Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Династия Алексеевых



 

Введение
Алексеевы - семья московских купцов-предпринимателей. Семья Алексеевых была весьма известна по своим заслугам и в промышленной, и в общественной областях, и в сфере искусства. Имя Константина Сергеевича Станиславского известно всему миру. В промышленной области Алексеевская фирма товарищества «Владимир Алексеев» работала по хлопку и шерсти. У них были хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. Было и огромное овцеводство и коневодство. Им принадлежит заслуга перенесения мериносового овцеводства из Донской обл. в Сибирь. Частично им принадлежала и золотоканительная фабрика — позднее кабельный завод, где директором был Станиславский

 

 

Династия Алексеевых

Купеческий род Алексеевых, один из старейших в Москве, пошел от крестьянина Ярославского уезда Алексея Петрова. Получив в первой половине ХVIII века вольную и приехав в Москву, он стал заниматься огородничеством и торговать горохом с лотка. В 1746 году по указу Главного магистрата он был причислен к московскому купечеству.

Алексей Петров имел двух сыновей. Старший, Семен Алексеев, положил начало знаменитой династии Алексеевых, которой суждено было сыграть заметную роль в торгово-промышленной жизни России. В 1785 году он учредил на Якиманской улице «Фабрику волоченого и плющеного золота и серебра», изготовлявшую тончайшую проволоку, блестки и канитель. В то время это была самая крупная в России золотоканительная фабрика.

На момент создания своей фабрики С.А. Алексеев принадлежал к купцам 2-й гильдии и вел торг в Серебряном ряду. Объявленный капитал составлял 1 100 рублей. В начале 1790-х годов он уже числился купцом 1-й гильдии. В 1797 году фабрика при 28 рабочих перерабатывала более четырех фунтов золота и 16 пудов серебра. Ее годовой доход превышал 56 тысяч рублей.

Историки отмечают любопытный факт: С.А. Алексееву по роду производства вначале была присвоена фамилия Серебрянников. Но все продолжали называть его Семен Алексеев сын. К концу жизни и он сам, и его дети уже официально носили фамилию Алексеевых.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, фабрика сгорела. В 1814 году С.А. Алексеев продал свое владение на Якиманской улице вместе с тем, что осталось от фабрики, купцу П.М. Вишнякову и перебрался на жительство на Большую Алексеевскую улицу. Новый участок представлял собой не тронутый пожаром островок земли, на котором уцелели сад и большой господский каменный дом ХVIII века с классическим фронтоном и колоннами. На этой же территории С.А. Алексеев создал новую золотоканительную фабрику.

Во время войны 1812 года С.А. Алексеев пожертвовал 50 тысяч рублей русской армии, о чем свидетельствовала запись на стене храма Христа Спасителя.

После смерти С.А. Алексеева (в 1823 году) предприятие возглавила его жена, Вера Михайловна Алексеева (урожденная Вишнякова), которая правила фабрикой бессменно в течение 26 лет. Эта единственная в роду Алексеевых женщина-фабрикант умело вела дела и успешно представляла фирму в коммерческих кругах и на выставках. В 1843 году торговый оборот фабрики достиг 500 тысяч рублей, что составляло более половины оборота всех 22 золотоканительных фабрик Москвы. За успехи в развитии золотоканительного производства В.М.Алексеевой было присвоено звание коммерции советницы. Она экспонировала свою продукцию в 1835 году на Варшавской и в 1839 году на Санкт-Петербургской мануфактурных выставках, удостоившись золотых медалей. В 1836 году фабрика получила право изображения государственного герба за отличную продукцию, представленную на Московской мануфактурной выставке. После смерти В.М. Алексеевой (в 1849 году) дело перешло по наследству к двум ее сыновьям - сначала к Петру, затем к Владимиру.

При Владимире Алексееве производство значительно расширилось. Новый владелец перенес фабрику на другую территорию - Малую Алексеевскую улицу.

В 1854-1855 годах здесь построили новые кирпичные корпуса, часть которых эксплуатируется до сих пор заводом «Электропровод». В 1857 году фабрика В.С. Алексеева была отмечена как лучшая за отличное устройство, введение на ней многих усовершенствований, « способствующих к увеличению и улучшению фабрикации», за « обширное производство канители и распространение сбыта ее в отдаленные заграничные владения». Продукция фабрики шла в Египет, Турцию, Бухару, Хиву, Китай.

