Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кацар Е. Собор Святой Софии в Киеве



 

Автономная некоммерческая образовательная организация «Гатчинская гимназия «Апекс» среднего общего образования

Исследовательский проект на тему: «Архитектура Древней Руси»

 

Выполнили: ученицы 6 класса                       Научный руководитель:

Бизюкова Анна                                                студентка 1 курса Института истории

Васичкова Олеся                                             отделения истории искусств СПбГУ

Карабанова Анастасия                                                 Лепендина Ольга Вячеславовна                                             

Кацар Елена                                                        

Князькова Алина                                           Методический руководитель:

Носкова Софья                                               учитель истории АНОО

«Гатчинская гимназия «Апекс»

  Еремеева Наталья Владимировна

Гатчина

2019 г.

Содержание:

Кацар Е. Собор Святой Софии в Киеве………………………………………………………...3

Карабанова А., Лепендина О. Собор Святой Софии в Новгороде……………………………7

Бизюкова А. Храм Покрова на Нерли…………………………………………………………11

Носкова С. Успенский собор во Владимире………………………………………………….16

Князькова Ю. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря…………………….21

Васичкова О., Лепендина О. Храм св. Параскевы в Чернигове…………………………… 25

Кацар Е. Собор Святой Софии в Киеве

Согласно летописи, София Киевская была построена князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 г. над печенегами. Внешний вид храма был изменен в XVII-XVIII веках под влиянием украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²).

В 1240 г. Софийский собор разграбили войска Батыя, после чего он оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, то есть до момента перенесения кафедры митрополита во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280 гг.) собор отреставрировали. В 1385—1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству современника Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались. После заключения в 1596 г. Брестской унии на собор напали униаты. Власть польского короля в Киеве была не слишком сильна, и православные сумели организовать решительное сопротивление унии, насаждаемой Сигизмундом III. Православные киевляне отразили попытки католиков захватить Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы. Однако немногочисленные изменники Православия сумели утвердиться в заброшенном Софийском храме и удерживали его около трех десятилетий. Правда, распорядились они православной святыней весьма своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в 1605 г. униатский поп Филипп, управлявший Софийским собором, "каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал". В результате хозяйничанья католиков полностью рухнула западная галерея собора.

Ставший в 1633 г. православным митрополитом Киевским св. Пётр (Могила) уже в самом начале своей деятельности добился у короля Владислава IV разрешения отобрать разоренный и поруганный Софийский собор у униатов и заняться его восстановлением. Митрополит Пётр привлек к восстановлению Софии Киевской итальянского архитектора Октавиано Манчини.

София Киевская имеет в плане форму прямоугольника.

Северная и южная стороны церкви опоясаны двухъярусными аркадами.

 

Восточная ветвь заканчивается главной абсидой.

Храм имеет 13 глав: есть одинаковые по размеру главы, есть разные. Высота от уровня пола до зенита главного купола составляет 29 метров, диаметр главного купола равен примерно 8 метрам. Барабаны глав многогранные, каждая грань прорезана высоким окном, поэтому можно сделать вывод о хорошем освещении внутреннего пространства храма. Все купола Софии Киевской имеют сферическую форму. В верхней части прясел расположены прямоугольные с полуциркульным завершением окна. Поверхность абсид декорирована рядами ниш.

Внутреннее пространство храма делится на ячейки опорами, имеющими форму креста.

Внутреннее убранство храма связанно с архитектурой. На северной и южной подпружных арках уцелело 15 мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На столбах предалтарной арки располагается мозаичная сцена «Благовещение». В простенках между окнами барабанов изображены двенадцать апостолов. В конхе абсиды находится известная мозаика «Богоматерь Оранта».

И внешний вид собора Святой Софии в Киеве, и его интерьер оставляют сильное впечатление.

Литература:

1.Барская Н.А. Сюжет и образы древнерусской русской живописи. М.: Просвещение, 1993. – 223 с., ил.

2.Власов В.Г. Стили в искусстве. /В 3-х тт. СПб.: Кольна, 1995.

3.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1996. – 318 с., ил.

4. Пастухова. З.И. Шедевры русского зодчества. Смоленск: Русич, 2002. – 240 с., ил.

5.Русская живопись /Сост.А.Ю. Астахов. М.: Белый город, 704 с., ил.

Электронные ресурсы:

1. http://archisto.info/v-evropa-sr-vek-dr-rus-10v-sofiyskiy-sobor-kiev.html (дата обращения 22.03.2019).

2. http://www.arhitekto.ru/txt/2russ04.shtml (дата обращения 22.03.2019).

3. https://drevo-info.ru/articles/201.html (дата обращения 22.03.2019).

4.https://st-sophia.org.ua/uk/golovna/ (дата обращения 22.03.2019).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.