyatno-shtrih-2550868.html

4. Приемы и средства композиции.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studbooks.net/576599/kulturologiya/priemy_sredstva_kompozitsii

5.§2 Правила, приемы и средства композиции.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p5.php

6. Урок №6. Колористика. Контраст и нюансы.

[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.uzhniy.ru/katalog/sovety-po-vyrschivaniu/urok-6-koloristika-kontrast-i-nyuansy/

 

           

      Ход методического пособия:

Композиция, которая разработана в методическом пособии на тему: «Цирк»

Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в 2010 году. А в этом году этот праздник будет отмечаться уже в третий раз.

Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Династия Дуровых. Он создал учреждение "Театр Крошка", где выступали дрессированные животные.

Кио – династия иллюзионистов.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Основоположник династии Иван Лазаревич Филатов – артист-дрессировщик хищных животных, а также основатель системы зооцирков в СССР.

Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк", созданный Валентином Филатовым в 1949 году.

Багдасаровы – династия укротителей тигров, которая берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.               

          Профессия клоуна считается самой сложной.

Что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

В одежде клоуна присутствую яркие цвета, которые создают определенное настроение у зрителей.

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным.

Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы -  клоуна.

Приемы композиции.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной деятельности. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.

Статичная композиция – создает впечатление неподвижности. 

Динамичная композиция – при которой создается впечатление движения.

Ритм – это чередование каких либо элементов в определенной последовательности. Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, неточность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

Симметрия– равномерное размещение элементов. Как средство композиции по эффективности и простоте симметрия не знает себе равных, потому что она изначально уравновешенна и целостна, кроме того, не требует никаких специальных творческих усилий: достаточно отразить зеркально одно в другом – и композиция готова. Другое дело, уместно ли это средство в конкретном произведении, но формально оно беспроигрышно.

Асимметрия– неравномерное размещение элементов.

Средства композиции:

Формат, Композиционный центр, Равновесие, Целостность, Соподчинение, Ритм, Контраст, Динамика/Статика, Симметрия/Асимметрия,  Доминанта.

                                     Приемы композиции.

Статика                                            Динамика

       

Ритм                                                 Ритм (ритмичный)

        

Асимметрия                                     Симметрия

       

Цветовая гармония -это согласованность между собой цветов в результате найденного равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания, по характеру восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Монохромные- гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

Триада -это гармоническое сочетание основывается на трех равноудаленных друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и мильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два  других используют для акцентов.

гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой главный на его фоне акцент.

Нюанс –противоположность контраста. Очень слабая цветовая разница между элементами. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях изображения, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

 

Квартет –это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырех цветов, в котором по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. В работе с такими сочетаниями нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другу, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в темной среде.

 

             

 

 

Средства выразительности.

 

Пятно – в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой).

Пятно может быть как цветовым, так и тональным.

В отличие от точки и линии пятно заполняет большую часть графической плоскости.

Пятно может быть силуэтным, то есть показывающим зрителю очертания, узнаваемые им.

Линия –самый базовый элемент любого рисунка. Это самое простое, что мы можем нарисовать любым материалом, будь то мел, карандаш или масляные краски. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства. Линия необходима там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды.

Точку –в работах от руки понимают как “минимальное” прикосновение инструмента (пера, карандаша, кисти) к поверхности бумаги. Точка перед нами или пятно – определяется по отношению их величины к величине формата. Точка в рисунке и станковой гравюре может использоваться для создания фактурного фона.

Но точка, конечно же, уступает своим производным – линии и штриху. Одна точка относительно неподвижна, по крайней мере, активного движения она не выражает.

 

 

4.Практическая часть.

 

1)Этап.

Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги.

 

Предварительно нужно сделать эскизы в карандаше и в цвете.

Прежде, чем приступить к рисованию, нужно ознакомиться с задумкой, отметить ее характерные особенности.

Лучше до начала рисования просмотреть наглядные изображения всех этапов процесса работы над композицией и объяснить задачи каждого из них. Тогда сформируется целостное представление о системе ведения работы.

Можно повесить плакаты на стену, чтобы можно постоянно сравнивать свою работу с наглядностью.

Изображение на листе бумаги намечается легкими штрихами.

Форма прорисовывается очень точно и схематично.

Часто начинают работу и сразу берутся за рисование на листе. Это неверно. Надо избегать поспешности, непоследовательности в создании композиции.

 

2) Этап.

Это основной и самый длительный этап работы.

Определение общей цветовой гаммы; передача общих больших цветовых отношений.

Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями композиции.

Малоопытный ученик, даже в несложном задании, часто сосредотачивает свое внимание на какой-нибудь детали, изображая только эту деталь или предмет, а остальные механически пририсовывает. Это неверно. Рисовать нужно видя целое.

 

 

3) Этап.

Стадии проработки деталей, активного анализа формы, выявление натуры и взаимоотношение предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы.

Это самый утомительный процесс. Поэтому можно делать отступления.

 

4) Этап.

Когда все детали прорисованы и композиция почти готова, начинается процесс обобщения. Выявление главного и второстепенного, подчинение всех частей изображения целому.

Это последняя и самая ответственная стадия работы над композицией.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.