Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А)Все оттенки будут выглядеть одинаково эффектными на блондинках и в сочетании, и отдельно.



 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ОСМАНОВА Э. В.

ВАРИАНТ 2.

Задание 1.

Апостроф Афинянин Налит Полымя Трапезовать
Вероисповедание Заплесневеть Невесть Предвосхитить Углубить
Вечерять Издревле Нитяный Понята Умерший
Булочная Водопровод Оберег Приданое Упрочить
Быстрина Искра Обыденщина Рододендрон Фетиш
Бочковый Катарсис Осведомиться Рефери Фаллос
Дешевизна Крадущийся Отороченный Саспенс Хлебцы
Догмат Кровоточить Перипетия Скирда Щегольство
Еретик Ломота Плевел Страховщица Юродивый
Занялся Мытарства Полог Теодицея Экзальтированный

Задание 2.

1.  Клубы дыма - клубы города

2.Кредит в банке - запись в кредите

3.Ситцевый лоскут -мерный лоскут

4. Мокрота в горле – мокрота в доме

5.Острота впечатлений- острота шуток

6. Увидеть старину – тряхнуть стариной

7.Хаос после пандемии - первозданный хаос

Задание 3

1.  А) На втором занятии по искусству преподаватель попросил нас изготовить из дерева модель для нашего проекта

Б)  Чтобы приготовить рикотту в домашних условиях,  мне нужно обратиться к книге рецептов.

  2.  А) На моем рабочем столе среди этимологических словарей лежал и мифологический.

Б)За созвездием было закреплено название мифического животного.

3. А)Официально годом основания Османской Империи считается 1299 год.

Б)Чтобы понять гипотезу де Брайля, нужно прочитать опытное обоснование корпускулярно-волнового дуализма материи.

4. А)В моей семье пятница- особенный день .

Б)Для реализации нашей задумки нам потребуется особый подход.

5. А) Иными словами, несоответствие порождается заведомо безуспешными попытками подменить реальность желаемой реальностью с последующей неизбежной фрустрацией.

Б) И множество слов не заменит простого, но не пустого слова — хороший.

6. А)Анна Петровна, разрешите представить Вам Игоря Васильевича.

Б) Вы должны знать, когда нужно вмешаться, а когда предоставить ему полную свободу.

7. А)Она уже не глупая романтичная девушка, а уважаемый член важной исследовательской группы.

Б)это был брак по любви, романическая история которого любезно рассказана нам византийскими летописцами.

8. А)Все оттенки будут выглядеть одинаково эффектными на блондинках и в сочетании, и отдельно.

Б)Задачи — эффективное использование предоставленных полномочий, научных методов и способов для их выявления.

Задание 4.

1.Большая часть игры уже прошла.

2.Все дети очень обрадовались.

3.Внеклассная работа играет положительную роль в развитии детей.

4.  Этот актёр уже давно заслужил признание  зрителей.

5.Большинство заданий было выполнено.

6.Особый интерес ученики проявили к выставке школьных подделок.

7. Один поступок Чацкого ввёл меня в недоумение.

8.Сейчас многие писатели активно занимаются политикой.

9.Ученики с интересом слушали выступление артиста.

10.Но перед тем как использовать материал, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

11.Идея этого произведения заключается в призыве  русских князей к объедению для защиты  русской земли.

12.Всё это и даёт представление « Слове о полку Игореве»

13.Иллюстрации также помогают читателю лучше понимать текст

14.Ученики сами могут задать вопросы выступающие

15.Гранатовый браслет" - одно из самых ценных произведений Куприна

Задание 5.

2.

