Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Д Ы М К О В С К А Я И Г Р У Ш К А



Д Ы М К О В С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

1.Место нахождения промысла: слобода Дымково, Вятский край

2.Материал первоосновы: ярко-красная гончарная глина, тщательно перемешанная

с мелким коричневым речным песком

3.Способы украшения, материалы: раньше игрушки расписывали темперными красками,

 замешанными на яйце с разведенным уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной, сделанной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти. Расписанная игрушка покрывалась взбитым яйцом, что придавало краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного и алого придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

4.Способ создания изделий: Лучшей глиной для создания персонажей Дымково считается та, которая имеет среднюю жирность. Во время лепки рекомендуется иметь перед собой оригинальный образец Дымково. Создавать фигурку нужно по частям, соединяя их так, чтобы создавалось впечатление целостности. Просушивание и обжиг изделия в муфельной печи. Грунтовка. Раньше фигурки обрабатывали разведенной на молоке известью. Это делало фигурку водостойкой и белой. Сейчас, чтобы игрушке придать белизну, применяется водоэмульсионная краска с добавлением мела. Последний слой часто выполняется белой темперой, что гарантирует особую белизну. Роспись. С самого начала существования дымковской игрушки краску для её росписи получали, смешивая с яичным белком природные и анилиновые красители. В современном оформлении применяется синтетическая темпера, которая тоже разводится на яичном белке, что положительно влияет на влагостойкость изделия.

 

5.Виды продукции: Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции. Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

6.Методы лепки: Вытяжка. Этот вид предполагает использование основного куска глины для формирования контуров будущей фигурки. После чего начинается процесс вытягивания частей туловища до необходимой длины. Затем им придают законченный вид, выгибая и выглаживая. Завершающий этап – это украшение изделия накладными деталями.

Из пласта. Из глины раскатывают пласт толщиной 0,5 – 1 см. Затем вырезают детали, которые впоследствии подвергаются обработке.

7.Комбинированный метод. Он заключается в применении двух предыдущих.

 

8. Цветовая гамма: Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый.

 

 

9. Зарисовать технические элементы узоров.


 

10. Зарисовать технические элементы узоров.

11.Вид узора: растительные узоры и геометрические орнаменты

 

12.Использование в д/у:

С дымковскими игрушками дети знакомятся в средней группе. Для начала можно показать все игрушки сразу. Воспитатель предлагает полюбоваться ими и послушать о них рассказ. При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их. При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки.Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках.

@  Конспект одной из форм работы приложить.

Цель: Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

Задачи:

Познавательное развитие:

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

Социально – коммуникативное:

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

Речевое развитие:

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

 - формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

 - учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Физическое развитие:

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия.

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

 Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. ногие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель: Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

 Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Руки крендельком-

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Бережком идет,

Уточек- марфуточек

 

Купаться ведет.

Воспитатель: Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Физкультминутка

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать уками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?

-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

-Из чего изготовлены дымковские игрушки?

В конце занятия устраивается выставка.

13. Описать процессуальную игру о изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла.

«Укрась дымковскую игрушку»

Дидактическая игра 

 для детей 4-7 лет

Дидактическая задача.

 Закреплять знания детей об основных элементах росписи, ее колорите.

 Упражнять детей в составлении композиции из элементов росписи на силуэте игрушки.

 Развивать внимание, память, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.

Материал.

Шаблон игрушки, образец, элементы росписи.

Игровые правила.

Ребенку дается задание

Вариант 1. Выложить узор из отдельных элементов по образцу.

Вариант 2. Придумай свой узор из элементов росписи.

Вариант 3. Выложи узор по памяти. Педагог показывает образец, дает время на запоминание.

Ход игры:

В игре может принять участие 1 - 3 ребенка. Педагог раздает карточки, элементы росписи. Дает задание. Игра завершается когда ребенок справляется с заданием.

14.Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Дымковской игрушке (приложить).

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

15.Литература для чтения детям о промысле:

Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность Н.Н. Менчикова

Чудо глиняное, дымковское... Н.Н. Менчикова

Дымковская игрушка Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства

"Наша деревушка" (Дымковская игрушка) Наглядно-методическое пособие

16.Методические статьи о Дымковской игрушке:

 

Менчикова Надежда Николаевна «В ГОСТИ К ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ»

https://cyberleninka.ru/article/n/v-gosti-k-dymkovskoy-igrushke

 

Задание 13.

Конспект НОД по рисованию во II младшей группе в рамках проекта «Дымковская игрушка»

 

 Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Задачи:

 

1. «Художественно-эстетическое развитие»: Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

 

Совершенствовать умение располагать узор на квадрате. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца). Совершенствовать способы рисования кистью. Развивать цветовое восприятие.

 

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать детское декоративное творчество.

 

2.«Речевое развитие»: Ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью, названия игрушечных барышень: «Крестьянка», «Водоноска», «Франтиха», «Щеголиха», «Нянька». Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

 

3.«Познавательное развитие»: Вызвать интерес к росписи дымковской игрушки. Формировать знания об элементах дымковской росписи. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

 

4.«Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа.

 

5. «Физическое развитие»: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Продолжать знакомить с русскими народными играми.