В 1862 году, после смерти В.С. Алексеева, золотоканительная фабрика отошла к трем его сыновьям - Александру, Семену и Сергею. Они создали товарищество, названное в память отца «Владимир Алексеев».

В 1881 году на фабрике, впервые среди русских золотоканительных фабрик, были установлены паровые двигатели, а основные технологические процессы переведены на машинное производство. За год выделывалось 9 300 килограммов плющеного серебра и другой продукции на общую сумму 965 тысяч рублей. На фабрике трудились 450 рабочих, из которых 200 человек были заняты непосредственно на предприятии и 250 работали на дому в деревнях Московской губернии.

 

Моско́вская психиатри́ческая клини́ческая больни́ца № 1 и́мени Н. А. Алексе́ева (также «Кащенко» или «Канатчикова дача») — известная психиатрическая клиника, расположенная в Москве, на Загородном шоссе. До 1994 года носила имя П. П. Кащенко. Название же «Канатчикова дача» дано по местности, в которой построена больница — в середине XIX века там располагались загородные владения купца Канатчикова.

 

 

История

Бывшая церковь Иоанна Рыльского на территории больницы, ныне используется под морг

Больница была открыта в 1894 году на средства меценатов. Сбор средств проходил по инициативе городского головы МосквыН. А. Алексеева. Существует легенда, что один из купцов (предположительно, Ермаков) заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион (по другим источникам — 300 000) на больницу». Алексеев так и сделал — и получил деньги. Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова, а на деньги Ермакова был выстроен Ермаковский корпус.

Первые корпуса больницы, на 508 коек, были открыты в 1894 и 1896 гг., уже после гибели Алексеева (построены по проекту архитектораЛ. О. Васильева, при участии И. М. Рыбина). Вторую очередь (открыта в 1905) строил А. Ф. Мейснер. Впоследствии больница неоднократно расширялась. В 1994 году была выстроена часовня в память Алексеева.

С 1922 года называлась больницей имени П. П. Кащенко в честь главного врача, работавшего в больнице на протяжении четырёх лет. В1994 году больнице было возвращено прежнее название — имени Н. А. Алексеева.

 

 

АКТЕР-ЗАВОДЧИК

В 1882 году на предприятии появился правнук основателя компании Константин Алексеев. Незадолго до этого родителям будущего бизнесмена пришлось перевести свое чадо из гимназии в частный Лазаревский институт восточных языков – по причине хронической неуспеваемости. К приходу востоковеда Алексеева на фабрику золотоканительное дело переживало кризис. Товарищество «Владимир Алексеев» с трудом конкурировало с двумя десятками российских предприятий, теснили его и заграничные коллеги. С окончанием правления Александра II этот специфический рынок, что называется, «просел». Мода практически отказалась от золотого шитья, армия к продукции фабрики тоже теряла интерес. Для Константина Алексеева посещение предприятия долгое время было не более чем обязанностью, с которой необходимо мириться (все-таки семейный бизнес). Значительно больше Константина Сергеевича интересовал мир театра, где с 1885 года он был известен как актер Станиславский. Он имел хорошую прессу, на сцене его партнершей была сама Ермолова. После спектакля пролетку артиста окружала толпа юных поклонниц.
Утром он шел на фабрику и бродил по цехам, где рабочие тянули на станках канитель. К вечеру эта «канитель» заканчивалась, и заводчик Алексеев превращался в актера Станиславского.

 

 

Алексеевы и культура

На рубеже XIX-XX веков театральная семья купцов-фабрикантов Алексеевых занимала видное место среди московской интеллигенции. Конечно, прежде всего это было связано с именем Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского, уже в то время известного актера и режиссера, одного из основателей Общества искусства и литературы, а также Московского Общедоступного Художественного театра[7].

Спектакли труппы любителей московского Общества искусства и литературы, руководимого режиссером-любителем и актером Константином Сергеевичем Алексеевым-Станиславским, к своему седьмому сезону 1894/95 годов уже завоевали большие симпатии и известность у любителей театра.

Девичья фамилия Марии Сергеевны Аллиной – Алексеева; она младшая сестра Народного артиста СССР Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского, последний ребенок их родителей, появившийся на свет 31 августа 1878 года

Жизни всех детей Марии Сергеевны Севастьяновой-Аллиной, в той или иной степени, в том или ином виде оказались связанными с театральной деятельностью:

Евгений Петрович Оленин был драматическим артистом, шансонье – исполнителем интимных песенок, автором песен – сочинял музыку и тексты; когда было нужно – играл на фортепиано, был танцором.

