Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Церковь может дать мощную поддержку.



Невозможно переоценить ту поддержку, которую  Церковь оказывает человеку в горе. При всех недостатках людей, посещающих церковь, нет группы, которая делала бы больше для тех, у кого горе.

Панихида, проходящая в привычном месте в сопровождении знакомых молитв, дает родственникам покойного тепло, какого они не найдут на  кладбище.

Провожатый, который поможет начать снова ходить к службе и совершать простейшие обряды в церкви, - вот средство помощи, которое предоставляет людям церковь.

 

ЧЕГО НЕ МОЖЕТ РЕЛИГИЯ

 

Помощь религии не безгранична.

Религия не может дать иммунитета от потерь.

Для некоторых религия служит чем-то вроде страховки от пожара: они читают Библию, посещают службы, вносят пожертвования, молятся и делают добро с единственной целью - избежать Божьей кары. Такие люди плохо подготовлены к встречам с утратами, которые неизбежны в нашем смертном мире. Вера не спасет от смерти ни нас, ни наших близких.

Мне кажется, гораздо больше смысла и гармонии в основном принципе христианских источников: наш мир смертный, несовершенный, бренный, порочный. Жизнь не всегда справедлива. Трагедии и потери - такая же часть жизни, как победы и радости. Я человек, и все это относится ко мне и моим близким. Единственное, в чем я уверен, - Бог не покинет меня ни при каких обстоятельствах.

Может быть, вам такие слова покажутся слабым утешением, но это самое нужное, когда у вас тяжелая утрата.

Религия не может вернуть умерших близких и умершие отношения.

Понимание, что вера не может вернуть нам умерших близких, не предполагает неверия в жизнь после смерти. Я не сомневаюсь, что мои умершие друзья и члены семьи находятся на небесах у Бога и им там хорошо. Я спокоен за них, но это нисколько не уменьшает мою грусть и одиночество от их потери. Я больше не увижу их в этой жизни. Эта часть моей биографии ушла безвозвратно.

Во время тяжелой утраты Церковь может стать для вас необыкновенно мощным источником. Но вы должны понимать, что утраты и горе - это часть жизни и верующего и неверующего. Всем нам достаются разочарования, драмы и смерть. Тяжелые утраты ранят всех, независимо от наличия веры или ее отсутствия.

Вы обретете надежду. Надежду, которая признает, что жизнь уже никогда не будет прежней, но настаивает, что она будет хорошей и полноценной. Вера может быть источником силы для достижения этой цели. Если вы верите, что во время утрат Бог остается с вами, у вас достанет мужества начать все сначала. Вы сможете принять новую обстановку, новый стиль жизни и будете знать, что в любых жизненных невзгодах, сейчас и в будущем, вы не одиноки.

 

ГЛАВА 11

ДЕТИ И ГОРЕ

Для детей потеря - тоже тяжелое потрясение

 

Представьте, что для вас в детстве означала бы смерть близких, развал семьи или другая тяжелая утрата:

· Вы испытываете ту же грусть, страх, злость, что и взрослые.

· У вас нет слов, чтобы выразить свои чувства.

· Еще не зная жизни, вы слабо представляете себе, что происходит.

· Вы считаете, что в чем-то виноваты.

Вот так что-то такое детское умирает, дети чувствуют горе взрослых, но у них нет слов передать свои чувства.

 

Когда взрослые стараются оградить детей от переживаний, часто получается еще хуже. Обычно дети думают, что взрослые обвиняют их в случившемся. Они привыкли думать в терминах поломанной игрушки или пролитой чашки, молчание взрослых и их грусть они воспринимают как свою вину. Если умирает кто-то из родителей или бабушка, ребенок начинает бояться, что все взрослые, которые его окружают, умрут.

Самое важное для нас, взрослых,- понять, что мы играем решающую роль в будущей жизни ребенка после тяжелой утраты. Когда взрослые помогают ребенку пережить горе так, как они помогают себе, на детской душе не остается шрамов. Если взрослые при утратах упускают из виду ребенка, эффект от травмы может сказываться всю жизнь и далее отразится на будущем потомстве. Ребенок, который унесет с собой во взрослую жизнь шрамы, полученные в детстве, будет равнодушен к чужому горю.

Мэтью и Лайзе было 6 и 8 лет соответственно, когда мать усадила их за кухонный стол, дала по тарелке каши, а сама вышла на веранду и застрелилась. Дети нашли тело и позвали соседей.

Отцу достало мудрости отвезти детей к опытному консультанту. Консультант сидела с Мэтью и Лайзой на полу и помогала им рисовать маму. Одни картинки отражали злость детей на маму за то, что она их покинула, другие - страх. Некоторые картинки относились к счастливым временам, когда мама была веселая.

В день похорон Мэтью и Лайза положили свои рисунки в гроб матери. Каждый из них добавил к ним подарок, который сам выбрал.

Несколько месяцев спустя консультант смогла убедить детей, что мама умерла не потому, что рассердилась на них. Не потому, что они не убирали за собой игрушки и одежду. Не потому, что они не доедали все, что положено на тарелку, или капризничали. Мама очень грустила. Она любила их и не хотела огорчать. Ее смерть была трагическим событием, которого они не смогли избежать.

Учителей воскресной церковной школы, куда ходили дети, предупредили, что они должны внимательно выслушивать Мэтью и Лайзу.

Со временем их отец снова женился. Мэтью и Лайза любят мачеху, а она старается, чтобы они не забывали мать. С ними все будет хорошо.

Когда же взрослые не думают о ребенке, результаты получаются совсем иные.

