Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОСМОДРОМ.



КОСМОДРОМ.

Автомобиль выезжает из гаража. Самолёт вылетает с аэродрома. Корабль отходит от причала.

У ракеты тоже есть свой «причал», космический причал, откуда она начинает разбег в небо. Он находится на космодроме и называется стартовой площадкой.

Автомобили и самолёты строят на заводах, а потом в готовом виде отправляют по гаражам и аэродромам. Корабль собирают на верфи, после чего он своим ходом идёт в порт, к причалу.

Другое дело ракета. Вот она стоит на старте, готовая к пуску, высотой с многоэтажный дом. Взглянешь на её вершину — голова кружится. Она так велика, что её не увезти на обычном поезде или на самолёте. Как же она оказалась здесь, на старте?

Ракета так же, как и автомобиль, самолёт или корабль, сперва появляется на рисунках и чертежах конструкторов. По этим чертежам на заводах изготавливают отдельные части ракеты — её ступени, которые затем — каждую в отдельности — отправляют на космодром.

Первый спутник был запущен с космодрома, построенного в Казахстане. Это известный теперь всему миру Байконур.

От города в разные стороны уходят шоссейные и железные дороги. Их путь — к площадкам Байконура, туда, где готовят к старту ракеты и спутники. Дорог много, но мы выберем одну. Она ведёт к площадке, откуда стартовали в космос первый искусственный спутник Земли и первый человек — Юрий Алексеевич Гагарин, откуда и сейчас стартуют пилотируемые космические корабли.

Через час езды появляются первые домики небольшого посёлка. Это техническая площадка. Здесь проверяют и готовят ракеты и космические корабли перед тем, как их отправить на старт.

А вот и самое главное здание технической площадки, длинное-предлинное, высотой в пять этажей. Это своего рода сборочный завод. Его называют монтажно-испытательным корпусом, коротко — МИК. К МИКу подходит железная дорога. По ней доставляют ступени ракеты, все её части. Затем ступени ракеты проверяют, соединяют между собой, и только здесь, в МИКе, ракета появляется целиком.

А теперь войдём в МИК. Внутри здания тепло, сухо, чисто. Пыль, грязь, мусор здесь совершенно недопустимы.

С потолка корпуса на крепких цепях свисают крюки подъёмников. Они свободно могут переносить с места на место тяжёлые ступени ракеты. А вокруг чего только нет! Глаза разбегаются от обилия приборов, выключателей, кнопок, мигающих лампочек. Ракету со всех сторон, как змеи, опутали тяжёлые жгуты проводов, гибкие трубы.

Сосредоточенно, быстро, чётко работают сборщики и испытатели ракеты. Никакой суеты, беготни. Каждый занят своим делом.

Вот испытатель нажал одну из кнопок. В ракете что-то щёлкнуло, а потом загудел электромотор. Вздрогнули стрелки приборов, подмигнула лампочка, по экрану телевизора молнией мелькнула изломанная линия. Испытатель довольно улыбнулся и поднял большой палец вверх: всё в порядке, испытания можно продолжать.

А рядом — плюх! плюх! — работает насос. Он накачивает в баки воздух. Надо проверить, целы ли они, нет ли утечки.

Ракета одну за одной выполняет команды испытателей. Команды чередуются, как в настоящем полёте.

Много, много раз испытатели, как внимательные доктора, выслушивают, прощупывают металлическое сердце ракеты, проверяют отдельные ступени и ракету целиком. И только после этого, когда все полностью убедятся в её исправности, ракету выпускают из МИКа.

 

Вот её уложили на длинную железнодорожную платформу. На этой же платформе смонтирован установщик ракеты. Отворились громадные ворота, и тепловоз осторожно повёз ракету к стартовой площадке.

Вокруг, куда ни посмотришь, ровное поле, степь. И только вдали возвышается какое-то странное сооружение. Чем ближе приближаешься к нему, тем виднее становится громадная железобетонная плита. А над ней, как пальцы растопыренной руки, наклонились в разные стороны сплетённые из металла высокие ажурные фермы.

Это стартовое сооружение — место, откуда начинает свой полёт ракета. Основу его составляет стартовый стол, громадный, по размерам почти такой же, как Красная площадь в Москве.

Один конец его лежит на срезанной вершине небольшой высотки, другой опирается на две толстые железобетонные ноги — колонны. В середине стола зияет огромная дыра. В неё опускают хвост ракеты перед стартом. А под хвостом к подножью высотки тянется бетонный жёлоб. Когда запустят двигатели ракеты, по нему побежит целое море огня и дыма. Это газоотводный канал. Он отводит горячие газы от ракеты.

Вот на стартовый стол медленно въехал тепловоз с платформой и остановился у самого края шахты. Могучими руками-ухватами установщик осторожно опустил её хвост прямо в шахту. И тут же по неслышной команде четыре металлические фермы вдруг поднялись и, как гигантские опоры, прижали ракету с боков.

Потом зашевелились и другие фермы, они медленно приподнялись и тоже примкнули к ракете. На каждой из них множество полок — этажей. На одной есть даже лифт. В нём можно подняться на любой этаж, до самой вершины ракеты, ещё раз осмотреть и проверить её перед стартом.

Наступает время заправки. К бакам ракеты подсоединяются толстые шланги, и насосы начинают качать из хранилища топливо.

Наконец заправка закончена. К ракете подъезжает автобус с космонавтами. После короткого прощания космонавты направляются к лифту, который уносит их наверх, к самой верхушке ракеты. Космонавты заходят в корабль и закрывают за собой люк. Фермы с полками-этажами и лифтом отходят от ракеты. По стартовой площадке разносится команда:

«Расчётам покинуть старт!»

Установщик с космической ракетой и кораблём направляется на старт.


 

По этой команде все, кто готовил ракету, отъезжают на безопасное расстояние.

Ракета осталась одна на стартовом столе. Её острая вершина нацелилась вверх, в космос.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.