Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская народная деревянная игрушка.



Русская народная деревянная игрушка.

 

Полено, чурка, щепка, дощечка — вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в Поволжье, и под Москвой. С этого же начинается и работа народных резчиков и токарей. Но как отличаются игрушки разных областей! Казалось бы, где развернуться фантазии? И тут коник и там коник. Но, если выстроить всех этих коников, запряженных и незапряженных, какую бы диковинную процессию они образовали. Здесь каждая игрушке будет отличаться своим особым силуэтом, неповторимым пластическим решением формы. «В дереве все есть, только в нем это увидеть надо...»,— сказал однажды прекрасный художник, мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов одному автору, писавшему книгу о загорских резчиках. Народные мастера умели находить разнообразные, технические и художественные приемы, которые утверждались со временем как художественные особенности, становились манерой, определявшей стиль тех или иных центров изготовления игрушек.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы.

Самое притягательное в ней — ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь. То конь окажется слишком уж горд, то кукла-баба чрезмерно «расфрантилась» и застыла в величественной позе, смешная своей важностью.

Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке были барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставлялись положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Непременный персонаж — могучий конь — первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый увалень-медведь, наделяемый подчас некоторыми человеческими чертами.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть, и раньше у восточнославянских племен были известны деревянные игрушки. Археологи находят деревянные игрушки и на территории древнего Новгорода, и в Старой Ладоге.

Игрушки XVIII века сохранились в музеях в небольшом количестве, наиболее полно собраны произведения деревянной народной игрушки XIX—XX веков.

Где же изготовлялись деревянные игрушки? Делали их в местах, богатых лесами, где дерево с давних пор прочно вошло в хозяйственный обиход населения.

Очаги игрушечного производства существовали в XIX веке на Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской и Вологодской губерниях, в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в некоторых местах Владимирской губернии.

Целый куст игрушечных промыслов возник в Нижегородской губернии. Знамениты деревообрабатывающие и художественные промыслы этой губернии — корабельная и домовая резьба, роспись хохломской точеной утвари, семеновское ложкарство, точение веретен, городецкая резьба и роспись. Они определяли в целом высокий уровень народного искусства края. Из среды волжских потомственных мастеров выходили и талантливые игрушечники. Самобытные центры народной игрушки появились в Пурехе, Лыскове, Городце, Семенове, в Федосееве, в Полховском Майдане и в других местах.

Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи. Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое. Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия. На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

Но главнейший центр игрушечного производства связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад (город Загорск), и деревня Богородское, что в двадцати семи километрах от Загорска.

Искусство этих мест так тесно переплетается, что иной раз трудно определить, чье изделие держишь в руках. В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко изделия богородцев также окрашивали. В XIX веке Сергиевский посад стал ведущим в России по производству кустарной игрушки.В 1964 году отмечалось трехсотлетие этого старейшего очага народного искусства.

 

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку "день - ночь". Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.

 С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

 Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.