Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Российский бикамерализм имеет свои характерные особенности.



 

              Реферат: «Соотношение бикамерализма и                   монокамерализма: достоинства и недостатки».
Монокамерализм
, иногда называемый монокамеризмом (от греч. monos - один и лат. camera - свод, комната), означает одно- пала гность парламента. Последний включает только одну палату, формируемую всеобщим, прямым и тайным голосованием и осуществляющую все полномочия парламента. Социалистическая концепция парламента признавала для унитарных государств только такой парламент и считала, что вторые палаты усложняют его работу, затягивают процесс законодательства и влекут дополнительные расходы. Эта концепция считала допустимым двухпалатных! парламент только в федератившлх государствах.
Бикамерализм- двухпалатная система, т.е. структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формирующихся по-разному и обладающих разной компетенцией. При этом нижние палаты всегда избирается непосредственно населением. Верхние формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхние палаты формируются по наследственному признаку (Великобритания), либо члены их назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более высокие требования.

По мнению многих исследователей бикамерализма, двухпалатная структура парламентов является одной из ведущих тенденций развития современного парламентаризма. Но, выдвигая данный тезис, эксперты ограничиваются констатацией факта, приводя в качестве доказательств только абсолютные показатели роста численности двухпалатных парламентов, что может быть связано не только с существованием тенденции перехода от монокамерализма к бикамерализму, но и с суммарным увеличением количества государств на политической карте мира. В связи с этим априорно выдвигаемый тезис о бикамерализме как ведущей тенденции развития парламентаризма требует дополнительной апробации, результаты которой изложены в данной статье.
В XX ст. от двухпалатной структуры высшего законодательного органа отказались Албания, Греция, Дания, Исландия, Куба, Мальта, Перу, Португалия, Турция, Швеция, Эстония. В истории парламентаризма 6-ти стран из этого списка были непродолжительные периоды существования двухпалатного парламента: Албания (1921–1945 гг.), Греция (1926–1935 гг.), Дания (1849–1953 гг.), Куба (1940–1952 гг.), Мальта (1921–1947 гг.), Эстония (1938–1940 гг.) [7]. В Швеции и Исландии парламенты состояли из двух палат со дня их основания до 1970 г. и до 1991 г., соответственно, в Португалии — с 1826 г. по 1976 г. Парламент Перу был преобразован в однопалатный в 1993 г. В период диктатуры президента А. Фухимори.
В Турции структура парламента изменялась несколько раз. Согласно четвертой конституции, одобренной на всенародном референдуме 9 июля 1961 г. Высший законодательный орган страны был преобразован в двухпалатный, а в 1982 г. Текст очередной конституции закрепил монокамерализм. Неоднократная смена парламентской структуры отмечена также в истории Алжира, Бутана, Зимбабве, Испании, Катара, Киргизии, Либерии, Непала, Сенегала. При этом 6 из перечисленных государств остановились на бикамерализме, а 3 (Катар, Киргизия, Непал) — на монокамерализме. Переход от монокамерализма к бикамерализму в ХХ ст. зафиксирован в парламентской истории Алжира, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Габона, Гаити, Ирландии, Испании, Казахстана, Камбоджи, Лесото, Мавритании, Мадагаскара, Марокко, Намибии, Польши, Руанды, Румынии, Таджикистана, Чехии, Эфиопии. Причем в большинстве из них двухпалатные парламенты сменили однопалатные в 90-х годах ХХ в.,за исключением Испании, где после непродолжительных периодов монокамерализма (1934–1939 гг., 1942–1976 гг.) к бикамерализму вернулись в 1976 г., а также Чехии и Нигерии, где двухпалатные парламенты существуют с 1971 г. и 1979 г., соответственно. В перечень стран, сменивших структуру парламента в ХХ в., следует добавить ЮжноАфриканскую Республику, но в отличие от вышеперечисленных государств ЮАР к бикамерализму пришла не путем отказа от монокамерализма, а в результате изменении трехпалатной структуры парламента на двухпалатную.
В XXI веке от бикамерализма в пользу монокамерализма отказалось только два государства — Хорватия (2001 г.) и Непал (2007 г.), в то время как список приверженцев бикамерализма пополнили Афганистан, Бахрейн, Бурунди, Бутан, Зимбабве, Йемен, Сенегал, Судан, Тунис, Узбекистан. Двухпалатную структуру парламента Афганистана определила новая конституция.
Выборы первого бикамерального парламента, состоявшиеся 18 сентября 2005 г., проходили в рамках реализации «дорожной карты Афганистана», разработанной на Боннской конференции в 2001 г., но в связи с тем, что к этому времени выборы в уездных советах не состоялись, президент страны принял решение о временной процедуре формирования верхней палаты, согласно которой провинциальные советы выбрали 2/3 сенаторов (по два от каждой провинции), еще 1/3 сенаторов президент назначил вместо представителей уездных советов, доукомплектовав полный состав сената .
Переход от монокамерализма к бикамерализму в некоторых странах Ближнего Востока состоялся в рамках сложного периода смены поколений правящих элит, которые выражали готовность к проведению общественно-политических реформ. В частности, в декабре 2000 г.эмир Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа, пришедший к власти в 1999 г. после кончины своего отца, заявил о намерении восстановить демократически избираемый парламент. В феврале 2001 г. в стране состоялся первый референдум, на котором 98,4% населения поддержали Хартию национального действия, в которой было зафиксировано намерение правящего режима коренным образом реформировать политическое устройство страны. В феврале 2002 г. глава государства подписал закон о поправках к действовавшей конституции, в соответствии с которым эмират был преобразован в конституционное королевство, эмир провозглашался королем, закреплялось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, был распущен Консультативный совет, действовавший при главе государств, и назначены выборы в нижнюю палату нового двухпалатного парламента. Выборы состоялись в этом же году.
В Бурунди переход от монокамерализма к бикамерализму состоялся в рамках выполнения соглашений, достигнутых между представителями народов тутси и хуту после многолетнего вооруженного конфликта. Арушское соглашение о мире и перемирии было подписано в августе 2000 г. Следуя обязательствам, зафиксированным в этом документе, парламент Бурунди в октябре 2004 г. принял временную конституцию Пост-переходного периода, гарантирующую представительство всех общин в органах исполнительной и законодательной власти и квотное распределение мест в двухпалатном парламенте.
