Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вальтер Беньямин. Биография



Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик. Один из самых влиятельных философов культуры XX века. Работы Беньямина лежат в основе современного понимания модернизма.

Биография

1. Вальтер Бенедикт Шёнфлис-Беньямин родился 15 июля 1892 года в Берлине в богатой еврейской семье представителей среднего класса Эмиля Беньямина и Паулины Шёнфлис. Отец занимался торговлей и инвестициями. Кроме Вальтера в семье было два ребёнка: Георг 1895 года рождения и Дора 1901 года рождения.

2. По материнской линии — в родстве с Генрихом Гейне. В 1917—1930 годах состоял в браке с Дорой Кельнер, с которой развёлся ради Анны Лацис. В декабре—январе 1926—1927 годов, стремясь наладить отношения с Лацис, посетил Москву. Путешествие в СССР было предпринято на авансовые средства, выделенные Мартином Бубером в счёт будущих статей об СССР для журнала Die Kreatur. По словам философа Михаила Рыклина, другой причиной путешествия Беньямина стало банкротство антикварного предприятия его отца: философ отправился в Советский Союз в том числе и в поиске изданий, с которыми он мог бы сотрудничать в качестве корреспондента — что ему не удалось. В Москве Беньямин регулярно ходил в театр, много писал, работал в архивах. Результатом поездки стали четыре статьи, опубликованные в январе 1927 года и эссе «Москва», законченное уже после возвращения из СССР. Будучи в Москве, Беньямин также регулярно вёл дневник, в котором описывал впечатления о советской столице и касался своих мучительных отношений с Анной Лацис и Бернхардом Райхом. «Московский дневник», сохранившийся среди архивных материалов, был впоследствии опубликован.

3. Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию. После оккупации Франции в 1940 году собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте с Испанией ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 26 на 27 сентября 1940 года покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

4. На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории».

5. В Берлине на доме 66 по Принцрегентенштрассе, где Беньямин жил с 1930 по 1933 год, находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм — площадь Вальтера Беньямина.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

 

Взгляды

Ø Беньямин Вальтер испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом), примыкал к Франкфуртской школе в социологии искусства.

Ø Основная работа — «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера. Ряд работ (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство в 1900 году») издан посмертно.

Ø Вальтер Беньямин интересен своей «слабой» теорией. Слабая теория — теория, не обладающая устойчивыми концептами, нормами или правилами исследования. Она похожа на художественный проект, восприятие или образ мысли, а не на стройный интеллектуальный проект. К слабой теории, кроме Вальтера Беньямина, можно отнести Сьюзен Зонтаг или Генри Торо.

Специально или нет, он работает с понятийным каркасом в ослабленном виде: концепты постоянно мутируют, находятся в таком движении, где их логическая определенность всё время пребывает под угрозой. Беньямин концептуально и понятийно часто неуловим — его мысль трудно поймать и зафиксировать как определенную концепцию, опираясь на которую можно было бы дальше развивать антропологию или теорию искусства в каком-то заданном концептуальном поле.

Это напрямую касается отдельных его шедевров, например «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Восхитительный текст, из которого концептуально почти ничего не вытекает. Развить мысль о воспроизводимости, соотношении ауры оригинала и копии не получается, хотя ход гениальный (аура в философии Беньямина — принципиальное расстояние между человеком и предметом искусства, его уникальность, вытекающая из его изначальной сакральности). Он демонстрирует оптику, которую Беньямин применяет к XIX веку, выбирая в нем то детскую иллюстрированную книжку, то универсальные магазины-пассажи, то, например, пыль, оседавшую в тяжелых бархатных портьерах буржуазных гостиных (он утверждает, что во Франции середины XIX века «даже революции покрылись пылью»).

Беньямин создает свою замкнутую вселенную, в которой его понятия — это ее самоинтерпретирующие механизмы. Попытки использовать их за пределами авторского мира чаще всего приводят к неудачам.

Именно это свойство «ослабленной» концептуализации дает возможность наследию Беньямина до сих пор оказывать эмфатическое влияние: на стиль, на манеру писать, думать, оптически настраивать внимание на странные объекты. Совершенно очевидно, что воздействие Беньямина на антропологию, на visual culture studies, media theory, gender theory за последние 40 лет огромно. Беньяминовская идея «слабой» теории невероятно важна для современного академического дискурса.