1. Наш и-мейл (e-mail) указан в конце программы. Ждем ваших писем! 2. Передовой офшор российского «Газпрома» под названием «Итера» к концу прошлого года контролировал уже две трети латвийского рынка газа. 3. В понедельник на сайте компании «Microsoft» появилась интересная интернет-программа. 4. Неизлечимый СПИД поверг тогда в ужас все человечество. 5. Изредка они спускались перекусить в местный суши-бар(род определяется по последнему слову в таких сложных словах) , открытый до полуночи. 6. Недалеко от вашего клуба открылась  уютная бар-бильярдная. 7. В прошлом это огромное клуб-казино было  самым известным в городе. 8. Знаменитая  театр-студия воспитала не одно поколение актерских дарований. 9. В течение десяти лет его любимая чудо-машина «Запорожец» исправно заводилась, сообщая своим ужасным рычанием о начале нового дня всем жителям нашего дома. 10. Много лет прочное тент-укрытие служило его автомобилю надежной защитой от капризов погоды. 11. Новое шкаф-купе оказалось вместительнее старого. 12. Мы с удовольствием ехали по только что отремонтированной МКАД(ж.р.). 13. ЛДПР опять предложила своего кандидата на выборы губернатора.

3.

В конце концов, все люди разные, у каждого свое представление о собственной персоне: Василий Вениаминович в минуты хорошего настроения в своих глазах если не величествен (гаплология), то почтенен, самокритичный Севериан Мокиевич иногда обвиняет себя в том, что безответственен и бесчувствен, а вот Власий Вла-сиевич бывает невежественен до крайности, но никогда этого не замечает. 2. Рассказ ее был очень искренен 3. В этом воплощении совершенного порядка вещей ямбический размер так же естествен(2 формы, но допускается сокращение) , как булыжная мостовая. (И. Бродский) 4. Им, скромным и стеснительным, излишний пафос редко бывал свойствен. 5. Наш мир двойственен, и нельзя во всем видеть только черное или только белое. 6. Сейчас, в минуты вдохновения импровизатора, священен каждый звук послушного ему инструмента. 7. Твой сегодняшний упрек абсолютно беспочвенен . 8. Неужели ты хочешь сказать, что безответствен только оттого, что тебя так воспитали? 9. Смысл религиозных текстов сокровенен, а потому их публичное толкование – профанация. 10. Такой сюжетный поворот несколько искусственен. 11. Наполеон на портрете художника Давида величествен  и воинственен. 12. В воздухе уже явственен приход осени. 13. Мир искусства не тождественен реальному миру. 14. Маяковский писал в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», что его труд любому труду родствен.

Задание 6.

1.Обеспамятеть. 2.обезумевший. 3 открывать Америку. 4. Оазис. 5. Обиночно. 6. Острый язык змею из гнезда выманит. 7. Облететь. 8. Отталкивание- притяжение. 9.оба.

Задание 7.

Статья из журнала «русская речь». «Словоупотребление  и норма»

(Статья опубликована в «Русской речи» в 1967 г. No 3).