Розмэри была в том же возрасте, что и Мэтью с Лайзой, когда ее жизнь круто перевернулась. Ее отец, давно страдавший от тяжелого заболевания, неожиданно умер. К несчастью для Розмэри, окружающие взрослые не отреагировали на несчастье надлежащим образом, как в предыдущем случае.

Ее мать пристрастилась к алкоголю и наркотикам, отказываясь от поддержки друзей, семьи и церкви. Она вступала в частые связи с мужчинами, работала урывками. Розмэри начала мочиться в постель, похудела, плохо спала и выглядела запуганной.

Очень велика вероятность, что на душе Розмэри остались неизгладимые шрамы, а полученный ею эмоциональный удар отразится на всей ее дальнейшей жизни.

 

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ О СМЕРТИ

Чтобы дети оправились от встречи со смертью, взрослые должны сделать следующее:

1. Создать атмосферу открытости и честности, в которой детям нетрудно спрашивать и выражать собственные мысли и чувства. Пусть дети принимают участие в семейных разговорах об ушедшем человеке, о смерти и предстоящих похоронах. Когда дети маленькие, лучше делать это, сидя с ними на полу. Держите их на коленях, почаще говорите, что вы их любите, пусть они поплачут.

Помните: взрослые склонны скрывать чувства, а дети - проявлять. Приглядывайтесь, не нужно ли им ваше внимание.

2. Поинтересуйтесь, как дети относятся к смерти. Я задавал им такие вопросы:

· Ты был когда-нибудь на похоронах? Как это было?

· Тебе приходилось видеть мертвых или дотрагиваться до них?

· Как ты думаешь, что ты увидишь на похоронах?

· Что еще ты знаешь о смерти и похоронах?

· Что бы хотел узнать?

· О чем бы ты хотел спросить _______ (имя умершего)?

Детей очень успокаивает ваше желание поговорить с ними о свершившихся событиях. Сядьте рядом с ними на пол или за низкий столик, дайте им бумагу и карандаши, книжку-раскраску или вырезные картинки, чтобы они могли проявить себя.

3. Дать простую и точную информацию. Развеивайте ужасы, созданные детским воображением. Не употребляйте таких выражений, как "дедушка ушел от нас", "мама уснула" или "Бог забрал их к себе". Дети воспринимают подобные слова буквально: "ушел" - значит, не захотел с ними жить, "уснула" - они будут ждать, когда она проснется (или сами будут боятся засыпать). Я не раз слышал, как ребенок со страхом говорит, что если Бог захочет, то следующим возьмет его.

В возрасте лет семи пользу, помощь и облегчение могут принести вот такие слова: "Когда кто-то умирает, это значит, что его тело больше не работает. Сердце не бьется, не надо дышать, есть и спать. Ему не бывает холодно, жарко или больно. Тело ему не нужно, а это значит, что мы его больше не увидим".

Вам придется повторить это не раз, потому что дети не воспринимают смерть как продолжительное состояние.

Дун было три года, когда погиб ее 12-летний брат Майкл. Она буквально поняла слова, что он ушел, и ждала, когда снова его увидит. Тело Майкла кремировали, и семья повезла прах в другой штат, они намеревались предать его земле. Дун смотрела на пепел в пепельницах в аэропорту и думала, что это Майкл.

Каждый раз, как вы видите, что ребенок в замешательстве, повторяйте ему прежнее утверждение. Начните так: "Помни, что _____ (имя) умер, а когда кто-то умирает, это значит, что мы его больше не увидим".

4. Рассказать детям заранее о том, что они увидят на панихиде, что там будет происходить. Если можно, покажите рисунок гроба. Опишите, как выглядит тело. Если будут видны раны или другие отметины, опишите их как можно проще.

Часто спрашивают: разрешать ли детям дотрагиваться до мертвого тела? Ответ - да, если они хотят и если заранее подготовлены к этому. Дети по природе своей любопытны, и если прикосновение к телу безопасно, то пусть дети узнают то, что хотят знать. Объясните им понятными словами, что тело холодное, а не теплое. Дайте потрогать свою руку, а потом кожаную обивку стула. Скажите примерно так:

Если хочешь, ты можешь потрогать (имя). Но раз ее (его) тело не работает, оно теперь на ощупь другое. Не теплое и мягкое, а холодное и твердое. ____ (имя) не будет больно, если ты ее (его) потрогаешь, тебе тоже.

Существует много рассказов о том, какой вред детям наносит прикосновение к мертвецу. Я не сталкивался с подобной реакцией и не слышал о таком от тех, кто имел дело со смертью. Эти страхи скорее отражают беспокойство взрослых в связи со смертью. Ключ ко всем детским переживаниям лежит в отношении взрослых.

5. Дать детям возможность проститься. Проще и эффективнее всего позволить им нарисовать картинки, которые потом они положат в гроб. Сохраните копии. Если ребенок школьного возраста, он может написать записку и положить ее в гроб. Кроме записки ребенок может положить в гроб фотографии, особенно где умерший снят вместе с ребенком, послания на кассетах, игрушки или предметы одежды, как бы на память.

Ничего нет плохого в том, что дети видят слезы взрослых. Объясните, что вам очень не хватает умершего человека и поэтому очень грустно.

 

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Проявления детского горя зависят от возраста. Малыши не то что не горюют - они воспринимают смерть иначе, чем старшие дети и взрослые, и иначе проявляют себя. Утраты и горе - часть жизни человека, начиная с младенчества.

 

Младенчество

Младенцы проявляют понимание утраты уже на первом году жизни. Для развития им требуется, чтобы их держали на руках, похлопывали, тискали.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.