Сергей Петрович Оленин был пианистом, художественным руководителем многих самодеятельных коллективов, получавших на смотрах дипломы, преподавал музыку и, в какой-то степени, исполнительство певцам и хорам, был композитором – писал романсы, фокстроты, танго и т. д.

Марина Петровна Оленина окончила Московское хореографическое училище при Большом театре. Много лет была характерной прима-балериной в городском театре Белграда, в Югославии.

Алла Васильевна Севастьянова закончила Школу-училище имени Е. Б. Вахтангова при одноименном театре в Москве, много лет была актрисой этого театра, перешла в Театр имени Моссовета, в котором тоже работала много лет; снималась в кино.

Герман Васильевич Севастьянов (Джерри Северн) был директором Русского балета в Америке, написал книгу по балету – руководство для занятий (постановка ног, корпуса, рук, экзерсисы, тренинг).

Таисия Васильевна Севастьянова работала помощником режиссёра в театре имени Е. Б. Вахтангова.

Балашов Степан Степанович, автор этих строк, много лет был участником, актером, а в дальнейшем руководителем коллективов самодеятельности разных жанров (драматического, вокального, эстрадного, киносъемочного). Эстрадный и киносъёмочный коллективы, им руководимые, в 1966—1975 годах работали на собственном, сочиняемом творческой группой коллектива драматургическом материале.

Василий Сергеевич Севастьянов (1875—1929), драматический тенор, обладал выдающимся сценическим темпераментом, прославился драматическим исполнением партии Германа в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. К лучшим его партиям следует отнести также Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе и Туриду в опере «Сельская честь» Масканьи. Большая его фотография в партии Хозе выставлена в музее Большого театра – в той части, которая располагается в фойе.

Рано потеряв голос, В. С. Севастьянов занимался антрепренёрской деятельностью, которая преследовала цель поднять драматическую часть оперных спектаклей; в частности, совместно с И. М. Лапицким занимался организацией Театра музыкальной драмы в Петрограде.

От брака с М. С. Севастьяновой (урожденной Алексеевой) имел сына Германа и двух дочерей – Аллу и Таисию. Вторым браком был женат на певице Аде Владимировне Поляковой.

Предполагая в сезоне 1918/19 годов держать антрепризу Оперного театра в Одессе, выехал с А. В. Поляковой в Италию для приглашения итальянских солистов в планируемый оперный сезон. Свершившаяся в России Великая Октябрьская революция застала его в Италии, а начавшееся массовое бегство белоэмигрантов через юг России лишило возможности вернуться на Родину.

Степан Васильевич Балашов (1883—1966), лирический тенор с пределом верхов на нотах ре диезми третьей октавы. Заслуженный артист РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Закончил вольнослушателем Московское филармоническое училище, брал уроки вокала (маэстро Мазетти и Григорьева, был Морозовским стипендиатом).

Первые самостоятельные выступления С. В. Балашова состоялись в 1910 году в Москве, в Кружке исторической музыки. В сезоне 1911/12 годов он работает в Московском театре миниатюр, помещавшемся в Мамоновском переулке.

В 1912 году С. В. Балашов переходит в частную оперу С. И. Зимина, в Москве, где работает в сезоне 1912/13 годов.

3 марта 1913 года дебютирует в Петербурге, в частной антрепризе Н. Н. Фигнера, в помещении Народного дома, исполнив партию Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. В этом спектакле С. В. Балашов впервые стал партнером Ф. И. Шаляпина, исполнившего партию Мефистофеля[25]. В последующие годы, вплоть до сезона 1921/22 годов (после которого Ф. И. Шаляпин уехал из Советской России), они встречались как партнеры в операх «Фауст», «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Паяцы», «Алеко».

Разразившаяся Первая мировая война оторвала С. В. Балашова от театра до 1917 года.

В сезоне 1917/18 годов С. В. Балашов возвращается в Оперный театр Народного дома, где антрепризу уже держал Аксарин. С сезона 1918/19 годов оперная труппа Народного дома преобразовывается в Петроградскую коммунальную оперу.

В 1919 году С. В. Балашов дебютирует на сцене Мариинского театра в партии Звездочета в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. С этого времени в течение 30 лет жизнь С. В. Балашова неразрывно связана с ленинградскими академическими оперными театрами – Мариинским и Михайловским (ныне Малый театр оперы и балета).