«В решении сложной и важной задачи нормализации языка, в борьбе за повышение культуры речи широких масс населения нашей страны значительную роль играет упорядочение словоупотребления. С.И. Ожегов с должным основанием писал: «Особенно существенным звеном высокой культуры речи является правильное словоупотребление в ши-роком смысле. Именно оно в сочетании с правильным произношением, ударением и с правильным использованием грамматических форм в речи определяет точность, ясность и выразительность языка». Сложность проблемы нормативного словоупотребления заключается не только в отсутствии достаточно большого и разнообразного материала, который позволил бы исследователю не ограничиваться разрозненными эмпирическими наблюдениями, как это нередко наблюдается сейчас, а давал бы возможность делать широкие теоретические обобщения,– но и в отсутствии единого и четкого толкования понятия «языковая норма». Между тем понятие нормы важно для любого типа речи (книжной и разговорной), для любой ее формы (письменной и устной), для любого функционального стиля (научного, публицистического, официально-делового и т.д.). Даже в стилях художественной литературы, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный от-ход от более или менее признанной общенациональной языковой нор-мы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным» (В.В. Виноградов. О языке художественной литературы. М., 1959, стр. 219).В понятии языковой формы заложены диалектические противоречия. С одной стороны, норме должна быть присуща известная устойчивость, стабильность как основа ее функционирования: эфемерность «нормы» привела бы к отрицанию ее существования. С другой стороны, будучи прикрепленной к языку– явлению социальному, находящемуся в постоянном развитии вместе с творцом и носителем языка– обществом, языковая норма не может не изменяться в отдельные периоды развития языка. Известная подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в синхронном плане не один-единственный способ выражения, а больше. Об этом писал академик Л.В. Щерба: «Очень часто норма допускает два способа выражения, считая оба правильными» (Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. Л., 1958, стр. 65). Такое положение нередко порождает две крайности: или пуристическое признание только одного способа выражения нормы, или нигилистическое отрицание существования нормы вообще. Что же считать языковой нормой? По определению С.И. Ожегова, «норма– это совокупность наиболее пригодных (“правильных”, “пред-почитаемых”) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов». Это общее определение языковой (точнее, речевой) нормы, дополненное указанием на ее историческую изменчивость, допускает еще одно уточнение: наличие единых норм литератур-ного языка не исключает параллельного существования их вариантов, связанного с выделением в языке отдельных его стилей. Возникающее в связи с этим «многообразие в единстве» не разрушает самой нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств, вклю-чает в качестве неотъемлемого признака в систему того или иного стиля. При таком понимании языковой нормы– как категории исторической и как категории, допускающей стилевые варианты,– уясняются отдельные явления, наблюдаемые в области словоупотребления в современной речевой практике: изменения в сочетаемости слов, использование их в расширительном значении, сближение в употреблении тех или иных слов, изменение их стилистического «паспорта» и т.д. Проследим эти процессы на примере некоторых слов. Сочетается ли слово вакансия со словом свободная? Не образуется ли тавтологическое сочетание? Слово вакансия имеет значение «незамещенная должность», «свободное место в учебном заведении для учащегося» (Словарь русского языка). Составители словаря-справочника «Правильность русской речи» возражают против сочетания свободная вакансия, а приводимые ими примеры с его употреблением в периодической печати, в речи персонажей художественных произведений и в авторской речи писателей относят к числу нарушающих нормы современного литературного языка. В то же время словарь Ушакова приводит такой пример: «На медфаке нет ни одной свободной вакансии»; в «Словаре русского языка» находим аналогичное словоупотребление в примере: «(Матросы), встречаясь, рассказывают, где побывали, каковы были рейсы, сообщают о свободных вакансиях на хороших судах» (Новиков-Прибой).При рассмотрении этого вопроса Ф.Д. Перевозчикова (сб. «Нормы современного русского литературного употребления». М., 1966, стр. 75) приходит к выводу, что «с течением времени произошел сдвиг в значении этого слова, и слово вакансия стало значить не только “свободная, незамещенная должность”, но и “должность вообще”». Это положение иллюстрируется рядом примеров из практики писателей. Есть все основания согласиться с этим выводом. Все современные словари отмечают синонимическое употребление глаголов встать и стать во многих словосочетаниях. Как показывают примеры, сближение обоих глаголов наблюдается при наличии следу-ющих значений:1) «принять стоячее положение, подняться на ноги»: встать на ноги– стать на ноги; встать на цыпочки– стать на цыпочки;2) «подняться на защиту чего-либо, приготовиться к борьбе за что-либо»: встать на защиту– стать на защиту; встать на сторону кого-либо– стать на сторону кого-либо;3) «стать куда-либо, на что-либо, занять где-либо место»: встать на ковер– стать на ковер; встать на доску– стать на доску;4) «стоя уместиться»: стол встанет в простенке– стол станет в простенке;5) «занять место, приступить к какой-нибудь работе, деятельности, указываемой существительным, обозначающим место»: встать за ста-нок– стать за станок; встать на путь…– стать на путь…; встать на вахту – стать на вахту. Ср. также: встать дыбом– стать дыбом, встать на дыбы– стать на дыбы, встать на учет– стать на учет, встать поперек горла– стать попе-рек горла, встать в позу– стать в позу и т.п. Наблюдения над употреблением глаголов встать и стать подтверждают сказанное выше об изменчивости нормативного словоупотребления и его стилевой дифференциации. Еще в конце ХIХ в. Считались ошибочными сочетания: встать на ноги (на колени, на цыпочки), встать лагерем и др. (рекомендовалось употреблять в этих сочетаниях глагол стать); довоенный словарь Ушакова тоже отмечает как ошибочное употребление глагола встать вместо стать в сочетаниях: встать на ноги, встать на работу. В более поздних словарях подобные оценки отсутствуют. Что касается стилистической характеристики некоторых из при-веденных выше случаев словоупотребления, то словарь Ушакова «Словарь русского языка» отмечают разговорный характер употребления глагола встать в значении «перестать действовать или двигаться» (часы встали, мотор встал) и в значении «покрыться льдом, замерзнуть» (река встала). Словарь Ожегова относит к числу разговорных конструкций: встать на ковер, встать лагерем, встать на якорь, встать за станок, встал на защиту, встать у власти, встать на путь, встать на учет, т.е. та-кие, где глагол встать имеет значение «ступив на какое-нибудь место, остановиться на нем стоя», «расположиться, поместиться», «приступить к работе, деятельности». По-видимому, такая стилистическая дифференциация закрепляется в практике речи. Глаголы одолжить и занять в литературном языке достаточно четко разграничены в своих значениях и употреблении, выступают как своего рода антонимы: одолжить «дать в долг, взаймы», занять «взять в долг, взаймы». Диалектному употреблению, правда, известны случаи сближения глагола занять с глаголом одолжить, т.е. использования занятьв значении «дать взаймы»; ср. у Гоголя: «И все оттого, что не задаю обедов и не занимаю им денег». Однако в разговорной речи рассматриваемые глаголы дифференцируются менее четко, и не случайно словарь Ушакова дает специальную предостерегающую помету при глаголе одолжить: «Неправ. В знач. “взять в долг, взаймы у кого-н. О. у кого-н. сто рублей (вм. “взять в долг”)».Аналогичную помету дает Ожегов: «неправильно о д о л ж и т ь у кого-н. в знач. “взять в долг”». Тем не менее такое употребление встречается и в письменной речи, например: «Здесь же у соседки Коренковой он [убийца Ионесян] одалживал топор» (Известия, 15 января 1964).Рассмотренный выше материал подтверждает, что языковые нормы, в частности нормы словоупотребления, подвержены общим закономерностям развития языка– эволюции составляющей его системы. «Языковая норма ничуть не напоминает догму, которая претендует на всеобщее и безраздельное господство и не допускает отступлений от раз и на-всегда установленных канонов» (Р.Р. Гельгардт. Вопросы культуры речи. Вып. 3. М., 1961. С. 35). Эти отступления связаны в плане историческом со сдвигами в значении слов и в их сочетаемости, а в плане современном– с наличием в языке отдельных его разновидностей, обусловленных выполнением различных функций в речевой практике. Именно изменчивостью нормы, наличием ее вариантов в различных речевых стилях объясняются различные показания словарей. Нередко практика речи опережает нормативные лексикографические рекомендации, которые для определенного периода вполне отвечают своему на-значению, но на каком-то этапе начинают отставать и только в дальнейшем приводятся в соответствие с живой речевой практикой».