В мае 2002 г. в Тунисе состоялся референдум о поправках к конституции, в результате которого изменилась структура парламента. Выборы в нижнюю палату тунисского парламента — Палату депутатов состоялись в октябре 2004 г., а в верхнюю Палату советников — в июле 2005 г.
В 2007 г. король Бутана Джигме Сингье Вангчук добровольно передал правление своему сыну, получившему образование на Западе, и в Бутане начались демократические реформы, предусматривающие в том числе и создание двухпалатного парламента. Выборы Национального совета (верхней палаты) состоялись 29 января 2008 г., а Национального собрания (нижней палаты) — 24 марта 2008 г.
В Зимбабве конституция 1980 г. предусматривала создание двухпалатного парламента. Но последующие конституционные поправки (1987, 1990 и 1996 гг.) привели к изменениям в организационной структуре законодательной власти. В 2005 г. верхняя палата была восстановлена. Структуру нового парламента Зимбабве составляет Сенат и Палата собраний.
Йеменский парламент перешел от монокамеральной к бикамеральной структуре после принятия 20 февраля 2001 г. новых поправок к конституции, согласно которым парламент Йемена состоит из двух палат: Консультативного совета и Палаты представителей.
В Сенегале, согласно новой конституции, одобренной на общенациональном референдуме 7 января 2001 г., верхняя палата парламента, действовавшая с 1963 г., была упразднена. На следующих выборах парламент Сенегала вернулся к двухпалатной модели. Парламент Сенегала, сформированный в 2007 г., состоит из Сената и Национального собрания.
В Судане, для которого характерна частая смена политических систем (от многопартийных до авторитарных военно-диктаторских режимов), действующий сегодня бикамеральный парламент сформирован вследствие подписания 9 января 2005 г. Между правительством Судана и Суданским народно-освободительным движением (СНОД) Соглашения о всеобъемлющем мире. Этот документ не только зафиксировал принципы урегулирования внутри-суданского конфликта между Севером и Югом, но также определил «основные направления развития Судана на ближайшие годы, характер взаимоотношений между центральными и региональными властями страны». 5 июля 2005 г. была ратифицирована Временная Конституция Судана, а 31 августа этого же года — сформирован двухпалатный парламент, состав которого организован по принципу согласительной квоты между представителями правящей президентской партией и региональных органов власти (по два человека от каждой провинции).
Изменения в организации законодательной власти в Узбекистане произошли после принятия в апреле 2002 г. постановления парламента, определившего бикамеральную структуру парламента . Сенат узбекского парламента является палатой территориального представительства и формируется из 86 сенаторов, избранных местными советами, и 16 человек, назначаемых президентом из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности. Депутаты нижней палаты, как указано в ст. 77 Конституции Узбекистана, избираются на многопартийной основе по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Исследование истории парламентаризма второй половины ХХ в. – начала XXI в. доказывает, что численность двухпалатных парламентов увеличивается не только «механически», когда новые независимые страны выбирают бикамеральную систему, но и «эволюционно», когда государства отказываются от монокамерализма. Причем, несмотря на наличие двух направлений в изменении структуры законодательных органов, — от монокамерализма к бикамерализму и наоборот — в современном парламентаризме превалирует тенденция изменения однопалатной структуры парламента на двухпалатную.
Количество бикамеральных парламентов постоянно растет. За вторую половину ХХ в. их численность увеличилась на 44 %, а к 2009 г. — еще на 12 %. Сегодня двухпалатные ассамблеи функционируют в 81 государстве и, хотя они не превалируют, составляя 42% от всех парламентов, тем не менее, бикамерализм действительно можно назвать одной из ведущих тенденций развития парламентаризма в современном мире , что позволяет прогнозировать дальнейший рост числа государств с двухпалатными парламентами.
Бикамерализм федеративного типа возник в отечественной истории во времена СССР. На уровне Союза функционировал двухпалатный парламент, одна из палат которого называлась Палатой национальностей. Особенностью советского бикамерализма было доминирование национального принципа над региональным в сочетании с квотированием представительства национально-территориальных автономий с разным статусом. РСФСР, будучи федеративным "государством в государстве" и асимметричной федерацией, тем не менее, имела однопалатный парламент, как и прочие союзные республики.
При формировании обновленной Российской Федерации после распада СССР встал вопрос о создании двухпалатного парламента, соответствующего принципам построения независимого федеративного государства. В 1991—1993 гг. велась проработка данного вопроса. На первом этапе, когда республики отстаивали статус суверенных государств, одним из возможных принципов российского бикамера-лизма считалось выравнивание парламентского представительства двух основных частей федерации — национально-территориальных автономий и "русских" регионов. В протоколе к Федеративному договору, подписанному республиками, было заявлено, что доля представителей автономий должна составить не менее половины всего состава одной из палат нового российского парламента.
Однако "асимметричный" в российских условиях национальный принцип формирования региональной палаты, унаследованный от Советского Союза и отстаиваемый в новых формах республиками, был заменен принципом равенства всех субъектов федерации.
В декабре 1993 г. впервые в российской истории был создан ведущий институт регионального влияния на федеральном уровне в виде Совета Федерации — одной из двух палат нового российского парламента, получившего название Федерального Собрания. Сравнивая Совет Федерации с региональными палатами, известными из мирового опыта, можно найти немало сходств и в то же время принципиальных различий. В целом можно говорить об особой модели, которая используется в российском бикамерализме, а также о расплывчатости этой модели, что позволяет менять некоторые "частные" принципы формирования Совета Федерации с помощью специальных федеральных законов.
Статья 95 российской Конституции определяет двухпалатную структуру российского парламента. В этой же статье, в п. 2 установлен конституционный принцип формирования Совета Федерации: "в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". По Конституции конкретный порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом, что позволяет менять этот порядок (разумеется, в рамках принципа формирования Совета Федерации, определенного соответствующей статьей Конституции).

