Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каргопольская игрушка



Каргопольская игрушка


       К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Основу собрания составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А. В. Бабкина – всего 362 предмета, выполненные осенью - зимой 1936 - 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния).

В 1930-е годы шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.

 


И.В. и Е. И. Дружинины. Свистульки.


И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька.


И.В. и Е. И. Дружинины. Поезжане в санях.

 

Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.

В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами – одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.

 


И.В. и Е. И. Дружинины. Крестьяне.


И.В. и Е. И. Дружинины. Собака с птицей в зубах. Волк задирает теленка.


У.И. Бабкина. Гармонист на баране. Танцующая пара. Медведь – гармонист.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.