Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс. Сказочная Гжель»



10.

@  Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Скопинской керамике (приложить).

Итак. Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера.

Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.

  

& Литература для чтения детям о промысле:

11.Ведущие мастера промысла: По достоинству оценен труд Скопинских мастеров. Среди них есть народные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

12.

& Методические статьи:

 

 

 

Г Ж Е Л Ь С К А Я К Е Р А М И К А

Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел - подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие.

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерется со своей старухой; мальчик-поводырь ведет нищего.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, взяв за основу образцы дорогого фарфора. Стараниями гжельских мастеров статуэтки приобретали черты, простой глиняной игрушки. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны ближнего Востока. Учитывая вкусы покупателей, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого азиатского фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX-начале XX веков получило название агашка. Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок, и было предано забвению. Только в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой, искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрожденного промысла послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Н.И. Бессорабова не только создала ряд предметов нового ассортимента: кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы, но и обучила мастериц забытым приемам кистевой росписи.

 

1.Место нахождения промысла: 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие

 

2.Материал первоосновы: глина…………………………………………………………………….

3.Способы украшения, материалы: ……роспись одноцветная синяя подглазурная (кобальтом)

4.Виды продукции: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне, кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы

5.Цветовая гамма (закрасить)

Ф О Н   Р О С П И С Ь  

6.Композиционные элементы узоров (рисунки приложить):

Дать названия: ……………………………  

 

7.Вид узора: цветочный………………………………………………………………………..

8.Использование в начальной школе

þ Класс, учебная дисциплина …………………………………

þ Формы работы (конкретные названия, р.)

……………………………………………………………………………………………………………………………Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель

Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
• обучающие
1. Познакомить детей с росписью «Гжель»
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.

• Развивающие
1. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
2. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.

• Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: слайды, посуда и статуэтки с росписью «Гжель», схемы орнаментов, на доске слова «гончар», «фарфор», «кобальт», «палитра», «эскиз».

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Вводная часть
Учитель:
- Отгадайте загадки:
1.Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это-…(птица)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё-беда:
Она их главная еда. (цветы, трава).
Учитель: Правильно, ребята! Птицы, травка, цветы, завитки-главные элементы росписи, о которой мы сегодня узнаем на занятии.

III. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся c русским народным творчеством и называется оно ГЖЕЛЬ.
В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Учитель: -Кто такие гончары?
(мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины подвергались обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались однажды они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке- курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная сахарница получилась.
Стали думать да гадать как бы такую красоту украсить?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое небо с белыми облаками, вдали синий лес, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали её ласково называть «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ посуды с росписью «гжель») Физминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два-три – нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдыхаем.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики
Сегодня объединение «Гжель»- современное предприятие, в состав которого входит 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки камины, люстры и многие другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются огромной популярностью в России и за её пределами.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне- исключительно гжельская традиция, которой не найдёшь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Давайте попробуем на нашей палитре получить как можно больше оттенков синего цвета.
(пользуемся синей краской только одного цвета)
Так как гжельские мастера расписывали свои изделия цветами, листьями, завитками, птицами
Давайте попробуем также красиво нанести свой узор (эскиз) на бумагу. Сначала вы подумайте, что изобразите на своих изделиях.
(Учитель показывает на доске приёмы и технику мазков, работу кистью) Дети пробуют сделать свои эскизы - А сейчас, когда вы продумали, какой узор будете наносить на свои изделия, можете приступать к работе. Не торопитесь, работайте спокойно.
(Звучит спокойная музыка.)

 

9.Игровые упражнения (название, ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

@ Описать игровое упражнение

 

Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически: Урок изобразительного искусства

3 класс

по теме:

«Сказочная Гжель»

Тип урока:комбинированный

Цель:создание благоприятных условий для ознакомления обучающихся с особенностями гжельской росписи (расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве)

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с историей и традициями гжельского промысла, с особенностью росписи, с технологией изготовления
  • Коррекционно-развивающие: развитию эстетического вкуса и фантазии; формирование ручной умелости и навыков работы с художественными материалами; развитие усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками; развитие зрительного восприятия
  • Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего народа, воспитание самостоятельности

Методы обучения:

  • рассказ
  • демонстрация
  • применение ТСО
  • практическая работа

Материалы и оборудование:

  • Для учителя: презентация, музыкальный клип о гжели, предметы народного прикладного искусства «Гжель» (фигурки, посуда т.д.), репродукции; плакат: «Основные цвета гжели»; лист бумаги+большая плоская кисть+гуашь и палитра (для демонстрации мазка)
  • Для обучающихся:
  • Кисти
  • палитра
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  • гуашь белая и синяя или акварель


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.