Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА  РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ



ТЕМА  РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 

1. Что такое религия?

2. Виды религий. Мировые религии.

3. Религия в современном мире.

1. Что такое религия?

 Религия – одно из древнейших явлений, характеризующих духовную жизнь общества. В самом общем виде религию можно определить как мировоззрение и поведение, которые определя­ются верой в сверхъестественное.

 В настоящее время существует по меньшей мере две точки зрения на религию. Первая из них, богословская, является более древней. В соответствии с ней религия – это связь человека с богом или божествами; именно религия обеспечивает возможность общения с богом, а потому является необходимым атрибутом жизни человека.

Другая точка зрения, научная, рассматривает религию как особое отношение человека к природе, в результате которого при­рода наделяется сверхъестественными свойствами. С этой точки зрения религия представляет собой попытку объяснить то, что пугало или восхищало человека при помощи образов более могу­щественных, чем человек, существ или сил. Религия строит осо­бую (религиозную) картину мира, которая способна ответить на все вопросы, касающиеся природы, общества и человека (его судь­бы, цели существования, смысла жизни, счастья и страдания).

Понятно, что эти точки зрения на религию противоречат друг другу. Если первая точка зрения представляет собой взгляд из­нутри религии, то есть результат попытки определить ее сущ­ность глазами верующего человека, то вторая точка зрения – это уже продукт более поздних этапов развития человечества.

Самой важной чертой религии является вера в бога – совер­шенное духовное начало, которое стоит у истоков мира. Например, христианствопризнает лишь одного бога. А в Древней Греции существовал даже культ неизвестного божества, и ему поклонялись и приносили жертвы многие люди. С точки зрения древних греков богов могло быть так много, что о ком-то из них они могли просто не знать, – чтобы не обидеть этих богов, и был создан данный культ.

Существует несколько точек зрения на то, что же является первичным – многобожие или единобожие. С нашей обыденной точки зрения многобожие может показаться первичным, так как оно связывается в нашем сознании с язычеством (русским или античным). Христианство, утверждающее существование едино­го бога, появилось позже, а потому может считаться более разви­тым явлением. Однако существует мнение, что это не так. С этой точки зрения единобожие является более древней формой, а вера во многих богов возникла в результате объединения племен: всту­пая в союз, племена не хотели отказываться от своих покровите­лей, в результате чего формировался пантеон, включавший в себя несколько богов.

Впрочем, существуют так называемые этические религии, в которых идея божества если не отрицается, то находится на вто­ром плане. К ним относят конфуцианство, даосизм, буддизм. Глав­ную роль в таких религиозных системах играют представления о единстве Вселенной; чтобы занять гармоничное положение в кос­мосе, человек должен следовать особым этическим идеалам, не нарушающим мировой гармонии.

Другая черта, характеризующая религиозное мировоззре­ние, – это вера в бессмертие души, в загробную жизнь. Для религиозного сознания в высшей степени характерно представ­ление о том, что тело и душа – это две отдельные сущности; после смерти тела душа продолжает свое существование. В раз­ных религиях это существование представляют и оценивают по-разному. Так, в одних религиях душа после смерти попада­ет в ад или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после смерти получает другое тело. С точки зрения хри­стианства жизнь после смерти является благом, поскольку че­ловек освобождается от греховного тела. А тот же буддизм от­носится к бессмертию души негативно. Цель буддиста состоит в том, чтобы отказаться от страстей и тем самым прервать цепь повторных воплощений души. Однако, несмотря на все разли­чия, которые существуют между религиями в оценке жизни после смерти, вера в раздельное существование души и тела является признаком практически всех религий.

Наконец, религиозное сознание бинарно, то есть всегда вклю­чает в себя представление о двух противоборствующих силах и всегда мыслит противопоставлениями. Пожалуй, нет такой рели­гии, в которой не было бы оппозиций: между добром и злом, между духом (душой) и плотью, между богом и дьяволом, между человеком и природой, между этим и потусторонним миром.

