Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Четвертый сон Раскольникова ( ч.III, гл.VI). (Приложение. Слайд №20).



Четвертый сон Раскольникова ( ч.III, гл.VI). (Приложение. Слайд №20).

Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью.
В третьей части романа - снова кошмар. Раскольников повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя. В композиционном плане этот кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». В душе героя творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизаветы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал «властелином», не доказал правильность своей теории,и смех старухи - это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым.

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. (Приложение. Слайд №21). И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.

Кроме того, этот сон (а именно - описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом.

Сон (повторное убийство старухи) – аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного.

С.В. Белов подмечает, что образ смеющейся старухи во сне Раскольникова созвучен пушкинскому образу подмигивающей Германну графини. (Приложение. Слайд №22).Этот сон Раскольникова, по его мнению, так же в известной мере близок и сну героя "Последнего дня приговорённого к смерти” В. Гюго.

Ожившая старуха (литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) – символ поражения теории героя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.