Российский бикамерализм имеет свои характерные особенности.

1. Иерархия палат. Совет Федерации в российской практике называется верхней палатой. Понятие "верхняя палата" традиционно используется в качестве синонима Совета Федерации (также как и понятие "сенат"). В то же время нигде в российском законодательстве Совет Федерации официально не назван верхней палатой. Представление об иерархии отношений между двумя палатами российского парламента определяется спецификой законотворческого процесса (Совет Федерации одобряет или не одобряет законы, принятые Госдумой) и особенностями полномочий региональной палаты (ряд особо важных государственных полномочий).

2. Равное представительство субъектов федерации. Каждый российский регион, включая все автономные округа, имеет в Совете Федерации двух представителей. Этим российская региональная палата напоминает аналогичные структуры в других федеративных государствах. Представление о равенстве субъектов федерации  в верхней палате как о наиболее справедливом принципе было заимствовано из американского опыта. Также Совет Федерации совпадает с американским сенатом и по показателю представительства каждого региона (по два представителя). В условиях дробной сетки АТД (еще более дробной, чем в США) применение других показателей представительства привело бы к формированию слишком много численной палаты'".
Свою роль в принятии решения об использовании этого принципа сыграла необходимость выравнивания статуса республик и прочих субъектов федерации (как мы помним, автономии в протоколе к Федеративному договору требовали не менее половины мест в региональной палате). Принцип квотирования не был использован и в связи с огромными различиями между регионами по численности жителей, что в случае квотирования привело бы к формированию условных квот даже не по германскому, а по индийскому образцу. Кроме того, в случае квотирования снизилось бы представительство национально-территориальных автономий, для которых как раз характерно малое число жителей (а сильно ущемлять права автономий центр тоже не хотел).

3. Невыборное формирование региональной палаты, причем с использованием уникальной формулы. Обычно невыборные региональные палаты формируются региональными законодательными собраниями. В России был использован принцип равенства двух ветвей региональной государственной власти, когда одного представителя определяет законодательное собрание, а другого — региональная исполнительная власть. Использование этого принципа оказалось удобным в ситуации, когда каждый регион имеет двух представителей в Совете Федерации.
В то же время в начале 2000-х гг. возникла дискуссия о возможности проведения всенародных выборов членов Совета Федерации без изменения конституции (а также ряд соответствующих законодательных инициатив). При всей спорности такой постановки вопроса теоретически возможно избрание членов Совета Федерации гражданами из числа кандидатов, предложенных органами региональной власти.
  Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.
Достоинства:
- централизация власти
- быстрота принятия решений
- создание в умах граждан образа сильного и единого государства
Недостатки:
- Однопартийные системы исключают возможность существования каких других партий и предусматривают слияние партийного и государственного руководства.
-от сюда следует нет конкуренции вообще.
-и такая система характерна тоталитарному режиму.
Двухпартийная система — тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы.
Достоинства:
- двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов граждан.
- избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт.
- двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система.
Недостатки:
- большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики.
- некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются.
- отсутствие серьезных различий в программе партий, претендующих на охват всего общества, снижает возможность выбора для граждан.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.