Ø «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» — эссе Вальтера Беньямина, написанное в 1936 году.

Первоначально было написано для узкого круга учёных, исследующих положение произведений искусства в контексте средств массовой информации, и сначала опубликовано на французском языке в 1936 году в переводе Пьера Клоссовски. После публикации на английском языке (1960) оказало значительное влияние на современную эстетику, теории медиа и остается одним из основополагающих текстов по теории кино.

Содержание работы

В своей работе Беньямин анализирует трансформацию произведений искусства как физических объектов в контексте развития технологий создания культурных явлений. По его мнению произведения искусства стали лишаться своей особой ауры. Место культурной и ритуальной функции в произведениях искусства заняли политическая, практическая и экспозиционная функции. Современное искусство развлекает, в то время как более раннее искусство требовало от зрителя концентрации и погружения.

Даже в самой совершенной репродукции отсутствует «здесь и сейчас» оригинала. В качестве примера можно привести театр. Раньше для того, чтобы увидеть представление, зрителю было необходимо прийти в театр, погрузиться в окружающий его антураж. Репродукция же позволяет воспринимать произведение искусства за рамками доступной оригиналу ситуации. Тот же самый спектакль теперь доступен не только в театре, но и в кино. Это в свою очередь позволяет сделать шаг навстречу публике. Беньямин писал: «Художественное мастерство сценического актёрa доносит до публики сам актёр собственной персоной; в то же время художественное мастерство киноактера доносит до публики соответствующая аппаратура».

Действия актёров проходят через ряд «фильтров». Сначала это кинокамера, которая позволяет запечатлеть лишь удачные дубли. Та же кинокамера позволяет выбирать более удачные ракурсы, выставляя актёра в выгодном свете. Далее за монтажным столом материал, который посчитают удачным, смонтируют в готовый фильм. Таким образом, в отличие от актёра на сцене, у актёра кино есть право на ошибки, поскольку неудачные дубли можно переснять. Это позволяет создать идеальное произведение (чистовой вариант). Но в то же время киноактер не контактирует с публикой и не имеет возможности скорректировать свою игру в зависимости от реакции публики. Подлинность произведения искусства — это совокупность всего, что вещь способна нести в себе с момента создания: от своего материального возраста до исторической ценности.

В восприятии произведения искусства возможны различные аспекты, среди которых выделяются два полюса:

1) акцент на произведение искусства;

2) акцент на экспозиционную ценность.

По мнению Беньямина, чем сильнее утрата ценности какого-либо искусства, тем менее его критикуют зрители и критики. И наоборот, чем более ново искусство, тем с большим отвращением оно подвергается критике.

Беньямин считал, что фашизм пытается организовать пролетаризированные массы, не затрагивая имущественные отношения, стремясь при этом дать возможность самовыражения, что приводит к эстетизации политической жизни. Пика эстетизации политика достигает в войне. Именно она даёт возможность направлять к единой цели массовые движения и мобилизовать все ресурсы техники при сохранении имущественных отношений. По мнению Вальтера Беньямина коммунизм политизирует искусство, тем самым отвечая на фашистскую эстетизацию.

Влияние

Эссе первоначально оказало влияние, прежде всего, на аналитические исследования в области эстетики и политики философов Франкфуртской школы — таких, как Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе.

Джон Бёрджер использовал идеи эссе для своей передачи в четырёх частях «Ways of Seeing», транслировавшейся Би-би-си в 1972 году, и последующей одноимённой книги. Согласно выводу Бёрджера, сделанному им в более явной форме, чем у Беньямина, современные средства производства разрушили авторитет искусства: «впервые в истории художественные образы становятся эфемерными, повсеместными, иллюзорными, доступными, бесполезными, бесплатными».

Критика

По мнению Б. Латура и А. Энньона, произведение Беньямина прочно вошло в историографию культуры ХХ в., но своей «популярностью эссе обязано в основном ошибкам и путанице, представленным в нем, – а также самодовольному тону, с которым в этом тексте обличалась модерность».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.