Все, что было приведено выше, касается содержания религии. Однако религия – это еще и социальный институт, организую­щий отдельных людей и их деятельность.

Религия не может существовать, если не будет особых религи­озных организаций. Наиболее известной и привычной для людей формой религиозной организации является церковь. Церковь – это объединение достаточно большого количества людей. Хотя членом церкви может стать практически любой человек, член­ство в ней обычно не зависит от свободного выбора человека: оно определяется традицией. Другой важный признак церкви – это наличие иерархии. Члены церкви далеко не всегда равноправны. Так, обычно они делятся на мирян и духовенство, а среди духо­венства также существуют строгие иерархические отношения.

 Не так давно в России появились секты – вторая форма рели­гиозных организаций. В отличие от церкви, секта характеризу­ется гораздо более выраженной замкнутостью: чтобы стать ее чле­ном, необходимо пройти особые процедуры отбора. Это вызвано целым комплексом причин. Прежде всего, любая секта ставит себя в оппозицию либо господствующей церкви, либо всем дру­гим религиозным учениям. Естественно, это присуще любой ре­лигии, однако в сектах выражено наиболее ярко. Кроме того, для сект в гораздо большей степени характерен дух избранничества и претензии на выполнение особой роли в жизни общества (вплоть до его полного реформирования). Иначе выражаясь, секты про­тивопоставляют себя не только другим религиозным учениям, но и обществу в целом.

 Во главе секты обычно стоит сильная личность, способная повести за собой людей и убедить их в том, что правда на ее стороне; таких личностей обычно называют харизматическими. Как правило, члены секты рассматривают лидера как человека, несущего на себе божью благодать. В этом состоит еще одно отли­чие секты от церкви: церковная организация, будучи иерархи­ческой, обычно не включает в себя лиц, которые при жизни при­знаются святыми или пророками. Например, в православии ре­лигиозный деятель признается святым, как правило, лишь после смерти, и решение об этом принимается коллегиально Священ­ным Синодом, тогда как в сектах такое отношение к лидеру скла­дывается стихийно или формируется путем манипуляций созна­нием людей. Уход в секту для человека означает практически полный отказ от мира.

Другая важная составляющая религии как социального ин­ститута – это религиозный культ. Ни одну религию невозможно себе представить без ритуалов, церемоний и обрядов. Общим для любого культа явля­ется то, что он представляет собой действия, которые для членов религиозного объединения имеют совершенно особый, священ­ный, религиозный смысл.

Цель религиозного культа состоит в приближении верующего к богу. Конечно, в каждой религии культы имеют свою особую форму. Например, и в христианстве, и в мусульманстве суще­ствует такой ритуал, как молитва. Однако формально они очень различаются. В частности, в исламе молитва предполагает хож­дение по кругу, поклоны и т. п. Однако это не означает, что меж­ду молитвой в христианстве и молитвой в исламе нет ничего об­щего. По крайней мере, их объединяет общая цель.

 

2. Виды религий. Мировые религии

 

Существующие в мире религиозные системы очень многооб­разны. На самом раннем этапе развития человечества были рас­пространены родоплеменные религии, которые объединяли отно­сительно небольшие сообщества людей (племена, семьи, кланы). Такие религиозные системы в значительной степени зависели от условий жизни данной группы людей и отражали их непосред­ственные особенности и нужды.

Наиболее древними формами религии являются тотемизм, фетишизм и анимизм. К ранним формам религии восходит так­же магическое мышление, в соответствии с которым, выполняя определенные ритуалы и действия, человек способен оказывать воздействие на окружающий его мир – природные стихии, дру­гих людей.

В рамках тотемизмасверхъестественной силой наделяются животные и растения. Считается, что каждое племя, каждый род, каждый клан имеет их в качестве предшественников-прародите­лей либо растение, либо животное, которые защищают его и по­кровительствуют ему.

Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписывается способность оберегать человека или группу людей. В качестве фетиша, то есть предмета, которому поклоняет­ся человек или разные люди, может выступать практически лю­бая вещь (например, камень или дерево). Это может быть и непри­родный объект, то есть специально изготовленный предмет.

 С точки зрения анимизмамир населен духами, которые спо­собны вступать во взаимодействия с людьми и оказывать на них и на их дела как благотворное, так и негативное влияние.

 Нередко религии тесно связаны с государственно-политичес­кими образованиями. Это так называемые национальные рели­гии. В качестве примера можно привести конфуцианство – ре­лигиозно-этическую систему, которая распространена лишь в Ки­тае. Конечно, конфуцианство оказало определенное на другие нации; например, оно получило некоторое распространение в Японии. Однако от этого конфуцианство не утратило статус на­циональной религиозной системы. Существуют и другие религи­озные системы, которые еще более тесно связаны с государствен­ными или национальными объединениями: японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм и т.д.

Существуют религии, которые охватывают десятки и сотни миллионов людей в самых разных концах мира. Такие религии называют мировыми. Возникновение мировых религий возмож­но лишь в том случае, когда между различными народами суще­ствуют тесные связи, когда они оказываются способными общаться друг с другом, передавая или навязывая друг другу свои ценнос­ти. Важной предпосылкой формирования мировых религий ста­ло возникновение огромных империй, объединявших самые раз­ные народы. Например, Великая Римская империя поработила огромное число народов, проживавших вокруг Средиземного моря. И это во многом способствовало распространению христианства на данной территории – даже несмотря на то, что на первых этапах римские власти преследовали христиан.

Общей чертой для всех мировых религий является космопо­литизм – признание единства человеческого рода и равенства всех людей перед единым богом.

К мировым религиям относят буддизм, ислами христианство.

Буддизм – это религия, которая возникла на северо-западе Индии в V–VI вв. до н. э. Это самая древняя из мировых рели­гий. В настоящее время число ее сторонников достигло половины миллиарда человек. Ее основателем был индийский принц Гаутама. В соответствии с преданием, он родился в 623 г. до н. э. в королевской семье.

В основе буддизма лежит представление о четырех благород­ных истинах.

Первая истина – это истина страдания. С точки зрения буд­дизма, жизнь есть страдание. При этом как страдание рассматри­ваются не только болезни, старость, смерть, другие несчастья, но и такие (с точки зрения других культур радостные) моменты, как рождение, а также любые удовольствия.

Вторая истина – это истина о причинах страдания. Соглас­но буддизму, человек страдает из-за того, что в основе его дея­тельности лежат страсти. Боясь смерти, человек стремится со­хранить свое я, и вера в бессмертную душу вселяет в него надеж­ду на вечное существование. Но зачем стремиться к вечной жиз­ни, если жизнь есть страдание? Другими словами, человек стра­дает лишь из-за того, что он постоянно стремится к чему-то,

Третья истина – это истина о прекращении страдания. Что­бы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний.

Четвертая истина – это истина о пути прекращения стра­дания. Эта истина предписывает буддисту верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрировать на един­ственно правильной цели – отказе от страстей.

Конечной целью на этом пути является нирвана, то есть про­светление. Находясь в этом состоянии, человек оказывается пол­ностью свободным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негатив­ных страстей (например, от гнева, печали, жадности, злости), но и от страстей, которые с точки зрения европейской культуры оце­ниваются положительно (например, радость, любовь, привязан­ность к семье и друзьям).

 

Ислам (мусульманство)– еще одна мировая религия, кото­рая возникла в VII в. н.э. Ее основателем был Мухаммед. Ислам распространен главным образом в арабских странах; число его сторонников насчитывает порядка миллиарда человек.

Догматы ислама изложены в Коране –сборнике проповедей, которые Мухаммед произнес в Мекке и Медине. Впрочем, сам Мухаммед не является автором Корана: эти проповеди были за­писаны лишь после его смерти и до момента их записи передава­лись из уст в уста.

