Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Носкова С. Успенский собор во Владимире



Носкова С. Успенский собор во Владимире

Первый белокаменный Успенский собор был построен князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 гг. Новый храм задумывался князем не только как главный храм Владимира, но и как первопрестольный храм всей Руси. Князь Андрей стремился сделать Владимир центром митрополии и, следовательно, укрепить свою власть в борьбе против феодальной раздробленности.

В 1161г. собор был украшен мастерами Андрея Боголюбского. В северной галерее собора сохранились остатки аркатуры и росписи на первоначальном фасаде собора. В 1185 году Успенский собор и его стенопись сильно пострадали от большого городского пожара, когда, как повествует летопись, «все огнь взя безь утеча». После проведения Всеволодом III обстройки храма новыми галереями, он был заново расписан в 1189 году. После пожара Всеволод III значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены еще четыре шлемовидных главы. Собор Всеволода III был задуман как усыпальница. В нишах галерей сохранились захоронения представителей владимирского княжеского дома, в том числе и строителей собора, князей Андрея и Всеволода. В феврале 1238 г. Успенский собор был разграблен монголо-татарскими войсками. Собор восстановили в 1280 г. В XIV в. С переездом митрополита в Москву собор утратил статус кафедрального. В 1408 г. по велению князя Василия Дмитриевича Успенский собор был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

В 1886—1891 годах стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графичная манера их резьбы. В 1918 г. академик И. Э. Грабарь открыл ранние фрески и впервые провел их реставрацию. В 1975 году владимирские художники-реставраторы неожиданно обнаружили под поздними записями новые фрагменты орнаментальной росписи на откосе внутреннего окна северной стены хор Андреевского собора, а также часть фигур святых пророков за иконостасом на бывших ранее наружными северной и южной стенах, заложенных в 1185—1189 годах Всеволодом III. Теперь эти фрагменты дают наиболее достоверное представление о самой ранней живописи Владимиро-Суздальской Руси.

Основной объем Успенского собора имеет в плане форму квадрата.

Храм имеет пять глав, четыре из которых расположены по его периметру и одна, самая большая и высокая - в центре. Барабаны четырёх боковых глав одинаковой высоты и диаметра, но центральная значительно выше и шире. Окна храма расположены в средней части прясла, их форма - щелевидная. Размер окон барабанов и размер простенков заметно отличаются. Окна узкие, но высокие и расположены на большом расстоянии друг от друга, из чего следует то, что простенки занимают большую часть. Купола Успенского собора имеют сферическую форму. Стены декорированы выступами, находящимися в средней части прясла чуть выше окон.

Успенский Собор представляет собой крестово-купольный храм сложного типа. Такой вывод можно сделать, т.к. у него есть дополнительное пространство перед алтарём, а количество столбов равно шести.

 

Если посмотреть на внутреннее убранство и обратиться к истории, можно понять, что интерьер собора оригинален.

В западной части сохранилась фреска начала XV века. Фигуры на ней лёгкие, невесомые, изящные. На фреске явно преобладает горизонталь, что делает её объемнее. Изображение суда кажется торжественным и справедливым из-за светлых красок, использованных автором в написании композиции.

 

Общий замысел росписей, новые, праздничные интонации архитектуры и живописи, уникальная композиция выделяют Успенский собор во Владимире среди храмов того времени.

Литература:

1.Барская Н.А. Сюжет и образы древнерусской русской живописи. М.: Просвещение, 1993. – 223 с., ил.

2.Власов В.Г. Стили в искусстве. /В 3-х тт. СПб.: Кольна, 1995.

3.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1996. – 318 с., ил.

4. Пастухова. З.И. Шедевры русского зодчества. Смоленск: Русич, 2002. – 240 с., ил.

5.Русская живопись /Сост.А.Ю. Астахов. М.: Белый город, 704 с., ил.

Электронные ресурсы:

1.http://archisto.info/v-evropa-sr-vek-vlad-suzdal-bogolyubskiy-2html (дата обращения 17.03.2019)

2. http://vladimir1896.ru/vladimir-gorod/uspenskij-sobor-vo-vladimire.html (дата обращения 18.03.2019)

3. https://drevo-info.ru/articles/17302.html (дата обращения 17.03.2019)

4.Низовский А.Ю. Сто великих храмов: https://history.wikireading.ru/10234 (дата обращения 18.03.2019)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.