Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А христиане знают? (о Дне Святого Духа)



А христиане знают? (о Дне Святого Духа)

Православная Церковь в своей земной основе - это собрание верующих людей, объединенных единством веры, учения, участием в Таинствах[1]. Все христиане, речь идет о православных, веруют во Единого Бога Отца, и Сына и Святого Духа[2]. Вроде бы все это известно и понятно, но, к сожалению, большая часть крещеных христиан имеют слабое представление как о своей вере, так и о собственной Церкви. Более того, они часто критикуют и веру, и Церковь…

Размышляя над этим, можно раскрыть множество аспектов этой проблемы, но в данной статье нам хотелось бы обратить внимание на другую сторону медали. Дело в том, что не только маловоцерковленные, но и давно ходящие в Церковь, практически мало что знают как о собственной вере, так и о Церкви. Причины таких явлений можно перечислять долго, но основные из них будут: теплохладность, духовная лень и нежелание изучать свою родную культуру.

Для примера мы возьмем особое время жизни православного человека – это праздники. Мало кто знает, что существует целая наука о христианских праздниках – эортология[3]. Но именно в этом разделе литургики[4] поясняется смысл праздника, его духовный стержень и значение.

Итак, недавно православные отметили праздник под названием «День Святого Духа», который всегда отмечается на следующий день после дня Пятидесятницы[5].

Но почему? Откуда взялась эта традиция? В чем заключается духовный смысл праздника? Отсюда же вытекает и практический аспект вопроса: как проводить этот день, можно ли, например, делать посадки и работать на земле в этот праздник? Ответ на первую часть вопроса очень прост[6], дело в том, что в богослужебной практике Церкви издревле принят особый обычай, относящийся к двунадесятым праздникам.

На следующий день после самого двунадесятого праздника положено отмечать память тех святых или ангелов, или, Самого Бога, кто совершил особое действие в этот день. К примеру, возьмем праздник Крещения Господня[7]. В день Крещения Иоанн Предтеча совершил обряд Крещения Иисуса Христа, поэтому на следующий день установлен собор Иоанна Крестителя; другой пример: Рождество Христово, Дева Мария родила Спасителя, а на следующий день, 8 января, установлен праздник Собор Пр. Богородицы; ну и заключительный пример: День Пятидесятницы, когда на учеников Иисуса Христа сошел Св. Дух и они стали апостолами. Соответственно, на другой день приходится память того, кто совершил это действие, то есть память Св. Духа.

Интересно, что память Третьего Лица Св. Троицы отмечается совсем не торжественно: на утрени нет ни Полиелея, ни чтения Евангелия, ни помазания. Это простая славословная служба. На литургии тоже нет специальных праздничных антифонов и входных стихов, все это явно указывает на то, что самая главная служба уже прошла – она совершилась вчера, в день Троицы. Однако в православном мире отношение к этому дню особое. Так нам приходилось слышать из уст авторитетного священника, что именно в этот день сходит благодать Св. Духа на березовые веточки, и брать их из храма стоит именно в понедельник, а не в день Пятидесятницы[8].

Но если бы только этот аспект, гораздо более важным вопросом считается запрет на работу с землей в этот день с аргументацией: «Земля именинница». Уже многие годы, даже при советской власти, старались соблюдать этот обычай. Но как к этим традициям относится Церковь? Запрещает ли она сажать цветы и овощи в этот день? И по каким причинам?

Конечно, для православного сознания сложно представить землю именинницей, это реликты архаического, языческого отношения к земле – матушке, кормилице. Мы же, христиане, не считаем этот обычай, освященным Церковью. Второе. Можно ли работать с землей? Здесь надо сразу отметить, что День Св. Духа считается малым праздником в Церкви[9], а в любой праздник христианин призван в первую очередь к посещению службы, молитве и духовному деланию. Да и само слово «праздник» значит быть праздным, ничего не делающим. Поэтому в этот день, как и другой праздничный день, мы призваны к телесному покою, хотя вовсе не запрещено, особенно в условиях Крайнего Севера, посадить жизненно необходимые продукты питания.

Делаем вывод, что работа с землей сама по себе не запрещена, но не приветствуется любая работа! Как некий средний вариант, возможно, посетить службу, почитать духовные книги, а после обеда выйти на поля. Будем помнить слова Христа о том, что«суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Таким образом, в столь краткой статье мы обращаем внимание верующих христиан на правильное отношение к праздникам, призываем бережно хранить древние христианские, а не языческие традиции и в меру сил и возраста стремиться к духовному обновлению и самообразованию. Будем помнить, что Спаситель призывает нас к совершенству и ставит для нас примером этого совершенства Бога Отца (Мф. 5:48).


[1] Евхаристии, Покаяния, Крещения и др.

[2] Смотри православный символ веры.

[3] Зачем это знать? Гораздо проще сбегать на службу, постоять, поплакать или помечтать или просто помолиться о себе и своей семье – таков, зачастую, узкий круг проблем для прихожанина.

[4] Науки о богослужении.

[5] В Церкви этот день еще называют днем Св. Троицы, а также днем Сошествия Св. Духа на апостолов. Три разных названия для одного дня – не многовато –ли? Если разбираться (что не является предметом этой статьи) то читатель легко обнаружит тесную взаимосвязь этих названий.

[6] Зачастую совсем неизвестен для воцерковленных людей, к сожалению.

[7] Этот праздник, кстати, тоже имеет ряд названий: Крещение Иисуса Христа; Св. Богоявление; Просвещение.

[8] Это, конечно, личное мнение иерея, так как большая часть священников раздают веточки в сам день Троицы.

[9] Смотри богослужебные указания выше.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.