В основе ислама лежат пять основных догматов:

1. Аллах – единственный бог, и любой мусульманин должен верить в Аллаха и не признавать других богов.

2. Аллах является воплощением справедливости и воздает человеку как за добро, так и за зло, которые тот совершает.

3. Мухаммед – посланник Аллаха.

4. Человеческая душа воскреснет, а концом человеческой ис­тории будет Страшный суд.

5. Земная власть принадлежит имамату – особому социально­му институту, объединяющему в своих руках духовную и светскую власть.

 Всем правоверным мусульманам предписывается пять основ­ных обязанностей:

а) правоверный мусульманин должен верить, что аллах – единственный бог;

б) правоверный обязан регулярно совершать намаз (молитву). Намаз – это произнесение особых молитвенных формул, сопровождаемое определенными движениями (поклонами). В соответствии с правилами, мусульманин должен совершать намаз пять раз в день;

в) каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хаджпаломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман – Кааба. Если по каким-то причинам совершить хадж невозможно, верующий может поручить сделать это за себя другому человеку;

г) каждый правоверный мусульманин обязан совершать пост, то есть воздерживаться от употребления еды и напитков в светлое время суток. Есть и другие ограничения: запрещается нюхать еду и любые ароматические вещества, ругаться, врать, употреблять грубые выражения и даже глотать слюну. От поста верующего могут освободить только особые обстоятельства (например, болезнь, беременность или старость); от поста освобождаются также дети;

д) каждый верующий обязан отдавать 10% от своего дохода в
пользу властей, а также совершать добровольную милостыню. Если по каким-то причинам человек нарушил пост, он должен кормить одного нищего в течение двух месяцев или раздать милостыню 60 человекам.

 

Хотя между мусульманами и христианами существует доста­точно большая напряженность, нельзя сказать, что эти религии полностью противопоставлены друг другу и не имеют ничего об­щего. И мусульмане, и христиане разделяют если не одни и те же, то, по крайней мере, близкие ценности, одинаково верят в Страшный суд, а основатель христианства Иисус Христос счита­ется в исламе святым.

Христианство– третья мировая религия, возникшая на заре новой эры. В настоящее время число сторонников христианства насчитывает примерно полтора миллиарда человек. Распростра­нено христианство в основном в Европе и Америке, хотя из-за активной европейской колониальной политики оно распростра­нилось по всему миру.

Основы христианства изложены в Библии, которая представ­ляет собой сборники религиозных текстов – жизнеописаний Иису­са Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан

Христианство, так же, как и другие мировые религии, нео­днородно. Наиболее крупными течениями внутри христианства являются православие, католицизм и протестантизм.

Разделение православия и католицизма произошло на ранних этапах существования христианства, в VIII в. Причиной этого стали разногласия по ряду догматов. Отношения между двумя церквами до сих пор остаются достаточно напряженными. В то же время раз­личия между воззрениями православных и католиков не так значи­тельны, как это представляется враждующими сторонами.

Протестантизм отделился от католицизма гораздо позднее, примерно в XVI в. Протестанты разделяют основные догматы ка­толицизма. Библия рассматривается ими как абсолютный авто­ритет, единственный источник истинного знания; в католицизме и православии глашатаем истины является не только Библия, но и церковь. Если католики признают только Библию на латинс­ком языке, то благодаря протестантизму Библия была переведе­на на все европейские языки, а также на другие языки мира.

И католицизм, и православие полагают, что спасение души возможно лишь внутри церкви. С точки зрения протестантизма, человек может спастись лишь собственной верой; принадлежность к церкви, поэтому не обязательна. Эта идея стала реакцией на злоупотребления индульгенциями, которые и стали одним из тол­чков к возникновению протестантизма: церковь продавала про­щение грехов за деньги, чем подорвала доверие верующих.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.