 

Материал и оборудование:

 

Демонстрационный: костюм воспитателя (кокошник, юбка, расписанная по мотивам дымковской росписи, образцы элементов росписи; для каждого – листы белой бумаги, квадратной формы, гуашь, кисти, вода, салфетки.

 

Методы и приёмы: Словесный (беседа, рассказ воспитателя об истории игрушки, чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание выставки дымковской игрушки, демонстрация образцов, показ рисования элементов дымковской росписи).Практический (игры, рисование дымковского узора).

 

Логика образовательной деятельности:

 

1.Организационный игровой момент:

 

Входит дымковская барышня: - Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? (Дымковская барышня) А как вы догадались?

 

- Мои руки крендельком, Щёки словно яблоки.

 

Со мной издавна знаком весь народ на ярмарке.

 

Я игрушка расписная, хохотушка вятская,

 

Дымковская барыня всех на свете краше!

 

- Как красиво в вашей горнице! Вижу, изба ваша красна узорами! Какая замечательная выставка! (подходит к выставке дымковской игрушки). Сколько тут красивых, ярких предметов. А как они называются? (дымковские). – Правильно. А почему их так назвали?

 

(Их сделали в селе Дымково.)

 

2. Беседа.

 

-Сядем мирком – да поговорим ладком. Изба детьми весела.

 

Все дети вместе – и душа на месте.

 

Сядем ровнее – будем здоровее. Вот послушайте,что я вам поведаю:

 

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

 

- Я хочу предложить прочитать стихи об этих игрушках.

 

(дети читают стихи об дымковских игрушках)

 

Водоноска

 

За студёною водицей Водоноска - молодица,

 

Как лебедушка плывет, ведра красные несёт

 

На коромысле не спеша. Вот так девица- краса.

 

Няня

 

В кокошнике няня, на руках Ваня.

 

И хорош, и пригож Ваня, не забудь няню,

 

Когда подрастешь.

 

Всадник на коне, бока крутые, рога золотые,

 

Копытца с оборкой, а на спине - Егорка.

 

Кони глиняные мчатся, на подставках что есть сил.

 

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

 

Через горные отроги, через крыши деревень

 

Красноногий, желторогий мчится глиняный олень.

 

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

 

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

 

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.

 

Кружочки клеточки полоски – простой, казалось бы узор,

 

Но отвести не в силах взор!

 

С лентами да бантами, да под ручку с франтами

 

Мы гуляем парами, проплываем павами.

 

Уточка-Марфуточка бережком идёт,

 

Уточек-марфуточек купаться ведёт.

 

Вот индюк нарядный, весь такой он складный.

 

У большого индюка все расписаны бока.

 

Посмотрите – пышный хвост у него совсем не прост!

 

Точно солнечный цветок, и высокий гребешок.

 

- Молодцы! Ребята, а чем особенна дымковская игрушка?

 

(Её лепят из глины, потом подсушивают, обжигают в печи, покрывают белой краской и расписывают яркими цветами.) Показ элементов росписи.

 

(«горошина», «булочка», клетка, кольца, полоски).

 

3.Проблемная ситуация:

 

- Ах, какие умнички. Вы хотя и маленькие, но вполне удаленькие!

 

Пришла я к вам по делу. Скоро в нашем знаменитом селе «Дымково» будет весёлый праздник, который именуется «Свистунья». На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собралось приехать к нам, а наряды-то поизносились. Вот и отправили меня в магазин за тканью для юбок.Да вот беда: не продают в наших магазинах такую ткань, чтобы сшить из неё юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставляются образцы).

 

Анализ образцов. Показ приёмов рисования. Указания.

 

- Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются?

 

Здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? Почему все одинаковые по цвету?

 

Как расположены полоски на ткани? (показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии). Зачем между линиями оставлено место?

 

А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух? (эта ткань в клетку). Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки? (правильно, рисовать линии на одинаковом расстоянии). Что расположено в клеточках? Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой – булочку? Почему нельзя?

 

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду их, уже праздник подойдёт, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь?

 

Тогда распишем ткани!

 

- Покажите, как будете рисовать прямые линии? Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получалась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо (показ сухой кистью на образце).

 

- А как можно нарисовать булочки, чтобы все они получились одинаковыми? Вот ведь какие догадливые! Конечно, примакиванием. Посмотрите, на ткани есть ещё крупные точки. Как их ласково называют? Правильно горошины. Как их можно нарисовать? (пальчиком).

 

- Помните ребятки, дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие. А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смотрелись красиво. Ткани могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.

 

Пальчиковая гимнастика: «Кисточка».

 

Самостоятельная работа детей под музыку.

 

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

 

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки. Молодцы! Ткань у всех яркая, юбки будут нарядные, весёлые! Анализ работ.

 

Барышня приглашает на ярмарку: «Делу время, а потехе час!» Я хочу вам предложить побывать на ярмарке. Детей встречает скоморох.

 

- Я ребята удалой, скоморох озорной.

 

Всех на ярмарку зову, всем игрушки продаю!

 

1, 2, 3, 4 круг поуже, круг пошире!

 

На носочек и на пятку, а потом пляши вприсядку»

 

Влево, вправо повернись, веселее улыбнись!

 

Народные игры: «Петух», «Горошина».

 

Выступление детей подготовительной к школе группы из ансамбля «Ложкари».

 

Барышня благодарит ребят, угощает сладостями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.