В конце XIX – начале XX вв. довольно широко практиковалось устраивать концертные вечера и спектакли с участием лучших артистических сил. Часть таких вечеров устраивалась с благотворительными целями, тогда обычно театральные билеты продавались по повышенным ценам, а денежный сбор поступал, например, в помощь малоимущим, нуждающимся студентам, или на поддержание богаделен, устройство больниц и т. п.

Так, в первое десятилетие XX в. в Москве довольно часто устраивались различные гала-представления, в том числе оперетт, вошедших тогда в моду; ставили «Цыганского барона» И. Штрауса, «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Прекрасную Елену» Ж. Оффенбаха, несколько позднее – «Гейшу» Джонса. Они часто проходили в помещении Театра Солодовникова на Большой Дмитровке, где постоянно играла оперная труппа С. И. Зимина (ныне это помещение Театра оперетты на улице Пушкина).

П. С. Оленин, служивший в Оперном театре С. И. Зимина певцом-солистом и ведущим режиссером, В. С. Севастьянов и М. С. Аллина участвовали в таких гала-спектаклях – например, в оперетте «Корневильские колокола» В. С. Севастьянов исполнял роль Гренише, а М. С. Аллина – Серполетты. В оперетте «Цыганский барон» они же исполняли роли Баринкая и Арсены, а Оленин играл «Свинского князя» (кажется, по либретто его называли Зуппаном и появлялся впервые на сцене с двумя поросятами под мышками и в сопровождении ещё нескольких небольших поросят (которых Петр Сергеевич специально для этого держал и дрессировал дома); поросята разбегались по сцене в разные стороны, а «Свинский князь» их ловил под восторг и овации всей публики. (Как доказательство справедливости написанного смотрите статью и фотографию П. С. Оленина в газете «Вечерняя Москва» за 29 августа 1997 года.).

Имя Ф. И. Шаляпина продолжает произноситься на все лады и в публике, и в прессе. Говорят и о нём самом, и о его концерте, печатают и воспоминания о нём, и пересказывают его интимные беседы, каким бы не место в прессе. Так один из «перескащиков» напечатал его, будто бы, резкий отзыв об одном оперном артисте-товарище.

Зная Фёдора Ивановича давно, зная его незлобивость и мягкость, мы не можем допустить такого отзыва, а если он и сказал что-либо подобное, то, думается, нетактично было напечатать полную фамилию его товарища, заслуженного артиста[8].

 

 

Заключение

Таким образом, купцы Алексеевы происходят из крестьян сельца Добродеева Ярославской губернии, принадлежавшего Наталье Никифоровне Ивановой.

Семья Алексеевых была весьма известна по своим заслугам и в промышленной, и в общественной областях, и в сфере искусства. Имя Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского известно всему миру.

В промышленной области Алексеевская фирма товарищества «Владимир Алексеев» работала по хлопку и шерсти. У них были хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. Было и огромное овцеводство и коневодство. Им принадлежит заслуга перенесения мериносовского овцеводства из Донской области в Сибирь. Частично им принадлежала и золотоканительная фабрика — позднее кабельный завод.

Промышленные дела Алексеевых сохранил в потомстве Владимир Семенович. Откуда и название фирмы. Главным ее руководителем был внук основателя, Владимир Сергеевич, брат Станиславского, сам человек чрезвычайно талантливый и большой знаток искусства.

В общественной деятельности Алексеевы дали Москве двух городских голов: Александра Васильевича (1840—1841) и Николая Александровича (1881—1893). Последний был энергичным деятелем, сильно двинувшим вперед городское хозяйство. О нем в Москве ходила легенда, пользовавшаяся большой популярностью, потому что в ее основе был подлинный эпизод; к нему пришел один богатый купец и сказал: «Поклонись мне в ноги при всех, и я дам миллион на больницу». Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, в ноги поклонился. Больница была выстроена.

Сын его, Григорий Александрович, был ближайшим помощником князя Львова по Земскому союзу[9].

 

                 

Список использованной литературы

1. Абалкин Л. И. Избранные труды. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2000. Т.3

2. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. Для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керона. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.

3. Боханов А. Н., Горинов М. М.История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: ООО «Издательство-АСТ», 2001. – 608 с.

4. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912

5. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

6. Ламан Н. К., Белоусова А. Н., Золотая нить, газета «Былое», 1991, № 6

7. Михайлова Н. В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.