Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие устойчивости в классическом танце»



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 


РЕФЕРАТ

« Развитие устойчивости в классическом танце»

 

 


Выполнила:

Синурова Алина Станиславовна

Студентка 1 курса группы 1-В(9) специальности 51.02.01

Народное художественное творчество (по видам).

Вид: Хореографическое творчество

 

 

В хореографии под термином у с т о й ч и в о с т ь (aplomb) понимают умение танцовщика сохранять необходимое положение тела в равновесном состоянии, что позволяет ему чётко, свободно и красиво владеть своим телом в танце. Танцовщик, обладающий мастерством устойчивости, достигает, как принято говорить в хореографии, апломба.

Если у танцовщика не достаточно развита устойчивость, то настоящей актёрской выразительности в танце он не достигнет и творческий процесс для него окажется недоступным. Как говорил известный педагог-хореограф Н. И. Тарасов в своей фундаментальной книге «Классический танец»[1, С.126]: «Недостаточная устойчивость танцовщика может прервать, исказить образность и содержание сценического действия, внести в него элемент случайности и дилетантизма».

В той или иной мере устойчивость отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особо тщательной отработке, которая начинается с изучения позиций ног, где учащиеся впервые сталкиваются с понятием «стоять на выворотных ногах», распределяя тяжесть тела равномерно и твёрдо по всей ступне. При этом стопы плотно прижаты к полу, свод стопы высокий и упругий, пальцы цепкие.

«Выворотность ног» - обязательное условие исполнительской техники классического танца. Она способствует более свободному и пластически завершенному движению ног, увеличивает площадь опоры и, тем самым, повышает устойчивость танцовщика. Площадь опоры будет более значительной, если «выворотные ноги» примут положение I-ой позиции. Во II-ой, и особенно в IV-ой позиции, площадь опоры ещё более увеличивается.

В сохранении устойчивости участвует также голеностопный сустав ноги - щиколотка, которая способна корректировать нарушение равновесия упругими, незаметными для зрителя движениями в сторону смещения правильной точки опоры. На всей ступне легче сохранять устойчивость, чем на полупальцах, когда площадь опоры сокращается. В то же время щиколотка становится более напряженной и подвижной, что позволяет свободнее и активнее корректировать равновесие. Однако пользоваться этими движениями щиколотки необходимо возможно незаметнее, чтобы не внести в танец элемент шаткости.

В развитии устойчивости большое значение отводится выворотной работе колена и бедра. Если колени будут находиться в невыворотном положении, то нарушится выворотность бёдер и стопы завалятся на большой палец. В таком положении удерживать устойчиво ось невозможно. Для развития выворотности колена и бедра нужно включать в уроки достаточное количество plie, battements fondus, ron de jambe en l air, battements developpe. Необходимо, чтобы колено во время plie находилось на одной вертикальной линии со ступней. Это даёт надежный, прямой упор по отношению к ступне. Если колени будут устремлены вперёд, то нарушится выворотность бёдер, ступни завалятся на большой палец и упор получится слабый, неустойчивый. Устойчивое положение тела не допускает подчёркивания тазобедренной части тела, которая должна быть всегда подтянута, чтобы не нарушать стройности всей фигуры танцовщика.

Умение ученика удерживать корпус подтянуто также содействует развитию устойчивости. Как известно, всеми движениями корпуса управляет позвоночник. Этот физически сильный и упругий стержень, идущий от поясницы к голове, позволяет надёжно удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений, принятых в классическом танце. При этом центр тяжести тела должен всегда находиться на опорной ноге, что является законом устойчивого равновесия, особенно возникает во время выполнения многократного и быстрого вращения, сложных прыжков и т. д., когда совершенно недопустимо расслабленное состояние корпуса.

Движения корпуса, как и всего тела танцовщика на сцене, могут отображать различные действия, но при этом корпус не должен терять собранности и нарушать тем самым элементарное правило устойчивости, столь необходимое для искусства выразительного танца.

Работа над правильной постановкой корпуса начинается лицом к станку по первой невыворотной позиции ног, далее продолжается боком, держась одной рукой за палку. При этом педагогу необходимо следить за тем, чтобы локоть опорной руки был естественно опущен и делил расстояние от палки до тела и боковую часть грудной клетки пополам, а в запястье не было ни каких изломов. Сама же грудная клетка должна находиться «над ногами» или «над бедрами». В противном случае упражнения выработают у учащихся не правильные ощущения, которые будут препятствовать формированию устойчивости.

Исполняя движения на двух ногах, макушка головы, позвоночник и пятки составляют геометрическую вертикаль или «ось» тела. Вес тела при этом распределяется на всю стопу с упругим, высоким сводом. При исполнении элементов на одной ноге эта вертикаль смещается к середине свода стопы, а при подьёме на полупальцы проходит через кость большого пальца. Вес тела при этом распределяется на всю площадь крепких полупальцев.

Большую роль для выразительности классического танца имеет постановка и координированная работа рук и взгляда. Руки придают законченность и устойчивость положениям и позам, от них во многом зависит техника вращений, прыжков, поворотов, а также академизм и чистота классического танца.

Работа над руками начинается с группировки пальцев, изучения позиций и форм port de bras. Чтобы наиболее прочно закрепить руку в плечевом суставе необходимо, плечи и лопатки держать расправленными и предельно опущенными. Позиции рук в классическом танце имеют два основных принципа построения – arrondie и alonjee. Аrrondie – округлённые; аlonjee – удлинённые руки. И в тех и в других позициях ощущения рук формируется от крепкой спины и до кончиков пальцев.

Чтобы добиться уверенности и устойчивости в прыжках необходимо с первого класса закладывать у учеников правильный навык биомеханики прыжка. Он заложен в упругом demi-plie, которое исполняется на выворотных ногах с сильным упором в пятки. Стопы и икроножные мышцы при этом собираются как сжатая пружина, готовая в нужную минуту разжаться и в активном releve на высокие полупальцы.

Существует несколько приёмов исполнения прыжков – с углубленного первоначального demi-plie и с укороченного, равно как и в углублённое финальное demi-plie и в укороченное. Необходимо прорабатывать все эти варианты и варьировать их в комбинациях. Для достижения устойчивости нужно чётко прорабатывать начальные и конечные точки прыжков. Например, прыжки с двух ног на две исполняются с точным распределением центра тяжести на двух ногах в начальной и заключительной фазе. Здесь важно, чтобы тело в воздух выталкивали обе ноги с одинаковой силой. В прыжках с двух на одну основная задача заключается в чётком распределении оси равномерно на всю стопу по завершению прыжка. По такому же принципу исполняются прыжки с одной на две и с одной на одну ногу.

Устойчивость прыжку придают также руки. Они не могут оставаться пассивно безучастными или рефлекторно и судорожно дёргаться. Это придает танцевальной пластике движения неуверенный характер. Если во время прыжка руки сохраняют неподвижное положение, они должны быть свободны, но активно поддерживать силу толчка, выполняемого ногами. Если во время прыжка руки двигаются на взлете, они должны это делать энергично, усиливая толчковый «посыл» всего тела. Такой приём в учебной практике образно называется «подхват». И чем выше и сложнее прыжок, тем точнее, сильнее и соразмернее должно быть выполнено это движение руками.

Движение головой также способствуют устойчивости прыжка. Голова, как и руки, во время взлета может сохранять положение покоя или двигаться, но в обоих случаях её движения входят в общий силовой темп выполнения прыжка в целом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.