Аннотация к статье:

« В данной статье рассматриваются проблемы словоупотреблений и речевых норм, определяющих правильность выбора слова из ряда единиц, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Исходя из слов авторов, можно сделать вывод, что соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности».

 

Конспект.

Среди широких масс населения нашей страны значительную роль играет упорядочение словоупотребления. Именно оно в сочетании с ударением и с правильным произношением, с использованием грамматических норм в речи определяет выразительность языка, точность и ясность. Такая проблема появилась не только от достаточно большого материала, но и из-за отсутствия общего понятия «языковая норма». Этого понятия придерживаются во всех типах речи и во всех функциональных стилях , включая художественный, где , казалось бы, автор имеет право выразить свои мысли, показывая индивидуальную манеру письма и речи, но как говорил В.В.Виноградов : «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным». Наша речь – явление социальное- изменяется человек, меняется и его язык. Все это приводит к нарастающей дилемме, порождающая две крайности: или «пуристическое признание» только одного способа выражения нормы , или «нигилистическое отрицание» ее существования . <Далее авторы приводят примеры, которые показывают многогранность слов, их правильное и неправильное употребление в речи…> Исследуя данную статью, можно отметить, что языковые нормы подвержены общим закономерностям развития языка– эволюции составляющей его системы. Практика речи может опережать нормативные рекомендации, которые для определенного периода отвечают своему назначению, но на каком-то этапе начинают отставать. Именно динамичностью нормы и существованием различных её вариантов в стилях речи объясняются различные показания словарей, приведённых в данной публикации.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.